Алексей Гусев в интервью Светлане Гомзиковой, корреспонденту ежедневное интернет-издание «Свободная Пресса»: Евросоюз приостановил работу над соглашением о безвизовом режиме с Турцией. Эта новость пришла 11 мая 2016 года из Страсбурга, где, как передает ИА ТАСС, проходит пленарная сессия Европарламента (ЕП).
Напомним, в обмен на сокращение Турцией потока беженцев с Европу Брюссель в марте пообещал Анкаре 6 млрд евро и отмену визового режима для турецких граждан к лету этого года. Но лишь в том случае, если до конца июня Турция выполнит пять условий ЕС, включающие законодательные реформы, в том числе в сфере борьбы с терроризмом (полный список требований к турецкому руководству содержит 72 пункта).
Это предложение Еврокомиссии (ЕК) в среду должны были рассмотреть на пленарной сессии депутаты Европарламента. И, в общем, мало кто сомневался в том, что с их стороны оно встретит какое-либо противодействие.
Однако председатель Европарламента Мартин Шульц и лидеры политических фракций ассамблеи приняли решение приостановить обсуждение досье о предоставлении Евросоюзом безвизового режима для Турции «до полного выполнения Анкарой всех требований».
В чем причина такой внезапной «заморозки» визовой либерализации для турок? Значит ли это, что ЕС больше не хочет заигрывать с Эрдоганом даже ради сокращения потока беженцев?
Комментирует замдиректора руководителя Центра стран СНГ Института Европы РАН, доктор политических наук Алексей Гусев. По его мнению, Европарламент принял «достаточно серьезное решение». Оно продиктовано, на мой взгляд, проблемами внутри самой Турции, где сейчас намечаются очень серьезные перестановки в руководстве. Прежде всего, в руководстве правящей «Партии справедливости и развития», которую возглавлял премьер-министр Ахмед Давутоглу. Фактически с 22 мая он снимает с себя полномочия, и баллотироваться уже не будет.
Но это — что называется — за скобками. Об этом никто старается не говорить. По крайней мере, в Европе. На самом же деле, те события, которые произошли с начала мая в самой Турции, они, конечно, являются основополагающими.
Дело в том, что Давутоглу придерживался все-таки достаточно мягкой позиции по вопросу развития турецко-европейских отношений. Сейчас ситуация резко меняется. Эрдоган, в отличие от бывшего университетского профессора Давутоглу, человек сугубо прагматичный. И он четко преследует свои цели.
Для него самое главное — деньги, которые он может получить от европейцев. Но европейцы кормят его обещаниями. По сути дела, очередные три миллиарда — «заморожены». И Эрдоган уже выдвинул условие ЕС — мол, они потратили уже 10 млрд евро на эти проблемы. Поэтому он хочет эти деньги получить. На самом деле, они эти деньги не потратили в таких объемах. Но позиция достаточно простая — сначала деньги, потом беженцы.
Что касается безвизового режима для турок, то полагаю, что сейчас идет торг. И, скорее всего, Анкара своего добьется. Вопрос, чего это будет стоить Европе?
Алексей Гусев в интервью Светлане Гомзиковой, корреспонденту ежедневное интернет-издание «Свободная Пресса» http://www.svpressa.ru/ 12.05.2015 года, эфир в 08:08.
Подробнее: http://svpressa.ru/politic/article/148340/