(Краткие тезисы выступления автора на круглом столе "Институциональная среда инновационного развития в зарубежных странах и России", 25 ноября 2009 года, МГУ им. М.В. Ломоносова)Сегодня в поле нашего зрения институты России, ответственные за отношения России с внешней сферой, а именно:
ВопросСпособна ли сложившаяся в стране
институциональная среда и прежде всего система внешнеэкономических связей квыполнению
стратегических задач по модернизации и переводу экономики на инновационный путь развития,так как это сформулировано в Послании Президента России Д.А. Медведева? Способна ли она содействовать решению этих задач?
ОтветДаже первый взгляд на эту проблему говорит, что не только не соответствует,
не только не способна, но и выступает мощным заградительным барьером на пути развития России. Cущество проблемы
Игнорирование предписаний высшего уровня, в т.ч. Послания Президента, а также других предначертаний. Предписания есть, но система ВЭС глуха к ним: нет надлежащего контроля, нет четких мероприятий по их реализации, нет отчетности за исполнение. И так из года в год!
ПримерыПроигнорирована, положена "под сукно" стратегическая установка государственно-доктринального плана, обозначенная еще в 1996 году в "Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию". В ней значится: "
Остро встает вопрос разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей". Никто и пальцем не пошевелил для ее разработки и принятия!!
Или ноль внимания к призыву Совет Федерации РФ: считать в качестве ключевой задачи и базового подхода по приоритетным направлениям развития страны в новом столетии
"разработку и принятие новой доктрины развития России в ХХI веке и разработку стратегического арсенала ее реализации, исходя из общих тенденций геоэкономического развития". Как и 14 лет назад ВЭС держит под спудом и не реагирует на
геоэкономический вызов. Не получают должного развития геоэкономические предписания 2007 года, данные в Политическом докладе "План Путина - достойное будущее великой страны" VIII съезда партии "Единая Россия". Там четко сказано: : "
...перед Россией по-прежнему стоят серьезные вызовы... вызов геоэкономический, вызов технологический... Россия должна быть готовой к этому, должна научиться эффективно действовать в геоэкономическом пространстве". Через 12 лет! руководство России вынуждено пойти по второму кругу - сама жизнь заставила вновь обратить особое внимание на геоэкономический вызов. И вновь со стороны системы ВЭС глухое непринятие указания!
Да и то понятно - если надлежащим образом не реализуются эти высшие предписания, то, что уж говорить о предупреждении научного сообщества (1995 год!) о "Геоэкономическом вызове России" и о бесконечных призывах ученых обратить внимание:
- на геоэкономический передел мира,
- на запаздывание и вялость России в деле освоения геоэкономического пространства и в связи с этим отставанием грозной опасности - оказаться в аутсайдерах геоэкономического передела мира! И, в конце концов, объектом геоэкономического нападения и силового диктата.
- на необходимость выработки и принятия геоэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации с формированием приоритетных векторов освоения геоэкономического пространства.
И что? Бесполезно! Институты ВЭС России не слышат этого, да и не могут услышать - они устарели, они были рождены для других целей, задач, стратегий, они работали в иных условиях - до глобалистских, до кризисных.
ПричиныПервая. Система ВЭС России несет на себе печать прошлого как родовую травму. Старое, отжившее, отринутое россиянами еще 20 лет назад как тяжеленные гири висят на ногах России. И не только на ногах! Как занозы сидят в мозгах идеологические догмы советского периода!
Догмы геополитического (мобилизацмонно-милитаристского) пошиба. Плановая система как огня боялась впустить в воспроизводственные циклы "иностранный элемент" - транснационализацию, охватившую весь мир начиная с начала 60-х годов прошлого столетия. Было наложено идеологическое "табу" на внешнеэкономические, т.е. воспроизводственные связи, подменив их "торговыми". И
эта, до сих пор не изжившая себя советская микояновско-патоличевская "торговая модель" держит нас за горло - она оставила нам только одно звено - общее разделение труда, отринув
частное, единичное, технологическое, межанклавное и т.п. Здесь истоки нашей колониальной, деформированной экономики - сырьевой, "углеводородной", истоки экономики, поставленной на службу перекошенному внешнеторговому обороту и милитаризму.
Вторая. Старая властная партийная элита, ее комсостав и советский директорский корпус вкупе с советскими латифундистами
избежали санации. Они перекрасились под демократические лозунги, оставшись на старых идеологических позициях. Они нигде и везде. Все произошло тихо и невинно! Переименовать кафедры марксизма-ленинизма в политологические, социологические, культурологические, дать отсидеться на них бывшим советским "бойцам идеологического фронта", с их патологической ненавистью ко всему "не нашему", с их жаждой реванша и "возмездия" миру за свои промахи и неспособность удержать власть. Многие из них подались (на всякий случай!) в "ученые", теперь они "видные" философы, политологи, социологи, культурологи.
А сколько сталинизма в высших академических научных и образовательных кругах!Третья. Ослепить себя геополитикой, не видеть и не осознавать экономических приоритетов мирового развития над политическими;
вытащить из советской эпохи (на радость всего постиндустриального техногенного мира!) колониальную структуру экономики, сохранить ее в первозданном виде, и, более того, придать ей новые стимулы к развитию;отринуть промышленную инжинирию, инновации, инфраструктурную модернизацию; внедриться во все поры государственного управления, пробраться на ключевые позиции в системе внешнеэкономических связей России; забить университетские библиотеки старыми советскими учебниками, дабы готовить себе смену, с надеждой на реванш в будущем - вот далеко не полный перечень нашего "нового" застоя, -
застойной институциональной среды ВЭС- нашей "новой" опасности, истоков, разнобоя в векторах развития.
Четвертое. Как и в советское время, мы остаемся придатком мировых воспроизводственных циклов, а наши внешнеполитические и внешнеэкономические структуры смирились с ситуацией, несущей России бесперспективное прозябание. Мы судорожно вглядываемся в кривые движения сырьевых цен: опрокинутся они или нет, поменяются транзиты или нет, наберут силу альтернативные источники энергии или нет? Если "да" - экономика пойдет ко дну! Эта ситуация освящена "большой наукой": т.н. "международники" сделали и делают все, прославляя "наши преимущества международного разделения труда". "Такого" разделения!? "Преимущества" выступать в роли "хозяйственного двора" мировых воспроизводственных циклов!? Итог: в разразившемся мировом кризисе мы одни из первых оказались у "разбитого корыта". Многие известные учёные (
В.П.Колесов, М.Н.Осьмова, И.П. Фаминский, Ю.Ф. Кормнов, Ю.В. Шишков, В.С. Паньков, П.С. Завьялов, И.А. Спиридонов, Л.В. Сабельников, Б.С. Ваганов, Г.М. Тучкин, Д.И. Костюхин, С.И. Долгов, И.А. Кириллов, Ю.В. Пискулов, В.В. Поляков, А.Д. Некипелов, Ю.Ф. Шамрай, В.В. Савастьянов, М.П. Миронов, О.М. Юнь, Б.М. Смитиенко, Н.Н. Иноземцев, Ф.Г. Пископель и др.) в своих работах отмечали опасную тенденцию к структурному перекосу и деиндустриализации страны. Однако всё это оставалось "гласом вопиющих в пустыне" - микояновско-патоличевская система ВЭС была не способна к новациям.
ПоследствияМировой кризис, - сырьевая экономика попали, в первую очередь, под его удар, обнажился неконкурентоспособный, неразвитый промышленный сектор, особенно его высокотехнологичное звено. Кризис во весь рост обнажил и прислонил к элите грозный вопрос:
как в сжатое время отодвинуть надвигающуюся опасность развала России и ухода с исторической сцены, как в сжатые сроки диверсифицировать экономическую структуру страны? Как реально приступить к исправлению ситуации с тем, чтобы наверстать упущенное
Но, нет худа без добра - кризис выбил почву из под ног наших "международных" научной и образовательной школ ВЭС, взлелеянных на апологетике советской микояновско-патоличевской модели.
И в этом кризис преподал нам урок, он встряхнул нас, заставил внимательно оглядеться окрест, холодным и спокойным "оком" оценить ситуацию.
Выход есть - нужно обратиться к "новому знанию" о мире, в котором мы живем! "Умная, рациональная политика, государственный прагматизм должны вытеснить из политической сферы все неразумное... Политика становится все более сложным, я бы сказал, наукоемким делом"" - отметил Президент Д.А. Медведев в Ярославле, выступая 14.09.09. на конференции "Современное государство и глобальная безопасность"
Применительно ВЭС настало время обратиться к новому знанию о мире - глобалистике и ее разделам: геоэкономике, геофинансам, геинформатике и др. геонаукам. Через их призму мы выходим на новую институциональную среду, на новый набор институтов. Первое. Развернуть работу по подготовке проектов
- "Государственная геоэкономическая доктрина развития России"
- "Геоэкономическая концепция внешней политики и стратегии Российской Федерации". - Разработать и принять
Закон-доктрину об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условияхВторое. Во главу угла поставить
геоэкономические интересы России и вести дело об их уравновешивании с другими мировыми игрокамиТретье. Нацеленность на стратегические геоэкономические практики! Приступить к реализации ряда глобальных инициатив!Четвертое. Незамедлительно приступить к внутрироссийским геоэкономическим преобразованиям - геоэкономическими процессами необходимо управлять!
-
подготовить "Геоэкономический манифест";
- сформировать "Программу геоэкономических действий".-
учреждить Геоэкономический научно-аналитический центр стратегического планирования (ГНАЦСП). - назрела острая необходимость создания государственного органа -
Геоэкономического комитета (ГЭК),- приступить к формированию
реестра российских ударных финансово-промышленных структур (групп) стратегического статуса как носителей националаных геоэкономических интересов России с обеспечением их защиты со стороны государства.
- выйти на новый,
геоэкономический уровень разработок проблем национальной безопасности, используя научный задел в этой сфере.
- приступить к созданию электронной (компьютерной) версии
геоэкономического атласа мира, а также его российской (национальной) части - приступить к проработке новейших
высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования в геоэкономическом пространстве в целях оснащения ими ударных российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса.
- разработать
новую модель загранпредставительства России, исходя из геоэкономической парадимы развития.
-
кадры: в России назрела острая необходимость в подготовке в высших учебных заведениях специалистов в области глобалистики и геоэкономической стратегии. Приступить к формированию высшего профессионального образовательного учреждения -
Федерального геоэкономического университета.-
сформировать Фонд поддержки исследований глобалистики и геоэкономики, издания журнала "Геоэкономика и глобалистика", а также научных монографий, учебников, словарей, учебных пособий и т.д.
Первый серьезный шаг сделан - в рамках Государственной Думы по инициативе Комитета по транспорту, Комитета по международным делам, Постоянно действующего форума "Запад-Восток: интеграция и развитие", Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики учреждена
Рабочая геоэкономическая группа. Она приступает к работе по геоэкономическому обустройству России!
____________________________
© Кочетов Э.Г., 2009
Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук.
www.viperson .ru
25 января 2010 г.
viperson.ru