Баскская террористическая национал-сепаратистская организация ЭТА поставила своеобразный рекорд долгожительства в ряду террористических организаций Западной Европы: в 2009 году ей исполнилось 50 лет. Однако сейчас ЭТА переживает далеко не лучшие времена. В результате серии ударов, нанесенных испанскими и французскими силами безопасности, ее позиции ослабли как никогда прежде. В лагере сторонников боевиков усилились разногласия. Приближается ли финал баскского терроризма - острейшей проблемы современной Испании? За экспертным комментарием мы обратились к профессору кафедры сравнительной политологии МГИМО Сергею Хенкину.
- Сергей Маркович, расскажите, чего стоила испанскому народу 50-летняя деятельность ЭТА?
- ЭТА начала борьбу за "независимую социалистическую Страну Басков" еще в годы франкистской диктатуры, взяв на вооружение марксистские идеи. Казалось бы, переход Испании к демократии, сопровождавшийся предоставлением Стране Басков такого объема прав и свобод, какого она никогда не имела в своей истории, создал условия для прекращения деятельности боевиков. Однако "военная" фракция ЭТА (в отличие от самораспустившейся "военно-политической") осталась на непримиримых позициях, считая своим врагом испанское государство независимо от существовавшего в нем политического режима. По мнению ЭТА, испанское государство "превратило Страну Басков в свою колонию". На счету ЭТА - 829 убитых, примерно 2 тыс. раненых и десятки похищенных. К этому следует добавить целые семьи, вынужденные покинуть Страну Басков, предпринимателей и торговцев, с которых взимается "революционный налог", и множество людей, которым угрожают террористы, - политиков, журналистов, судей, профессоров.
- Лагерь радикальных баскских националистов - "левых баскских патриотов", как они сами себя называют - не исчерпывается одной ЭТА. Какова структура движения за независимость басков и в чем причины его укорененности?
- ЭТА является неформальным лидером так называемого Движения за национальное освобождение басков - полулегальной сетевой структуры, включающей ряд общественных и профсоюзных ассоциаций и групп, а также СМИ и местных радиостанций. Политический представитель ЭТА - партия Батасуна (до 2001 г. - Эрри Батасуна). Многие годы Батасуна была второй по значимости националистической партией в Стране Басков. В 2002 г. она была запрещена. После этого на политической сцене действовали партии-наследники Батасуны, которые также были запрещены. Основная причина укорененности национал-сепаратизма - это культурно-языковое своеобразие баскских провинций и его неадекватная, во многом мифологическая интерпретация радикальными националистами. Обосновывая свои претензии на отделение региона от Испании, они преувеличивают и абсолютизируют его специфику.
- Как относятся к ЭТА жители Страны Басков и Испании в целом?
- Отношение к ЭТА в Стране Басков и во всей Испании постепенно менялось. В годы франкизма этарровцы, мужественно боровшиеся с диктатурой, были овеяны ореолом романтики в глазах испанской общественности. На этапе демократии преступления боевиков привели к тому, что в ЭТА начали видеть силу, несущую лишь смерть и разрушения.
- Меняется ли в рядах ЭТА отношение к насильственным методам борьбы?
- В самой ЭТА и в ее окружении со времен франкизма, то усиливаясь, то затихая, идут споры относительно целесообразности применения насилия. Разногласия особенно обострились в декабре 2006 г., после того, как боевики сорвали переговоры между правительством Испанской социалистической рабочей партии и Батасуной. С тех пор власти заняли бескомпромиссную позицию: никакие переговоры с террористами вестись не будут без полного и безоговорочного разоружения ЭТА. Твердость правительства, помноженная на успехи антитеррористических подразделений, произвела впечатление на лидеров партий "левых баскских патриотов". Они обратились к партийным низам с предложением обсудить вопрос о стратегии борьбы в изменившихся условиях. Результатом дискуссий, проходивших в 2007-2010 гг. г., стал документ, признающий необходимость использовать "исключительно демократические и мирные пути борьбы для достижения политических целей". Многие радикально-националистические партии призвали ЭТА к "постоянному и контролируемому международным сообществом перемирию". Испанские эксперты обращают внимание на появление разногласий между ЭТА и Батасуной, которых прежде никогда не было. Вместе с тем, позиция "прагматиков" весьма непоследовательна: они не осуждают преступления ЭТА и не порывают с традиционной зависимостью от нее. В этом отношении значительно дальше продвинулись этарровцы, находящиеся в заключении в испанских и французских тюрьмах, которые в 2009-2010 гг. в массовом порядке начали выступать против террористических методов борьбы руководства. Недавно более сотни из них заявили, что "разрывают с ЭТА и возвращаются к мирной жизни".
- Можно ли прогнозировать дальнейшее развитие ситуации?
- Сильно ослабевшая, столкнувшаяся с "оппортунизмом" в собственном лагере, 5 сентября ЭТА объявила о прекращении огня (иными словами, отказалась от убийств). Не уточняя в своем заявлении, временным или постоянным является прекращение вооруженной борьбы, ЭТА ничего не говорит и об отказе от "революционного налога", похищений, уличного насилия. Поэтому правительство ИСРП и все демократические силы Испании отнеслись к этому заявлению скептически. Недовольна им осталась и немалая часть "левых баскских патриотов". Дальнейшее развитие ситуации трудно прогнозировать из-за закрытости ЭТА, незнания того, что происходит внутри нее. Очевидно, однако, что в стане "левых баскских патриотов" имеют место существенные подвижки. Многие из них мучительно преодолевают сложившиеся стереотипы, инерцию прошлого и приходят к необходимости отказа от вооруженной борьбы с испанским государством. Сумеют ли "прагматики" отмежеваться от "непримиримых" и навязать им свою политическую волю, или последние вновь перехватят инициативу? На мой взгляд, ответ на этот вопрос - один из ключевых при оценке перспектив ЭТА.
Беседовал Андрей ЗАВАДСКИЙ
Источник: Портал МГИМО
9.11.10
Эксперт МГИМО: Сергей Хенкин
Постоянный адрес материала: http://www.mgimo.ru/news/experts/document168521.phtml