Инвестиционная активность разных стран и народов довольно явно коррелирует с типом их религии; куда будут сдвигаться "прогрессивные" религии, туда будут сдвигаться и инвестиционные центры мира
Какие географические зоны подвергнутся наиболее активному инвестированию? Связана ли инвестиционная активность с типом религии, которая характерна для страны, принимающей инвестиции?
Как ни странно, но зависимость между инвестиционной активностью и религией все же существует. Разумеется, связь эта неоднозначная и не простая, но она все же есть. Эта связь хорошо прослеживается при изучении глобальной динамики мирового богатства. Например, до 15 века включительно главным экономическим центром была Азия и, прежде всего, Китай со своей религией, в которой, строго говоря, нет бога как такового. Конфуцианство и даосизм являются, скорее, философскими учениями, нежели религиями. Отсутствие какого-либо идолопоклонства и вывело в средние века Китай на передовые экономические рубежи, в то время как в Европе в это же самое время свирепствовала инквизиция. Азия активно торговала и концентрировала на своей территории капитал, который вкладывался в разные отрасли экономики.
Следующий виток производственной, торговой и инвестиционной активности был связан с расколом в Европе католичества и выделением из ее недр протестантизма. Новое учение отвергало особую роль священнослужителей и исходило из того, что право попасть в рай надо заслужить самой жизнью, которая должна быть деятельной и материально благополучной. Тем самым протестантизм провозгласил бизнес и богатство в качестве положительных явлений человеческой жизни. Результат не заставил себя долго ждать: представители протестантской конфессии заполнили ряды земледельцев, торговцев и ремесленников. Именно эти люди создали и сосредоточили в своих руках богатство Европы; благодаря протестантам в Европе начался активной кругооборот капитала. Оплотом же протестантизма стала Англия, и именно она встала у кормила нового делового мира, именно в ней постепенно сосредоточилась основная масса европейских капиталов.
Однако начавшиеся религиозные войны против протестантов, когда данная конфессия была поставлена вне закона и когда представителей неугодной религии либо просто вырезали (Варфоломеевская ночь во Франции), либо третировали путем конфискации их имущества и лишения всех должностей и привилегий, не остались без результатов. Протестанты начали бежать в открытый к тому времени Новый свет. Там была свобода веры, и туда не дотягивались руки консервативной королевской власти и официальной религии. Итогом стало то, что Соединенные Штаты Америки и Канада наполнились активными профессионалами, к числу которых и принадлежали протестанты. Данный факт и послужил началом деловой активности новых стран, их нового государственного устройства и последующего притока туда огромных инвестиций. Отныне именно здесь укрепился центр мировых капиталов.
Ослабление протестантских традиций в США путем их разводнения неграми-мусульманами и католиками-латиноамериканцами привело к тому, что инвестиции снова начали смещаться в страны Азии, где опять-таки была все та же религиозно нейтральная философия. Индия, Таиланд и Япония со своим буддизмом, который называют самой атеистичной религией в мире, начали демонстрировать экономическую активность. Китай, отказавшись от оголтелого коммунизма, стал спокойно перенимать деловые навыки Запада и закрепил за собой роль нового инвестиционного центра мира.
Любопытным фактом является то, что исламские страны не оказывали за все время своего существования существенного влияния на мировую цивилизацию. Как правило, до сих пор самыми бедными странами мира остаются именно исламские государства. Католические страны Латинской Америки тоже не продемонстрировали никаких цивилизационных достижений и пребывают в весьма двусмысленном положении. Одна Боливия чего стоит: за последние 200 лет - 200 военных переворотов. Об этом почти не говорят, но и православные государства тоже оказались отброшены на периферию мировой инвестиционной системы. Сегодня самыми бедными и слаборазвитыми странами Европы являются православные Болгария и Греция, за ними следует наполовину православная Румыния. Православная же Россия каких-либо заметных экономических результатов достигла только в период власти социализма; ни до, ни после значительных успехов не просматривается. Между тем иудаизм был всегда ориентирован на деловые и финансовые достижения. Данный факт проявился в том, что экономическое благосостояние многих государств базировалось на деятельности евреев-иммигрантов. Аналогичным образом и падение многих государств было вызвано исходом с их территории евреев. Это случилось, в частности, с Венецианской республикой, отчасти это же случилось и с Испанией.
Таким образом, перемещение инвестиционного центра мира хорошо коррелирует с религиозными движениями. Однако это еще не все. Отмеченная связь усиливается за счет совместной миграции инвестиций и религий. Например, Европа, утратившая свои передовые технологические, финансовые и институциональные позиции, все больше исламизируется. Германию заполняют турки, Францию - алжирцы, Великобританию - пакистанцы, Балканы - албанцы и т.д. Сегодня уже многие футурологи и политологи предрекают Европе закат именно по причине "захлебывания" ею исламом. Если такой прогноз окажется верным, то в долгосрочной перспективе у европейских стран почти нет шансов сохранить себя в качестве значимого инвестиционного центра мира. Одновременно с этим идет активная исламизация африканского континента, страны которого на протяжении нескольких столетий демонстрируют полную экономическую несостоятельность и неконкурентоспособность. В отношении России ЦРУ США считает, что она постепенно превратится в огромный исламский халифат. Оставляя в стороне вопрос о правдоподобности такого прогноза, можно констатировать, что инвестиционная активность России, несмотря на благоприятное стечение обстоятельств, пока далека от желаемой.
В противоположность этим тенденциям имеет место и миграция передового христианства в сегодняшний инвестиционный центр мира - в Китай. Как это ни удивительно, но христианство среди китайцев получает все большие распространение и популярность. Есть примеры, когда экономический успех мусульманских стран идет рука об руку с ослаблением позиций официального ислама. Примером тому может служить быстро развивающаяся Турция, которая отделила светское государство от ортодоксальных мусульманских традиций.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Мировые центры инвестиций зависят от территориальной структуры распределения мировых религий. Кто угадает дальнейший расклад религиозных сил, тот и будет иметь фору при осуществлении эффективных долгосрочных вложений капитала.
18.03.2008
http://www.kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=4143