16 июля 2007
1947

Евгений Богомольный: Ветхое жилье принесет много денег

В послании Федеральному собранию президент пообещал так много и в таких крупных суммах, что для выполнения некоторых пунктов понадобилось создание новых ведомств, например Банка развития или госкорпорации по развитию нанотехнологий.

Из тех же обещаний будет создан и фонд, через который будут распределяться средства на расселение и капитальный ремонт ветхого и аварийного жилья. Забавно: единственной реальной функцией новой госкорпорации окажется раздача государственных денег.

О том, как фонд справится с этой задачей, "Новой" рассказал один из его инициаторов, зампред Комитета ГД по собственности Евгений БОГОМОЛЬНЫЙ.

- Евгений Исаакович, почему необходимо было создавать специальную госкорпорацию для решения проблемы расселения ветхого и аварийного жилья?

- Основная задача госкорпорации - управление денежными средствами, выделенными на решение первоочередных проблем людей, которые не могут решить жилищный вопрос своими силами. Она будет распределять средства, которые в нее вносятся, а именно 240 миллиардов рублей, из которых 95 пойдет на расселение граждан из ветхого и аварийного жилья и 145 - на капитальный ремонт многоквартирных домов. Естественно, что корпорация будет не только выделять средства, но и контролировать их расходование.

- На ваш взгляд, нужно ли включать в число получателей бюджетных средств муниципалитеты, учитывая, что они и свои бюджеты расходуют не всегда эффективно и зачастую нецелевым образом?

- Муниципалитеты и не будут конечными получателями бюджетных средств. А будут - товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и другие организации, выбранные жильцами в качестве формы управления в многоквартирном доме. Просто деньги будут идти через них в тех объемах, которые будут защищены.

- Как будет устроено взаимодействие госкорпорации с ТСЖ?

- Она не будет взаимодействовать непосредственно с ТСЖ. В законе описан порядок мониторинга. ТСЖ дает отчеты в муниципалитеты, они передают их в субъект Федерации. Субъект отчитывается по определенной форме перед госкорпорацией. Если расходование средств будет отвечать критериям, то финансирование продолжится. В противном случае выделение средств может быть приостановлено.

- Какую роль госкорпорация будет играть в процессе расселения граждан?

- Госкорпорация расселять никого не будет. Ее задача - выделять средства в рамках графика и программы, утвержденных субъектом Федерации. А переселение, естественно, предполагает либо строительство нового жилья, либо покупку квартир на вторичном рынке.

- А из какого фонда люди будут получать новое жилье?

- Это будет жилье или с первичного, или со вторичного рынка в рамках программы, составленной в регионе.

- Будет ли какая-нибудь координация с нацпроектом "Доступное жилье"?

- Нет. У корпорации вообще одна функция - на основании тех критериев и задач, которые заложены в законе, выделять деньги.

- Объем ветхого жилья и аварийного жилья решено было зафиксировать по состоянию на 1 января 2007 года. Но известно, что многие объекты местные власти просто не хотят признавать ветхими, чтобы избежать дополнительных затрат. Может, стоило начать с ревизии, с привлечения независимых экспертов?

- Существуют единые критерии отнесения жилья к ветхому и аварийному. Но я не думаю, что местные власти могут замолчать информацию, если дома непригодные для жизни и просто рассыпаются. Не предполагается, что госкорпорация будет в эти дела вмешиваться. Кроме того, теперь для регионов не будет смысла скрывать такие дома, потому что они будут получать деньги от госкорпорации.

- Одним из ориентиров реформы ЖКХ был переход на 100%-ную оплату коммунальных услуг. Однако если сложить все повышения тарифов за последние годы, то получится, что выросли они больше чем на 100% и даже с поправкой на инфляцию. Что все-таки понимается под 100%-ной оплатой коммунальных услуг?

- Рост тарифов и реформа коммунальных услуг - это совершенно разные вещи. Раньше тарифы покрывали, допустим, 1% расходов или 5%. Понятно, что даже если увеличить их в десять раз, это все равно не будет рентабельно.

Причина в том, что до сих пор существует так называемое перекрестное субсидирование, т. е. цена услуг для граждан ниже, чем для предприятий. Одна из задач реформы ЖКХ - сделать так, чтобы каждый платил за те услуги, которые ему предоставлены, ровно те деньги, которые они стоят.

Сами услуги надо разбить на несколько составных частей. Первое - тарифы естественных монополий, таких как "Газпром", "РАО "ЕЭС" и др. Расценки же на услуги местных монополий, таких как горсвет или водоканал, утверждаются региональными энергетическими комиссиями. На уровне муниципалитетов - вывоз мусора, бытовых отходов, текущий и капитальный ремонт.

Так вот, во многих регионах муниципальные предприятия в сфере ЖКХ дотируются из федерального или из местного бюджетов, потому что тех денег, которые платит население, не хватает для покрытия расходов.

- Так может, эти расходы искусственно раздуваются?

- Сегодня ни одна энергетическая комиссия не утверждает тарифы, пока не будет получено заключение независимой экспертизы, насколько обоснованы расходы. Надо помнить и о том, что по Жилищному кодексу граждане должны сами выбрать форму управления, в первую очередь для того, чтобы понимать, куда уходят их деньги. Потому что если посмотреть на структуру затрат, то где-то 70% - расходы на электроэнергию, газ, горячее и холодное водоснабжение. А остальные 30% расходов практически ничем не обоснованы. Люди не знают, к примеру, почему предприятия ЖКХ имеют такой штат, а не в десять раз меньше. Почему там столько народу трудится и для чего.

- Реформа ЖКХ предполагает формирование рынка в сфере жилищно-коммунальных услуг. И как это сочетается с идеей создания госкорпорации?

- Никак не сочетается. Просто одним из критериев, по которым выделяются средства тому или иному региону, является как раз то, какими темпами идет реформа ЖКХ. Второй критерий - в какой степени регион сможет участвовать в софинансировании программы. Третий - выбор формы управления многоквартирным домом. То есть госкорпорация будет влиять на реформу ЖКХ опосредованно: если у тебя есть определенные показатели, то ты получаешь деньги. Если нет, то не получаешь.

- При расселении все же возникнет большое количество проблем нефинансового характера. К примеру, зависит ли место, куда переселят человека, от того, была ли его квартира приватизирована или нет? Например, останется ли он в том же районе Москвы?

- Нет, есть московский закон. Все это зависит от субъекта Федерации. Если квартира приватизирована, то могут и деньги выдать исходя из рыночной стоимости. Но вообще это все регулирует субъект. Как, к примеру, и проблему перевода памятников архитектуры в категорию ветхого жилья с последующим расселением.



"Новая газета"
16 июля 2007 г.
http://www.bogomolny.ru/publication/view.html?id=3602
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован