05 февраля 2004
1516

Евгений Гонтмахер, вице-президент РСПП: Олигархи задумались о репутации

Main go 16336
Бывший начальник социального департамента аппарата правительства прививает крупному бизнесу социальную ответственность

Когда общество показало фигу...

- Евгений Шлемович, как-то не вовремя вы пришли работать в РСПП. Олигархи нынче не в моде.

- Мне даже интереснее. В Российском союзе промышленников и предпринимателей никогда не было отдельного вице-президента по социальным проблемам. Сейчас же я раз в месяц на бюро РСПП докладываю.

- На 10-м году строительства капитализма олигархи вдруг решили стать ближе и понятнее народу? События с арестом Ходорковского подстегнули?

- Наверное, не обошлось и без этого. Самый модный сейчас анекдот на эту тему слышали? Один крупный бизнесмен пришел к Путину: `Владимир Владимирович, я все сделал, налоги заплатил в полном объеме, социальные программы насытил деньгами, акции отдал. Разрешите отбыть за границу?` Президент: `Очень хорошо, но по старинному русскому обычаю полагается присесть на дорожку`.

- Он отражает реальные настроения в бизнесе?

- Особенно у крупных предпринимателей.

- Они близки к паническим?

- Нет, это громко сказано. Но мы же не знаем в полной мере, что творится в регионах. Там есть свои ходорковские. А наши чиновники умеют все в кампанию превратить.

- Сейчас в программе чуть ли не каждого мероприятия с участием крупного бизнеса значится борьба с бедностью. И это тоже напоминает кампанию.

- Признаки кампании есть. Но бизнес реально пытается изменить социальную ситуацию. С опозданием, но пытается. У бизнеса и власти до дела `ЮКОСа` был худо-бедно, но диалог. Члены бюро РСПП ходили к Путину, ставили перед ним вопросы. Вся страна это видела. С минувшего лета отношения эти разладились.

- Но президент регулярно встречается с крупными предпринимателями.

- Поодиночке. Но это другой жанр. На самом деле крупный бизнес уже многое делает в социалке. По оценкам Центра экономических и финансовых расчетов, 17% прибыли компаний идет на социальные нужды.

- Видимо, они как-то тайно это делают. Народ больше знает, как олигархи гуляют на французских курортах.

- Поэтому мы вводим стандартные формы социальной отчетности, которые и позволят сделать бизнес в этом плане более прозрачным. Эта тяга к прозрачности наметилась еще до дела `ЮКОСа`. Ошибка российского бизнеса в 90-е годы, которая теперь аукнулась, была в позиции: дайте возможность заработать деньги, а что там думает народ, нас мало интересует. А теперь, когда бизнесу стало морально тяжело, он по наивности ожидал от общества поддержки. Оно же показало фигу.

Кичиться богатством не стоит

- В России никогда не любили тех, кто кичится богатством.

- Проблема еще в том, что бизнес не позиционировался как общественная сила. В России есть власть как сила. Есть гражданское общество, хотя и слабенькое. Сложились какие-никакие партии, общественные организации. А бизнес как-то выпал из этой картины. Если и проявлял себя, то совершенно в уродливых формах. Когда, извините, покупал - мозги, власть, депутатов и так далее. Это он умел.

- Это время кончилось?

- Теперь многие начинают задумываться о репутации. А она создается в том числе и делами на социальном фронте. Хорошая репутация стоит денег. Но она и приносит деньги. Если компания позволяет себе вести социальную программу, то это означает, что она уверенно стоит на ногах. С ней можно иметь дело. Туда инвестор идет охотно, стоимость акций растет. И эту связь бизнес начал понимать.

- До прихода в РСПП вы работали в социальном департаменте аппарата правительства, защищая бедных бюджетников. А теперь опекаете профсоюз олигархов.

- Место сидения не меняет моей позиции. А я всегда был сторонником максимально возможного привлечения средств в социальные программы. Но при условии, что эта программа эффективная. Я против такого подхода, что дайте деньги - и все. Просто сейчас я апеллирую не к бюджету, а к бизнесу. Чтобы его энергию и деньги, которых в социалке тратится много, но стихийно, случайно, часто непродуманно, направить в более систематическое русло. Чтобы подсказать им действительно самые острые социальные вопросы. У меня некий опыт есть в этом смысле.




- Олигархам это нравится?

- Они, наверное, терпят. Дикого восторга нет. Они не бегают вокруг меня и не кричат: давай вот это сделаем, давай то! Но в принципе и нет возражений. Они считают, что пришло время этим заняться.

У нас 70% населения, которые могут и хотят работать, но повязаны неспособностью государства платить им нормальную зарплату и лишены элементарной уверенности в завтрашнем дне.

Поэтому, я думаю, богатым россиянам надо задуматься о своем образе жизни в условиях невероятного социального неравенства. Чтобы не вызывать у людей зависть, которой пропитано наше общество. Чтобы потом не удивляться, почему это народ голосует за экспроприацию экспроприаторов. Это тоже вопрос о социальной ответственности бизнеса. Но и государство должно создать такие условия, чтобы бизнес сам хотел платить больше налогов и заниматься социалкой.

В Кремле - `теневое правительство`?

- Теперь вы регулярно ездите в Кремль. Отчитываетесь о вкладе олигархов в социалку?

- В Кремле я действительно бываю. Как эксперт по проблемам миграции и здравоохранения участвую в работе группы замглавы администрации президента Игоря Шувалова. Она разрабатывает стратегически важные для страны программы: реформы образования, здравоохранения, жилищных проблем, будущего Калининграда.

- Это теневое правительство?

- Там участвуют и люди из нынешнего Кабинета министров. На моей памяти и с моим участием написано немало правительственных программ. Ни одна из них не реализована в полном объеме. Возьмите программу 2-летней давности, какой там планировался рост ВВП, цена на нефть. Жизнь все по-другому скорректировала.

- У Касьянова плохие прогнозисты?

- Это правительство свело свою работу в последние годы к текущим вопросам. Не хватает настоящего стратегического подхода, который попал бы хоть как-то в цель. Разработки группы Шувалова должны заполнить эту нишу.

- А реализовывать будет другое правительство?

- Это решит президент.

- Миграция - жизненно важная для России проблема?

- Мы с ее решением уже запоздали - и намного. У нас в год убывает населения почти на миллион человек в среднем. В перспективе население России может сократиться до ста и даже меньше миллионов человек. У страны огромная территория. Возникает вопрос о профиле экономики.

- А давайте привлекать мигрантов, как делают в Европе?

- Поздно уже. По моим оценкам (а мы сейчас занимаемся подобным исследованием), миграционного потенциала для России уже нет. Украинцы уже стали заруливать в Португалию. Там лучше, чем в России. Хотя Португалия - самая отсталая страна Западной Европы. Зачем им Россия с нашими маленькими зарплатами, неустроенностью?!

Скоро стареющая Европа будет высасывать у нас просто квалифицированных людей. Там уже насытились мигрантами из стран третьего мира. Все наши долгосрочные экономические программы накроются, извините, медным тазом. Если мы уже сейчас не будем учитывать эти реалии.


Николай ЕФИМОВИЧhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован