07 февраля 2005
2710

Евгений Минченко: `У нас практически все партии сейчас функционируют по модели `Макдональдса`

Для осуществления своей деятельности политикам и партиям важно знать не только какое число людей, в какой местности, из каких социальных слоев их поддерживают, но и почему. Политических лидеров также интересует, как воспринимаются они сами и их поступки и что о них думают потенциальные избиратели. Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) в течение 2004-го и в начале 2005 годов изучал отношение россиян к политическим партиям и их лидерам. Исследование проводилось методом фокус-групп в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутской, Челябинской областях, Красноярском крае, в городской и сельской аудитории. О характерных особенностях восприятия россиянами политических партий и их лидеров в интервью Стране.Ru рассказал директор МИПЭ Евгений Минченко.

- Насколько соотносится восприятие партий с образами их лидеров?

- Достаточно сильно. ЛДПР, к примеру, это только Жириновский, там больше никого нет. СПС сейчас это тоже в первую очередь партия Чубайса, а уже во вторую, в третью - Немцова и так далее. Причем, что интересно, фактически все, чего добился СПС в 2003 году, - это четкой связки `СПС равно Чубайс` после его включения в первую тройку партийного списка на выборах. Новых лидеров СПС никто не знает. Спросите у людей, кто такие Иван Стариков, Борис Надеждин, Леонид Гозман, - уверяю вас, на этот вопрос никто не ответит. По крайней мере, ни в одной из тридцати фокус-групп не нашлось ни одного человека, который бы знал этих людей.

А вот по поводу `Единой России` я бы не сказал, что есть такое отождествление, - там скорее корреляция с Владимиром Путиным. Я бы не сказал, что Борис Грызлов это суперпопулярный политик, хотя за последнее время его узнаваемость выросла. Однако я думаю, что с точки зрения электоральных перспектив `Единой России` решение о единоначалии, о том, что из сопредседателей ушли Сергей Шойгу и Юрий Лужков, не пойдет на пользу партии. Потому что, конечно же, рейтинг Шойгу на порядок выше, чем рейтинг Грызлова.

- Как в целом люди видят роль политических партий? Каких мнений больше - негативных или позитивных?

- Количественно это бессмысленно оценивать, поскольку фокус-группы нерепрезентативны. Можно говорить о динамике, о том, что заметно. Прежде всего, люди в своих оценках делят партии на `старые` и `новые`. При этом у всех `старых` партий наблюдается отрицательная имиджевая динамика. Эти негативные изменения имиджа есть у всех партий, кого характеризуют как `старые` - у `Единой России`, КПРФ, `Яблока`, СПС. За исключением, пожалуй, ЛДПР. У этой партии всегда был очень высокий антирейтинг, и сейчас люди воспринимают ее как такое неизбежное зло. Но дело в том, что этот антирейтинг стабилен, считается, что `ЛДПР - это навсегда`. Лидер этой партии Владимир Жириновский сейчас в сознании людей воспринимается фактически как единственный необходимый элемент нашей политической системы. Люди говорят: `Ну да, он шут, он клоун, но, во-первых, без него будет скучно, во-вторых, он иногда говорит очень неглупые вещи`.

Если говорить о `старых` партиях, то суждения граждан похожи, вне зависимости от того, о какой именно партии они высказываются. Вот характерные высказывания из ответов людей на наши опросы: `Я считаю, что эта партия уже давно себя изжила. И кроме иронии она ничего не вызывает` (о КПРФ). `Конечно, это все были люди умные, но можно уже сказать, что были, потому что их нет на сегодняшний день. Партия не прошла, несмотря на довольно высокий авторитет среди интеллигенции` (о `Яблоке`). `Созданы они были недавно, но долго не просуществовали, исчезли после поражения` (о СПС). `Мне кажется, что с этой партией у нас все меньше перспектив` (о `Единой России`).

- А `Единая Россия` однозначно воспринимается как `старая` партия?

- Нет, по-разному. Кто-то считает, что это старая партия, которая просто поменяла название, то есть там со времен НДР одни и те же люди. Другой подход, что нет, `Единая Россия` - это что-то новое, это вновь созданная партия Путина, которой всего год с небольшим.

- А какие партии люди считают более-менее `новыми`, и влияет ли это мнение на оценку их перспектив?

- В качестве перспективных `новых` партий воспринимаются три: `Родина`, `Аграрная партия` и `Партия пенсионеров`. Несмотря на то, что и `аграрии`, и `пенсионеры` уже давно присутствуют на политической сцене, они впервые начали восприниматься как активные игроки. Особенно это заметно в тех регионах, где сейчас проходят местные выборы. Если посмотреть по прошлому году, то заметно, что `аграрии` и `Партия пенсионеров` выступили лучше, чем `Родина`. Хотя их финансовые ресурсы были, конечно, несопоставимы.

- Ну, они и в 2003 году на парламентских выборах относительно неплохо выступили.

- Да и до этого, кстати говоря, тоже. Если смотреть те регионы, где уже были выборы по партийным спискам, `Партия пенсионеров` переходила 5% в Свердловской области еще в 2002 году. `Аграрии` также попадали в региональные парламенты, но их успех объясняется в первую очередь `говорящим` названием партии.

Стоит отметить, что обе партии отличаются тем, что избиратели, в общем-то, не очень хотят знать их лидеров. Например, давали людям биографию Валерия Гартунга - лидера `Партии пенсионеров`. Очень у многих была реакция отторжения, связанная с тем, что у партии с таким названием столь молодой лидер (1960 года рождения). Этой проблемы нет только в Челябинской области, где он давно и хорошо известен. А вот в регионах, где у Гартунга нет этого бэкграунда, там, конечно, вызывает негативное отношение, что у партии пенсионеров молодой лидер. Там восприятие строится следующим образом: `Наверное, какие-то бизнесмены просто пытаются воспользоваться голосами пенсионеров, а на самом деле никакого отношения вообще к ним не имеют`.

- Можно ли сказать, что если обе эти партии `раскрутятся` на федеральном уровне, то это создаст успешный прецедент для неперсонифицированных и невождистских партий, где избиратель обращает внимание, в первую очередь, на идейную платформу, а не на персоналии?

- Сложный вопрос. Если я правильно понимаю, Владимир Плотников (`аграрии`) и Валерий Гартунг (`пенсионеры`) претендуют именно на то, чтобы усилить свои лидерские позиции. Но вообще-то я думаю, что для партий было бы правильнее отказаться от персонифицированного лидерства. По уму, если партийные структуры хотят жить долго, то им это не нужно. Акцент на одного `харизматика` - это не совсем то, что сейчас необходимо. Но я думаю, что здесь будут играть роль амбиции лидеров, ведь каждый человек хочет увеличить свою значимость.

- То есть при большей популяризации этих партий вырастет и харизматическое восприятие их лидеров?

- Это может пойти в минус и той, и другой партии. Понимаете, в чем дело - их же никто не бил еще. Никто не воевал ни против `аграриев`, ни против `Партии пенсионеров`. Только сейчас их начали воспринимать как серьезных игроков. Еще 5-6 выигранных выборов в регионах, и конкуренты на левом фланге начнут их `мочить`. Специфика у двух этих партий такова, что свой электорат они не черпают из какой-то одной ниши. Мы специально это изучали, это данные количественных исследований. Они какую-то часть берут у `Единой России`, какую-то у коммунистов, какую-то у альтернативных левых проектов типа `Родины`, `За достойную жизнь` Сергея Глазьева и т.д. Происходит это за счет того, что сторонники разных политических взглядов есть и среди пенсионеров, и среди аграриев. Они у всех `оттягивают` голоса понемногу (может быть, чуть больше у коммунистов).

- Значит, против них, соответственно, и будут играть скорее всего представители `левых` партий?

- Я не исключаю, что в какой-то момент они столкнутся с жестким сопротивлением. Причем, понятна уже логика оппонирования. Будут говорить, что это подставные партии, которые на самом деле не отражают интересы обозначенных в их названиях групп населения, а спекулируют на них. И в этом смысле особенно будет сложно `пенсионерам`. Пока я не вижу у них внятной стратегии, которая позволила бы в случае, если эта кампания начнется, эффективно `отбиться`. Эти партийные проекты перспективны, но они и уязвимы. Единственный их шанс, что их не будут трогать до момента парламентских выборов, ну, а к тому времени они уже создадут себе какую-то базу, зацементируют свой электорат. Но проблема в чем опять-таки? Чтобы создать устойчивую базу в регионах, необходимо там постоянно работать. А у нас практически все партии сейчас функционируют по модели `Макдональдса`, по принципу франчайзинга. Просто отдают марку в пользование каким-то местным группам влияния (коммерческим или административным). Поэтому может получиться так, что люди, которые использовали бренды этих партий для попадания, скажем, в региональное законодательное собрание по партийным спискам, потом расслабятся и не будут заниматься никаким партийным строительством.

- А что можно сказать по поводу правых партий? Как люди их воспринимают, можно ли по характерным суждениям сделать прогноз насчет их будущего?

- Дело в том, что и `Яблоко`, и СПС уже всем поднадоели. В восприятии граждан Анатолий Чубайс - это все-таки тяжелейшая гиря на ногах `правых`. Как ни пытаются из него сделать эффективного менеджера, суперпрофессионала, суперспециалиста - ну никак не получается! И уже, видимо, не получится. Поэтому для СПС главная проблема - это Чубайс. Мы специально изучали восприятие СПС в тех регионах, где они переходили 5% барьер. Везде одна и та же история. У СПС был успех там, где они дистанцировались от Чубайса, вообще как бы представляли себя другой силой. Вплоть до того, что агитаторы ходили по квартирам и говорили: `Мы - СПС, но мы другой СПС, не тот, в котором Чубайс`. У `Яблока` аналогичная ситуация, для них главная проблема - Явлинский.

- То есть получается, что когда Чубайс сказал, что и тем, и другим надо менять лидеров, он был прав?

- Да, и в отношении себя, и в отношении Явлинского, потому что устали люди и от Григория Алексеевича тоже. У него имидж неуспешного человека. Все! `Он говорит, ничего не делает, все время ставит какие-то условия, а реальных дел нет. Уже утомил`, - вот восприятие Явлинского. И главное, что электорат этих партий действительно меняется. Если брать основные тенденции, то сейчас наблюдается очень сильный рост патриотической идеологии, даже, в какой-то степени, национал-патриотической. И тут либеральные идеи никак уже не работают.

- Если `новые` и `старые` партии испытывают одинаковые трудности с сохранением своей популярности, то какой новый политический проект мог бы быть, на ваш взгляд, более успешным?

- Я думаю, что есть одна ниша для потенциальных партий. Это создание какой-нибудь партии регионов. Некий всероссийский аналог `Преображения Урала` Эдуарда Росселя или блока `Наши` в Красноярском крае. Это очень сложная задача, но мне кажется, в принципе реализуемая. Эта идеологическая ниша востребована, и подобная партия могла бы очень сильно сыграть на парламентских выборах 2007 года. Люди хотят чего-то нового, чего-то свежего. Они этого сейчас на политическом рынке не видят. Хочется новых лиц, новых идей, но ни одна из существующих партий это предложить не может. У `Родины` были очень хорошие стартовые позиции, но там, на мой взгляд, главная проблема - это самоопределение Рогозина. Он все никак не может понять, что он строит - серьезную оппозиционную партию или `Идущих вместе` для взрослых.


Мария Чегляева
7.02.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован