30 октября 2005
1700

Евгений Примаков: не надо бояться увеличивать людям зарплату

В президентский Совет по распределению на социальные нужны сверхдохдов от продажи нефти вошли не только чиновники, но и руководители крупнейших бизнес-союзов, в том числе президент Торгово-промышленной палаты РФ академик Евгений Примаков, который, между прочим, считает, что среди мер по стимулированию экономики могло бы быть и ускоренное снижение налогов. Уже один этот посыл делает Примакова союзником одного и оппонентом другого вполне определенного лагеря в экономическом блоке правительства.

- Евгений Максимович, первый вопрос - по вашему членству в новом Совете по национальным проектам. Проговаривали ли вы уже в этой компании механизмы контроля за расходованием средств? На проекты выделены огромные средства. Зная наши российские реалии, кто и как будет следить за тем, чтобы они правильно расходовались?

- Вы знаете, пока нет, но я думаю, что это будет какой-то орган фискального характера, который только следит за расходованием средств. Дело-то в том, что у нас часто нет элементарной административной дисциплины. Президент говорит правильные вещи, которые должны быть претворены в жизнь. И часто это кладется под сукно. Я могу привести очень много примеров. Например, он многократно говорил о необходимости обнулить таможенные пошлины на ввозимое высотехнологичное оборудование. С учетом того, что у нас средний возраст оборудования на предприятиях - 25 лет, мы, конечно, не можем с таким грузом попасть на инновационный путь. И до сих пор этот вопрос не решается. Почему? Я не понимаю. Потому что это будет небольшая дырочка в бюджете. Порядка трех миллиардов долларов в год. Это же можно из стабфонда закрыть, и без всякой инфляции.

- Мы очень быстро подобрались к этой теме. Вы предполагаете, что средства стабфонда все-таки нужно тратить не только на выплату внешнего долга?

- Я уверен, что нужно, во-первых, поставить четкие границы, чтобы затраты стабфонда не сказывались на инфляции. Но в то же время есть затраты. Некоторые ставят вопрос так: на внутренние расходы - ни копейки. Так нельзя ставить вопрос. Ведь есть внутренние расходы, которые абсолютно не скажутся на инфляции. Например, вложения в инфраструктуру. У нас транспортные расходы составляют более 10% себестоимости продукции. Если бы можно было вложить в дороги, то это бы очень резко сказалось бы и на конкурентоспособности товаров. Самый главный источник инфляции - это безудержное увеличение тарифов естественных монополий. Причем здесь государство несет ответственность, потому что почти все естественные монополии - государственные, и в их руководстве сидят представители государства.

- Какова, по вашим ощущениям, будет инфляции к концу года?

- Трудно сказать, но мне кажется, что она будет выше 10%.

- Она уже выше 11%.

- Чтобы сдерживать инфляцию, как это ни неприятно, но нужно увеличить заработную плату.

- Получается замкнутый круг?

- Это не замкнутый круг. Нужно пойти на эти вещи, потому что у нас мизерная заработная плата. И нельзя бояться, что чуть-чуть увеличится инфляция. Есть и еще один момент. У нас действительно в какой-то степени растут доходы населения, хотя еще 20% населения находится ниже уровня жизни, который определен правительством. Но в то же время у нас растет разница между очень богатыми и очень бедными. Соотношение между 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных - это коэффициент, который у нас официально равен 15-ти. В других странах этот коэффициент составляет 6-7. Мы - единственная страна, где плоский подоходный налог.

- Евгений Максимович, министр финансов Кудрин на днях говорил о том, что рубль вернулся к своим позициям образца докризисного периода - 1997-1998 годов, - и что он укрепился до такой степени, что дальше его укреплять и не надо. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

- Я согласен с тем, что переукрепление рубля будет приводить к негативным результатам.

Алексей Кудрин заявил в субботу, 29 октября, в Чите на совещании губернаторов Сибирского округа, что снижения инфляции до 5,5% к 2008-му году правительство собирается добиться в том числе за счет регулирования тарифов на электричество и услуги ЖКХ. "В нашем трехлетнем плане зафиксировано, что рост цен на природный газ составит не 23%, как в этом году, а 11%. Эти тарифы устанавливает государство для "Газпрома", и "Газпром" обеспечит в следующем году прирост своих цен не выше 11%. Тогда РАО ЕЭС по всем своим основным станциям уложится в инфляционные рамки - 8,5-9%", - подчеркнул Кудрин.


http://www.vesti7.ru/archive/news?id=7226

30.10.2005

Сергей Брилев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован