30 сентября 2005
2727

Евгений Школов: `Транснефти` завернули трубу на Восток

Минприроды опасается ее близости к Байкалу

Вчера вице-президент "Транснефти" Евгений Школов заявил, что трубопроводная монополия планирует привлечь кредиты на $6,6 млрд для строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО). Вчера же замглавы Минприроды Валентин Степанков заявил, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) первой очереди нефтепровода не соответствует требованиям законодательства России, поскольку предложенный "Транснефтью" трубопровод пройдет в непосредственной близости от Байкала. Опрошенные Ъ эксперты считают, что в противодействии планам "Транснефти" заинтересованы приморские власти, желающие перенести конечную точку нефтепровода из бухты Перевозная в Находку.

О том, что "Транснефть" планирует профинансировать первый этап строительства ВСТО за счет заемных средств, господин Школов сообщил вчера на проходящей в эти дни в Москве инвестиционной конференции, организованной Brunswick UBS. Общая стоимость проекта строительства нефтепровода от Тайшета до бухты Перевозная на берегу Тихого океана составляет $11,5 млрд, и вторая очередь трубопровода (от Сковородино до Перевозной), по словам Евгения Школова, будет построена за счет проектного финансирования. Господин Школов вчера не уточнил, с какими именно банками "Транснефть" ведет переговоры. Сергей Григорьев, другой вице-президент компании, также отказался назвать Ъ конкретные банки, но уточнил, что "Транснефть" договаривается как с западными, так и с восточными зарубежными финансовыми институтами.

31 декабря премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет (Иркутская область)--Сковородино (Амурская область)--бухта Перевозная (Приморский край). Мощность нефтепровода, строить который будет "Транснефть", составит до 80 млн тонн нефти в год.

Вчера же проект первой очереди нефтепровода подверг резкой критике замминистра природных ресурсов Валентин Степанков. Как сообщила пресс-служба МПР, господин Степанков вчера направил и. о. руководителя Ростехнадзора Андрею Малышеву письмо, в котором выразил мнение, что материалы ТЭО первой очереди проекта не соответствуют законодательству. Поводом для этого утверждения стало появление в Минприроды информации о том, что "Транснефть" направила ТЭО на экспертизу в Ростехнадзор, несмотря на то что "вопрос выбора места прохождения трассы нефтепровода в районе озера Байкал не решен в установленном порядке".

"ТЭО проекта предполагает прохождение трубопровода по маршруту, который не получил положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)",-- утверждает Минприроды. В частности, министерство утверждает, что участок трассы нефтепровода проходит на расстоянии 800 м от береговой линии озера Байкал, хотя ранее одобренный ГЭЭ маршрут предполагал прокладку нефтепровода за пределами водосборного бассейна озера. "Согласно закону "Об экологической экспертизе", в случае внесения изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ заключение теряет юридическую силу, а измененная документация должна быть вновь представлена на экспертизу",-- говорится в сообщении министерства.

Представитель Минприроды Ринат Гизатулин заявил Ъ, что министерство крайне заинтересовано в реализации проекта ВСТО, но ГЭЭ одобрила прохождение трубопровода не ближе чем за несколько километров от береговой линии Байкала, а труба в 800 м от этой линии несет угрозу серьезной экологической катастрофы. Он также сказал, что на межведомственном совещании две недели назад представители "Транснефти" пообещали согласовывать с министерством даже предварительные документы, но не сделали этого, а сразу же отправили все материалы ТЭО на экспертизу в Ростехнадзор.

Сергей Григорьев, в свою очередь, опроверг Ъ наличие подобных договоренностей с Минприроды. Он заявил также, что компания не нарушила никаких законов, поскольку маршрут трассы нефтепровода не проходит в пределах водосборного бассейна Байкала, даже когда пролегает в 800 м от береговой линии. Он выразил уверенность в полной экологической безопасности проекта, особенно в сравнении с железнодорожной веткой, которая проходит к Байкалу еще ближе, чем предполагаемый нефтепровод. По словам господина Григорьева, по железной дороге рядом с Байкалом перевозятся объемы нефти, сопоставимые с теми, что пойдут по трубопроводу, но Минприроды не требует перенести железную дорогу. Кроме того, вице-президент "Транснефти" заявил Ъ, что перенос маршрута нефтепровода дальше от Байкала, в места с очень сложным ландшафтом, существенно увеличит стоимость реализации проекта. На какую величину, он уточнить отказался.

Опрошенные Ъ нефтяные и транспортные эксперты высказали мнение, что конфликт МПР и "Транснефти" вокруг ТЭО ВСТО может быть связан со спором о конечной точке нефтепровода. "Транснефть" планирует построить нефтеналивной терминал в бухте Перевозная, где сейчас нет никакой инфраструктуры. Отметим, что "Транснефть" поступила так же, когда строила терминал в Приморске (Ленинградская область) при строительстве Балтийской трубопроводной системы. Ряд экологических организаций при поддержке МПР и властей Приморского края считают строительство терминала в Перевозной неприемлемым из-за близости сразу двух природоохранных зон и предлагают перенести конечную точку нефтепровода в Находку.

Сразу несколько осведомленных источников Ъ утверждают, что губернатор Приморья Сергей Дарькин имеет собственные бизнес-интересы в Находкинском порту и поэтому является главным лоббистом переноса конечной точки ВСТО в Находку. Еще в марте депутаты краевого парламента и местные экологи выступили против строительства терминала в Перевозной и даже направили делегацию в Приморск, чтобы ознакомиться с опытом работы "Транснефти" в Ленинградской области. Отметим, что после посещения Приморска депутаты сняли практически все свои претензии к компании.

Ъ будет следить за развитием событий.

НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=613716&print=true

Газета "КоммерсантЪ" No 184(3268) от 30.09.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован