15 октября 2008
2317

Евгений Шварц: `Верхушка айсберга` экологических проблем и их решений

Директор по природоохранной политике WWF-Russia, доктор географических наук Евгений Шварц, в своем выступлении выделил ряд важнейших тенденций последних лет в экологической сфере в Российской Федерации.

Первое - это важность государственного участия в законодательной настройке стимулов участников бизнеса для проведения ответственной экологической политики. Возможность "экологического демпинга" приводит к существенным потерям инвестированных средств экологически ответственными компаниями, а значит ставит под угрозу возможность приобретения новых конкурентных преимуществ и диверсификации экономики, поскольку "конечный потребитель" наиболее конкурентоспособной продукции находится, как правило, в развитых странах, обращающих серьезное внимание на экологическую составляющую продукции. Более того, российский бизнес начинает проигрывать в "экологической", а значит и конкурентной борьбе даже компаниям из стран БРИК.

Второе. Российские государственные компании оказываются менее экологически прозрачными, чем частные, тогда как в мире ситуация как правило обратная.

Третье. Предпринятая в законодательстве попытка найти баланс между интересами и ответственностью Российской Федерации и субъектов РФ привела к тому, что в 2004 году субъекты лишились практически всех возможных инструментов влияния на охрану окружающей среды. С декабря 2005 года пошел процесс постепенного возвращения полномочий субъектам, но наиболее эффективные механизмы субъектам не вернули.

Четвертое. Сокращение сферы деятельности административных механизмов и расширение гражданско-правовых отношений можно только приветствовать, однако в федеральном законе "Об экологической экспертизе" были исключены действия экологической экспертизы в отношении планирования развития территорий, основного перечня проектов правовых нормативных актов и инвестиционных проектов. Окончательная возможность согласования интересов владельцев бизнеса, других собственников и инвесторов была ликвидирована изменением в Градостроительном кодексе под предлогом реализации национального проекта по доступному жилью, иными словами можно говорить о системной деэкологизации законодательства.

Пятое. Старые экологические нормативы перешли в разряд добровольных, а новые, в соответствии с законодательством о технических регламентах, созданы не были. При этом можно сделать вывод, что в результате возникновения конфликтов государство просто ликвидировало часть законодательства вместо его адекватной модернизации в соответствии с требованиями рынков, бизнеса и вообще развития рыночной экономики.
Так в России количество нормативов и стандартов, по-видимому, превышает возможности осуществлять контроль за их выполнением. Действует восемьсот нормативно-технических документов, многие из которых не содержат конкретных определений и дублируют друг друга. При этом разрешительная система крайне барьерна.

Указанные неблагоприятные тенденции привели, по мнению авторов доклада, к отсутствию ответственности за состояние окружающей среды и снижению эффективности экологического контроля. Оказались не решены наиболее острые вопросы, связанные с нормативно-методической базой. Экономическая и финансовая ситуация в стране требует развития экологического права с учетом ожиданий общества, опыта и членства России в таких организациях, как Совет безопасности ООН и "Большая восьмерка".

Среди сформулированных в докладе предложений можно назвать следующие.
Во-первых, установление значения механизма государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, как механизма учета интересов всех заинтересованных в реализации того или иного проекта. Необходимо повышение роли механизма согласования общественных интересов в принятии инвестиционных решений.

Во-вторых, выявление механизмов стратегической экологической оценки как инструмента охраны окружающей среды и уменьшения роли административных барьеров при осуществлении государственной экспертизы.

В-третьих, повышение роли добровольных рыночных механизмов, таких как сертификация, аудит. Авторы доклада спокойно относятся к тому, что проведение аудита может в определенных пределах заменять экологический контроль. Однако переход к заявительной системе декларирования воздействия на окружающую среду невозможен без обеспечения доступа населения и бизнеса к соответствующим документам, иначе коррупция разрешительного регулирования будет заменена избирательностью контроля деклараций.

Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован