Евгений Сучков, директор Института избирательных технологий
До выборов президента России остается почти три года. Однако, страницы российских и многих зарубежных изданий уже пестрят заголовками: "Кто будет после Путина?", "Насколько гладко Кремлю удастся провести операцию "преемник"? При этом рассматриваются два основных сценария событий. Первый – инерционный, когда процесс передачи власти (выборы президента) будет проходить в обстановке хотя бы относительной внутриполитической стабильности. И вариант второй, когда в силу тех или иных причин такая стабильность не будет обеспечена.
Соответственно и шансы тех или иных кандидатов на пост президента России – Касьянова, Рогозина, Якунина, etc…, и интересы стоящих, якобы, за ними политических и финансовых сил рассматриваются исключительно через призму этих двух основных сценариев. При этом за скобками остаются вопросы, без учета которых о политическом будущем России и перспективах её ведущих политиков говорить вообще-то не совсем корректно. Прежде всего, речь идет о главном действующем лице – российском избирателе. А ведь он неоднократно преподносил правящей элите на выборах сюрпризы. Кроме того, практически не рассматривается взаимосвязь выборов президентских и парламентских, которые пройдут на три месяца раньше.
Вспомним, что если не результат, то уж сам сценарий президентских выборов начиная с 1996 г. определялся в значительной степени результатом выборов в Государственную Думу. В декабре 1995 года коммунисты оказались победителями, и лишь неимоверные усилия Кремля вкупе с "олигархами" смогли обеспечить переизбрание Бориса Ельцина. В конце 1999 г. потребовалась драматическая отставка Ельцина, чтобы обеспечить "мягкую" передачу власти без повторения потрясений лета 1996 г.
Триумфальному переизбранию Путина на второй срок предшествовала успешная кампания Единой России. Также нелишне вспомнить, что и конкуренты у Ельцина и Путина появлялись не из воздуха, а по итогам выборов парламентских. Соответственно, для того, чтобы обеспечить плавную передачу власти своему преемнику Путину необходимо в первую очередь организовать уверенную победу "своей" партии на выборах в Госдуму. Учитывая медленно, но уверенно, падающий рейтинг партии Единая Россия задача эта не совсем ординарная.
И вот здесь то и кроется потенциально очень серьёзная проблема. То, как топорно решают подобные задачи "придворные" политтехнологи показали выборы в России в декабре 2003 года, а также события на Украине и в Киргизии. Именно вмешательство этих "специалистов" с привычными им административными приемами в значительной степени способствовало возникновению в этих странах "революционных" ситуаций. Не исключено, что повторение чего-то подобного на выборах в России в декабре 2007 года может привести к столь долгожданной для некоторых политиков дестабилизации внутриполитической ситуации и возникновению у Кремля серьёзнейших проблем в марте 2008 года. И даже в случае победы "преемника" его легитимность, и, соответственно, стабильность всей общественно-политической системы в стране окажется под большим вопросом.
Теперь представим себе, что Кремль все же обеспечил относительно безболезненную передачу власти от одной фигуры другой. Гарантирует ли это само по себе стабильность власти в России? Дело в том, что когда молодой и энергичный Путин пришёл на смену дряхлому, потерявшему последние остатки былого авторитета Ельцину, это было воспринято "на ура" всей страной. Если президент сохранит свой нынешний высокий рейтинг до 2008 года, то не исключено, что пришедший ему на смену будет восприниматься значительной частью элит и населения, как бледная тень Путина, как человек которого во власть привели за ручку! А искусственное снижение рейтинга действующего президента с целью создать более комфортные условия для преемника - задача более чем рискованная.
В свете вышеизложенного, говорить всерьёз (как это делают некоторые политологи) о персональном составе и, тем более, о шансах тех или иных политиков стать реальными преемниками или конкурентами преемника до выборов декабря 2007 года, явно преждевременно. Единственное о чем можно и нужно говорить, так это о шансах "демократов" создать к 2007 году (и не позже) нечто похожее на системную оппозицию, способную выдвинуть единый список на выборах в Госдуму. Только уверенное выступление объединённых "демократов" на парламентских выборах позволит им выдвинуть из своих рядов кандидата на президентских выборах с шансами на победу.
Сегодня вариантов на создание дееспособного объединения "демократов" увы, совсем немного. Объясняется это как многочисленностью и амбициозностью их лидеров, так и широкими возможностями противодействия "партии власти". "Разделяй и властвуй" – вот девиз, под которым правящая элита попытается осуществить плавную передачу власти в 2008 году. А вот каковы будут последствия этой операции для будущего России - остаётся только догадываться. Это будущее сегодня, увы, столь же туманно и неопределённо, как и личности и шансы главных фигурантов выборов марта 2008 года.