"Союз правых сил" пойдет на декабрьские выборы в Государственную думу без Анатолия Чубайса. Об этом лидеры "правых" заявили 9 июня, комментируя итоги прошедшей накануне в Архангельске конференции СПС. Питающиеся слухами журналисты уже выстроили "первую тройку" СПС: Никита Белых — Борис Немцов — и кто-нибудь еще (тут есть варианты — вроде Маши Гайдар, к примеру).
"Анатолия Борисовича точно не будет в списке", — сообщил "Росбалту" заместитель председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман. Он также уточнил, что неучастие в выборах — личное решение Чубайса, и что с конференцией в Архангельске это никак не связано. "Списков и кандидатур мы не обсуждали, — отметил Гозман. — Это прерогатива партийного съезда". Съезд же СПС намечается на август-сентябрь, а до этого, в конце июня, пройдет совет партии.
Положение "Союза правых сил" среди остальных партий в России — особенное. С одной стороны, СПС не только идет на выборы, но и выступает за подлинную демократию, то есть считает, что люди сами должны выбирать себе правительство и тип государства. С другой же стороны, те принципы, которые исповедует СПС в экономике — либеральный капитализм — не очень-то народными массами разделяются. Впрочем, главная беда не в принципах — наиболее острая проблема в том, что лидерами и даже, можно сказать, "отцами-основателями" правой партии стали люди, которые в начале 90-х годов твердой рукой проводили в ельцинской России экономические реформы, и за это в очень немалой степени оказались народом просто ненавидимы.
Еще до СПС, при его "предшественниках" типа Демократического выбора России таких одиозных лидеров было четверо: Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Борис Немцов, Ирина Хакамада. На каком-то этапе к ним присоединился еще Сергей Кириенко, который как пришел из "самых молодых, но недолгих" премьеров, так потом и ушел в высокие чиновники. В таком составе "команда молодых реформаторов" (а все эти "отцы-основатели" были очень молоды при Ельцине и остаются далеко не старыми сейчас) уже выходила на выборы и получала ничтожные проценты.
Так сама жизнь поставила правых либералов перед нелегким выбором. Те немногие российские граждане, что исповедуют либеральные ценности, Гайдара и Чубайса уважают и любят. Понимают, что люди они хорошие, и роль их в начале 90-х обусловлена тем, что они взяли на себя тяжелую, но необходимую роль хирургов, которой другие испугались. Но все попытки объяснить это "широкому избирателю" потерпели неудачу. И если Егор Гайдар сейчас "сам по себе", наукой занимается, то Анатолий Чубайс, руководя всей энергетикой страны, одновременно входит в число лидеров СПС. Так как же с ним быть на выборах-то? И как самому Чубайсу лучше быть, чтобы не подставлять собственную партию?
По-видимому, этот вопрос, наконец, решился в прагматическом ключе. В конце концов, у Чубайса предостаточно других дел, кроме как "красоваться" в выборном списке.
Между прочим, не все считают такой ход правильным. К примеру, генеральный директор Института избирательных технологий Евгений Сучков высказал "Росбалту" мнение противоположного характера. "Великого и ужасного Чубайса надо было ставить на первое место, а всем остальным кандидатам от СПС работать на своего лидера, — убежден Сучков. — Антирейтинг Чубайса огромен, это общеизвестно, однако и рейтинг его достаточен — примерно 18%. "Вытащить" на думских выборах половину этих 18% — задача для СПС более чем реальная". По мнению политолога, руководству СПС следовало бы разработать и предъявить избирателю классически либеральную программу, это способствовало бы мобилизации ядерного электората "правых". Однако СПС предпочитает играть на популистских настроениях, балансируя на грани фола, констатировал Сучков.
Обвинения в том, что СПС "предал либеральные идеи" и в погоне за голосами избирателей перешел к социальному популизму, нередко звучали во время последней избирательной кампании в регионах. Программа СПС "Достройка капитализма", с ее повышением пенсий в 2,5 раза, дала повод для этих обвинений со стороны убежденных либералов, и "новым молодым" лидерам Никите Белых и Борису Надеждину пришлось много потрудиться, разъясняя, что они все же капитализм достраивают, а не социализм.
Что же касается таких "старых молодых реформаторов", как Борис Немцов и Ирина Хакамада, то они в реформах начала 90-х участвовали далеко не в таком "тяжелом весе", как Чубайс, и ненавидимы были далеко не так сильно, а с течением времени отношение к ним вообще помягчало. Немцов на конференции в Архангельске был вторым докладчиком после Белых, и все говорит за то, что в списке ему будет отведено почетное место.
Хакамада же некогда, по ее словам, вообще ушла из политики, дабы заняться благотворительностью, а в последнее время примкнула к "Другой России" и стала сопредседателем касьяновского Российского народно-демократического союза, для которого и СПС — чересчур проправительственный. Сегодня Хакамада заявила "Росбалту", что будет участвовать в думских выборах лишь при условии консолидации всех демократических сил, прежде всего СПС и "Яблока", и выдвижения единого списка кандидатов. "О личных амбициях нужно забыть, — считает она. — Если идти в парламент, то объединенной командой".
Как быть с консолидацией "Яблока" — непомнятно. Григория Явлинского пока не удалось ни с кем "консолидировать". В общем, участие Хакамады в СПС видится маловероятным. Зато активно говорят, что к СПС может примкнуть депутат Госдумы Владимир Рыжков, чью Республиканскую партию России Верховный суд недавно ликвидировал. Рыжков сообщил "Росбалту", что готов баллотироваться в Госдуму от СПС, если такое предложение к нему поступит. "Объединение должно быть не формальным, а содержательным, — подчеркнул он. — Не хотелось бы, чтобы все свелось к спору о том, кто из популярных политиков и на каких условиях войдет в список СПС".
Что ж, если по части организационной СПС полон решимости идти на выборы под своим собственным флагом (теперь уже, как подчеркнул Леонид Гозман, "чисто юридически невозможно провести объединение с другими партиями" — времени нет), то в "содержательном" отношении у Рыжкова и СПС достаточное единство. В Архангельске и Белых, и Немцов заявили об оппозиционности Кремлю. По поводу слухов о "расколе в СПС" и появлении в нем некоей "конформистской" фракции, Гозман сказал: "Это либо непонимание происходящего, либо злонамеренность, либо, как часто бывает, и то, и другое вместе".
Леонид Смирнов
Росбалт, 09/06/2007
http://www.rosbalt.ru/2007/06/09/298903.html