История, в ходе которой наш главный санитарный врач Геннадий Онищенко убедился в плохом качестве грузинских и молдавских вин и запретил их поставки в Россию, достаточно занимательна.
Граждане сразу начинают размышлять: с чего бы это? Версия первая. Качество действительно плохое, и запрет оправдан. Но сомнения появляются тут же. Мы ведь и раньше пили эти вина и прекрасно знаем все их свойства. Российская альтернатива дешевым грузинским и молдавским винам - краснодарские и дагестанские винзаводы. Но в Дагестане главным образом делают коньяки, а краснодарские вина уступают запрещенным.
Если выбирать между дешевым французским вином и грузинским или молдавским, то конкуренция будет не в пользу последних. Но выбор-то станет происходить не такой: даже дешевые французские вина все равно дороже. Значит, будут брать самопал. И мы достигнем обратного эффекта.
А ведь потребление дешевых легких вин выгодно стране, где развито пьянство. Если вместо крепких напитков люди начнут предпочитать слабые, это будет хорошей альтернативой алкоголизму. Есть подобные исследования.
Так что очевидно: решение Геннадия Онищенко - не более чем прикрытие других мотивов. Как в деле ЮКОСа прикрытием была неуплата налогов. Сегодня главный санитарный врач России-такое же орудие политики, как в иных случаях им являются прокуроры, политики... Мне кажется, однозначно просматривается попытка изменить позицию Грузии и Молдовы по ряду вопросов и отомстить за некоторые принятые ими ранее решения. Это - непослушные республики. И запрет на ввоз их вин в Россию стал наказанием за непослушание.
Тут важно, что санитарный врач страны становится инструментом в политической борьбе. Фигура Онищенко не в первый раз используется для такой борьбы. Когда я был министром, он запретил ввоз "ножек Буша". Я вел переговоры о поставках, прилагал много сил, чтобы уговорить американцев. И вот у них начались выборы президента, а мы - запрещаем ввоз. Главный импорт шел из Арканзаса, родного штата Клинтона. В России тогда обвалилась половина рынка курятины. А это всего лишь был удар крестьянских лоббистов - они не могли конкурировать на рынке с американцами. Наша отечественная птица была дороже и хуже качеством.
У России наблюдается постимпериалистический синдром, благодаря которому у нас до сих пор думают: на международной арене выигрывает тот, кто сильнее и изощреннее.
Мне кажется, в мировой политике этот подход уходит в прошлое. Еще Ленин на этом обжегся, когда позволил экономику приносить в жертву политике. Для России была бы гораздо более выгодна позиция кота Леопольда из известного мультфильма:
"Ребята, давайте жить дружно!" В политике нужно быть союзниками, в экономике - конкурентами.
Евгений Ясин
"Собеседник"
05.04.2006
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004708