04 августа 2004
1145

Евгений Ясин: Грозит ли доверию кризис

Вкладчики опять волнуются. Продолжается отзыв лицензий, ходят упорные слухи о том, что дни мелких банков сочтены. Что первое может прийти человеку на ум в такой ситуации? То, что надо готовиться к банковскому дефолту. Смысл этого слова наши люди хорошо уяснили в 1998 году. С той поры и август стал для многих месяцем тревожных ожиданий. Насколько
сегодня обоснованны эти страхи?

Прежде чем я отвечу на этот вопрос, давайте сначала разберемся, что же это за `зверь` такой - финансовая сфера экономики. Когда и почему она показывает зубы и норовит сорваться с цепи?

В рыночной экономике этот сектор выполняет три важнейшие функции. Во-первых, стимулирует сбережения, собирая их в один кулак. Во-вторых, трансформирует эти сбережения в инвестиции. И в-третьих, отбирает инвестиционные проекты, которые показывают наиболее высокую эффективность вложения денег. При социализме все эти функции выполняли плановые органы, а рыночные методы, на которых построена финансовая сфера, не действовали. Так что можно сказать, что она выросла практически на пустом месте.

Это, в первую очередь, банковская система, задача которой заключается в том, чтобы кредитовать предприятия, привлекая ресурсы - вклады и депозиты. Принимая на себя риски вкладчиков, банки обеспечивают предприятия главным образом оборотными средствами и кредитами на краткосрочные инвестиции.

Появились в России и такие финансовые институты, как паевые инвестиционные фонды, финансовые компании, которые тоже привлекают средства или предоставляют займы. Но в отличие от банков они работают за комиссионные, а риски несут уже те, кто вкладывает деньги. Но тут есть ради чего трепать нервы. Такие фонды и компании могут обеспечить более высокие доходы на вложенные средства, чем банки.

В финансовую сферу входят также и долгосрочные институты, например, пенсионные фонды и страховые компании. Здесь собираются `длинные деньги`, то есть вложенные на большой срок, которые можно использовать для заимствований и инвестиций в долгосрочные проекты. К сожалению, этот сектор финансовой сферы в России развит очень слабо. Хотя именно он мог бы значительно ускорить структурную переналадку экономики.

Теперь о финансовых рынках, где работают все эти институты. Тут средства привлекаются либо торговлей акциями, либо распространением корпоративных облигаций. Этот сектор развит относительно неплохо, но все-таки недостаточно, чтобы считаться полновесным.

Теперь посмотрим, как все это функционирует.

Конечно, наиболее развита банковская система. Но у нее тоже есть свои проблемы. Сегодня самая острая из них - кризис доверия. Я настаиваю на том, что это именно кризис доверия, издержки роста, а не кризис самой банковской системы. Она-то как раз работает динамично. Мы получаем большие доходы от внешней торговли, они попадают в российские банки либо в валюте, либо уже конвертированные в рубли. Затем эти средства предоставляются в виде кредитов различным отраслям экономики. Надо сказать, что сегодня на внутреннем рынке наиболее быстро набирают обороты торговля и строительство. Я обращаю на это внимание. Не только нефтяная промышленность добивается успеха, но есть и другие привлекательные сферы, куда попадают деньги, в частности заработанные теми же нефтяниками. То есть благодаря банковскому сектору происходит перераспределение капитала. И промышленное производство развивается достаточно быстро, прибавляя по 7-8 процентов в год. Растут кредитные вложения и другие активы банков. Но, к сожалению, капиталы самих банков увеличиваются значительно медленнее. Значит, риски в самой банковской системе увеличиваются, поскольку они не обеспечиваются в должной мере капиталом. Кроме того, из-за отзыва лицензий вокруг некоторых банков периодически возникает нервная обстановка. Все это сбивает экономику с темпа.

Как и чехарда на финансовом рынке. Сегодня он сильно просел под влиянием событий вокруг `ЮКОСа`. Если вы посмотрите на динамику фондовых индексов (РТС и ММВБ), то увидите, что в прошлом году они стремительно росли, а в этом - их постоянно трясет. Например, индекс РТС сейчас где-то на уровне 550 пунктов, а в начале года доходил до 800. Перестали расти объемы торгов. Боюсь, это вызовет напряжение во всех секторах российской экономики. Во всяком случае, мы видим, что из России опять возобновился отток капитала.

Последнее время уровень сбережений держался достаточно высоко - примерно 32 процента валового внутреннего продукта. Инвестиции же сегодня составляют лишь 17-18 процентов ВВП. Куда же уходит эта разница? Во-первых, страна активно рассчитывается по своим обязательствам, сокращая внешний долг. Во-вторых, растут золотовалютные резервы Центробанка. Сюда надо добавить еще профицит бюджета и образование Стабилизационного фонда. И наконец, третья составляющая `разрыва` между инвестициями и сбережениями - это отток капиталов.

В 2000 году из страны ушло примерно 25 миллиардов долларов. Это очень высокий показатель, который говорил о том, что российский бизнес, с одной стороны, испытывал недоверие к государству, а с другой - не находил приложения своим капиталам. Затем до второй половины прошлого года отток капиталов постоянно сокращался. В итоге - за весь год из России `сбежали` 2,3 миллиарда долларов. Это было большим достижением. Мы даже ожидали, что начнется приток капиталов и российская экономика получит мощный дополнительный стимул для роста. К сожалению, `бегство` возобновилось: за первое полугодие 2004 года за кордон ушло уже 5,5 миллиарда долларов. К концу года, по разным прогнозам, ожидается отток от 10 до 17 миллиардов долларов. Это, конечно, большая потеря для финансовой системы, чьи ресурсы сокращаются. Видимо, в ближайшее время в части долгосрочных вложений нам придется рассчитывать в основном на иностранные инвестиции.

Потребуется немало времени, прежде чем российские паевые инвестиционные фонды, страховые компании и пенсионные фонды обрастут жирком и накопят работоспособный капитал. Достаточно сказать, что после двух лет реформы из Пенсионного фонда России частные управляющие компании получили под свою опеку всего 1,3 миллиарда рублей. Это копейки. Там должны накопиться сотни миллиардов долларов, чтобы эти институты почувствовали себя уверенно. Но экономика не может так долго ждать отечественных `длинных денег`. Значит, надо активнее заниматься привлечением иностранных инвестиций. Учитывая это, особенно остро встает вопрос создания конкурентоспособного инвестиционного климата, который сегодня в России не так уж хорош.

Конечно, если решение всех этих проблем отложить в долгий ящик, то финансовая сфера может ответить серьезнейшим кризисом. Как и на чрезмерное вмешательство в ее деятельность государства. Это рыночная сфера, в которой достаточно хорошо осуществляется саморегулирование. И тут на первый план выходит вопрос взаимодействия власти и финансового бизнеса.

А вкладчикам банков пока нечего бояться. В России нет проблемы ликвидности, то есть дефицита денег вообще. Наоборот, банки не знают, куда их вложить для того, чтобы получить максимально эффективную отдачу. Так что никакого дефолта не будет. По крайней мере, в ближайшие два-три года уж точно.

Евгений Ясин, научный руководитель государственного университета - Высшая школа экономики
Дата публикации 4 августа 2004 г.

1998-2004 `Российская газета`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован