Она одна из самых известных сегодняшних актрис - "Мужской зигзаг" и "Королева Марго" давно превратились в народное кино, и наш обрученный с телевизором народ узнает Добровольскую на улицах Но для нее самой главное то, что она играет во МХАТе: Констанция в "Амадее", Маша в "Чайке", Сестра в "Ю", роль в "Священном огне" Сомерсета Моэма (премьера должна состояться 15 января) Добровольская последовательно и убежденно служит репертуарному театру - о нем мы и говорили.
- Сегодняшний репертуарный театр перестает притягивать одаренных людей: талантливые молодые режиссеры не собираются становиться главными, талантливые молодые актрисы предпочитают жить на вольных хлебах, а некоторые критики пишут, что репертуарный театр превратился в кладбище судеб. Какого вы мнения о театре-доме?
- Я бы не назвала сегодняшний репертуарный театр театром-домом. Это тот театр, где у тебя пять раз в месяц спектакли и ты должна на них приезжать. А в остальное время можно сниматься или - если у тебя нет охоты читать - заниматься домом, отдыхать Ты живешь здесь только во время репетиций, и это не дом, а очень нервная работа - к благости она не располагает. Раньше артисты шли не в театр, а к конкретному человеку - Товстоногову, Ефремову, им хотелось всю жизнь работать с тем, кого они любили и кому верили. Закончив институт, я поменяла несколько театров. Прежде чем я оказалась в этом МХАТе, я была во МХАТе имени Горького у Дорониной, потом в "Табакерке", затем в театре "Современник-2" и только после этого пришла сюда. И было это в 1991-м
- В последние ефремовские времена.
- Ну, положим, не в последние - Ефремов умер в 2000 году.
- Я имею в виду не это. В 1990-м, за год до того, как вы пришли во МХАТ, я брал у него интервью - он был любезен и очень мило отвечал на мои вопросы. Но при этом мне казалось, что он пуст, как Вселенная, - ему не было дела не только до меня, но и ни до чего на свете. Ощущение было ложным?
- Он не был пуст как Вселенная - он с ней разговаривал. К тому же Ефремов не любил журналистов и их случайные вопросы.
- В последние годы Олег Николаевич в основном занимался собственным внутренним миром, в роли строителя театра он, как мне кажется, не выступал
- За его плечами был "Современник" и целое поколение воспитанных им артистов. Ждать от Олега Николаевича театрального строительства, когда у него работало пятнадцать процентов легких, было глупо и ненужно. В последние годы он тяжело болел, и МХАТ жил только для него - мы вполне отдавали себе отчет в человеческом и профессиональном масштабе Олега Николаевича. Ефремов ставил медленно, репетировал только с определенными актерами, но все понимали, что ему необходимо работать, и не обижались. У актеров МХАТа была работа на стороне, кино, сериалы, радио, антрепризы
- В том, что вы говорите, есть противоречие - люди сюда шли ради Ефремова. В то же время Ефремов с театром не работал, и все ему это прощали
- Его любили. Да, его любили. К нему можно было прийти в любой момент и поговорить по душам, не соблюдая никакого пиетета. И ел он в нашей столовой - то же самое, что и мы Олег Николаевич был режиссером-другом, кричать на артистов он считал ниже своего достоинства. Он был болен, но МХАТ держался только им. Никто не хотел делать ему больно или плохо.
- У МХАТа есть много традиций - в том числе и традиция умираний. Он много раз умирал, много раз возрождался
- Дело в том, что он у всех на виду. Другие театры умирают и рождаются (а иногда только умирают) - но обсуждают МХАТ. В Москве есть несколько мертвых театров, там вообще ничего хорошего не происходит, но о них не говорят.
- У них нет такой родословной - безвременье пятидесятых-шестидесятых МХАТ, похоже, навсегда записан в бессмертные.
- МХАТ хорош тем, что он огромен - это большое производство и у каждого здесь есть своя ниша. Здесь нет закулисной возни, нету ненависти между артистами. А в других театрах это сплошь и рядом - артисты не разговаривают, годами не общаются.
- В театре у вас сейчас хороший период. А в кино вы что-нибудь делаете?
- Да, работать в сегодняшнем МХАТе мне нравится А в кино у меня была картина "Механическая сюита" Дмитрия Месхиева - у меня там небольшая работа, но я получила уже несколько призов за исполнение роли второго плана, а сейчас номинирована на "Золотой овен". Скоро должен выйти еще один фильм Месхиева, называется он "Душеприказчик". Я не стремлюсь мелькать в кино и на телевидении, и все же я все время на экране, и меня сейчас узнают гораздо больше, чем когда выходили мои старые фильмы. "На тебя уповаю" и "Мужской зигзаг" в прошлом году показывали чуть ли не каждую неделю, и мне за них не стыдно.
- Как вам кажется, сериалы не портят актера? Я смотрю на экран и вижу, как у снимающихся в них хороших актеров появляется масочка
- Хорошего артиста трудно испортить. Но сериалы я не люблю - понимаю, что иногда есть нечего, но, видимо, не до такой степени К чему идти сниматься в абы что, абы как, абы с кем?
- А народная любовь?
- Кому она нужна?
- Ну как же - выходит артист на сцену, и зал открывает рот - он узнал в нем милиционера из любимого телефильма
- Зритель смотрит конкретную историю, и ты для него ее персонаж, а не Штирлиц. Было бы смешно, если бы я выходила в чеховской Маше, а во мне узнавали королеву Марго. Беда в том, что на телевидении сейчас один бесконечный сериал - одни и те же артисты на всех каналах. И всюду они играют одно и то же. "Масочка" тут ни при чем - телевизор показывает все, на что ты способен и неспособен, это полное развенчание артиста. Актеры былых времен умели хранить свою тайну, а сейчас коллег перемалывают ток-шоу, телеинтервью, сериалы, и они очень быстро кончаются. Нечего разгадывать, незачем следить
- Театр проходит по ведомству элитарной культуры, попадая в ток-шоу, артист входит в сферу культуры массовой - она его востребует и употребляет, но кое-что за это дает. Популярность легко конвертировать в деньги
- Наверное. Но всех денег все равно не заработаешь. Здесь надо соблюдать меру, иначе может выйти неловкость - захочешь поговорить со Вселенной, а в ответ получишь плюху. У театральных артистов всегда была аскетическая профессия. Надо нести свой крест и верить - так было при Стрепетовой, так осталось и во времена Якубовича.
Алексей Филиппов
Известия
14.01.2002
http://www.mxat.ru/