Призыв поумерить реформаторский пыл в сфере образования прозвучал вчера на заседании коллегии Министерства образования и науки. "Революции не будет. У нас и так все неплохо. Нужно спокойно и планомерно работать", - спустил с небес на землю подчиненных, слишком увлекшихся всевозможными преобразованиями, министр Андрей Фурсенко.
Некоторые новации, действительно, вряд ли вызовут в обществе хороший прием, например если речь идет о попытках в новых школьных учебниках по истории обелить деятельность Сталина. Поэтому Фурсенко сосредоточился вчера прежде всего на финансовых вопросах приоритетного национального проекта "Образование". Этот проект реализуется уже второй год, и особых проблем с ним пока нет. Если добавить сюда нанотехнологии, за развитие которых академическому и образовательному сообществам тоже придется отвечать, то получается, что внимание к проблеме знаний сопоставимо с отношением к демографической и жилищной проблемам.
В 2007 году на решение образовательного вопроса уйдет 52,9 млрд рублей. Большая часть этих денег, 21 млрд рублей, потратят на стимулирование 57 вузов, 6 тысяч школ и 60 учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В 11,7 млрд рублей обойдется государству выплата ежемесячных премий классным руководителям, в 7,8 млрд рублей - подключение к интернету средних школ, в 7 млрд рублей - создание двух университетских центров и бизнес-школ. Оставшиеся чуть более 5 млрд рублей уйдут на стимулирование субъектов федерации, покупку сельских школьных автобусов и развитие системы профессиональной подготовки в армии.
В Минобрнауки надеются, что эти деньги позволят вернуть российское образование в мировую учебную элиту. Решать проблему будут комплексно. "Нам нужны специалисты всех уровней и областей", - заявил вчера Фурсенко. Он особо отметил грядущую реформу учительских зарплат (подробнее - см. "Газету" от 22.08.07). Завершить ее планируется через три года, а первые результаты Минобрнауки оценит этой осенью. На вопрос корреспондента "Газеты", исходя из чего помимо мнений родительских советов будет оцениваться качество работы педагогов, Фурсенко ответил: "Есть абсолютные показатели - это результаты ЕГЭ, участие в школьных олимпиадах и здоровье детей. Будем опрашивать и выпускников школ".
"Революция в образовании, действительно, не нужна", - согласна с главой Минобрнауки член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина. По ее мнению, главная проблема заключается в эффективности использования тех средств, которые тратятся сейчас.
"Есть много административных барьеров, которые мешают нашим школам. Например, они не могут покупать напрямую учебное оборудование. Делать это приходится через тендер, организация которого влетает директорам школ в копеечку", - сетует Любовь Духанина.
22.08.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/955