России, в первую очередь, российской элите, нужно сделать вывод из принятой на прошлой неделе резолюции Европарламента "О верховенстве закона в России". Но только не тот, о котором говорят авторы резолюции. И не тот, на который рассчитывают коллаборационистские группы в России. И не тот, о котором говорят те, кто предлагает не видеть в ней ничего враждебного, но идти навстречу ее авторам на том основании, что России необходимо учитывать "мнение Европы".
О том, что такое российская судебная система, можно много говорить и вполне обоснованно выносить ей жесткие оценки. Можно по разному оценивать процесс над Ходорковским. Можно иметь вполне обоснованное мнение по факту чрезмерно длительных поисков виновных в тех или иных резонансных убийствах. Можно вообще не любить нынешнюю российскую власть и стремиться ее "ротировать".
Только делать это может исключительно "многонациональный российский народ", а не Европарламент. Ведь согласно Конституции РФ единственный суверен и источник власти в России - именно российский народ.
Можно сколько угодно говорить о том, что Россия, вступив в Совет Европы, взяла на себя те или иные международные обязательства, которые выше национального законодательства. Они в любом случае не могут быть выше Конституции и основ конституционного строя. Или последние должны быть изменены.
Лишь российский народ имеет право судить российскую власть
А раз они не изменены, то воля народа России, как единственного суверена и источника власти, выше любых международных соглашений. Судить о том, как Россия соблюдает те или иные свои обязательства, в частности, в сфере обеспечения свободы и демократии, может только народ России. Попытка международных организаций и того же Европарламента выносить свои суждения по поводу тех или иных сторон политической жизни России - есть попытка ущемления суверенитета даже не властей страны, а ее народа.
И уж во всяком случае не Европарламенту судить и выносить оценки о том, как соблюдаются в России те или иные нормы, как осуществляется правосудие, в какой мере реализуются права и свободы граждан. Хотя бы потому, что в ЕС Россия не входит и депутатов в Европарламент не избирает.
Лишь российский народ имеет право судить российскую власть. Если он сочтет нужным ее переизбрать - он ее переизберет. Если сочтет нужным не переизбирать - не переизберет. Если ему не понравится, как она проводит выборы, он даст ей это понять - и сделает это недвусмысленно. Но для этого он не будет нуждаться в резолюциях Европарламента - ни одобряющих действия российской власти, ни осуждающих. Он будет руководствоваться своими представлениями о должном, о добре и зле.
То, что Европарламент позволяет себе выносить суждения о действиях российской власти - это прямое вторжение в сферу полномочий российского народа. Российский народ - суверен, российская власть - его вассал. Судить вассала может только его суверен, а никак ни другой суверен, тем более - вассал, ведь традиция Европы предполагает, что власть - слуга народа.
Европейское общество и европейские организации вообще не вправе выносить свои суждения по поводу того, как живет Россия. Потому что своим благополучным существованием они обязаны исключительно российскому народу. А Россия имеет право судить Европу, потому что пожертвовала десятки миллионов своих граждан, спасая ее от гитлеризма. И сделала она это не для того, чтобы Европа сегодня поучала того, благодаря кому продолжает существовать.
Резолюция Европарламента, независимо о того, жесткая она или мягкая, является проявлением наглости и неблагодарности. Это своего рода политическая агрессия в отношении российского народа - именно самим фактом вторжения во внутренние дела России.
Конечно, европейские лидеры имеют право на свое мнение и могут высказывать его российской власти и обществу, но только на неофициальных встречах без галстуков и в ходе круглых столов экспертов.
Международные обязательства России не могут быть выше ее Конституции
Делая эти вопросы предметом официальных публичных обсуждений и решений, они, как уже было сказано, вторгаются во внутренние дела России, покушаясь на суверенитет нашей страны и ее народа. Ведь таким образом они пытаются заставить российский народ жить по их нормам, а не по своей воле. Воля российского народа безусловно выше воли российской власти. Но воля российской власти - безусловно выше норм и воли представителей международных организаций и других стран - просто потому, что российский народ согласился на осуществление этой властью своих полномочий.
И подобные резолюции тем более являются актом политической агрессии, если авторы принимают их по советам представителей вполне определенных политических сил России. Плох Ходорковский или хорош, правильно его осудили или нет - дело не в этом. Дело в том, кто превращает его в свое знамя, для чего и в каких целях. А делают это представители маргинализированных политических групп, не интересных и не симпатичных российскому обществу в целом, но связанных с эпохой 1990-х гг., к которым общество в любом случае возвращаться не хочет.
Российская элита должна сделать из этого выводы. Конечно, не существует в мире никакого "русофобского заговора". Но в мире существуют интересы и конкуренция. В 2000-е годы влияние и потенциал России стали увеличиваться. Ее политическое и экономическое участие в решении мировых проблем возросло. Следовательно, возросла и конкуренция. Повысилась самостоятельность в принятии решений. Возросли возможности отстаивания своих интересов.
Поэтому возрастает сопротивление конкурентов-партнеров. Идет проверка - выдержит ли давление страна, ее народ и элита. Либо они сломаются - и примут условия более сильных, либо выстоят - и тогда окажется, что говорить с Россией с позиции силы бесполезно. В последнем случае страна встанет на путь самостоятельного форсированного развития, не обращая внимания на заявления европейских политических хулиганов. Даже если Россия двинется "в Европу", она пойдет по пути преодоления противодействия испытывающих ее на прочность конкурентов, принуждая их к принятию своих условий в вопросе о совместном существовании.
Можно спорить о том, какой путь лучше. Очевидно лишь то, что это не может быть путь слабости, унижения и подчинения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.novopol.ru/text96861.html
Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
Главный редактор - Олег Недумов. Телефон редакции: +7 (495) 783-9839
viperson.ru