С развитием медицины появилась возможность поддерживать неизлечимо больных людей, физиологическое состояние которых диагностируется как промежуточное между жизнью и смертью, длительное время в живом состоянии. Но существует такая практика, когда неизлечимому больному помогают уйти из жизни по его просьбе. Называется это эвтаназией. Впервые этот термин употребил английский философ Френсис Бекон в XVII веке. О проблеме эвтаназии в современном обществе мы беседуем с председателем комиссии Московской городской Думы по законодательству Александром СЕМЕННИКОВЫМ (фракция "Единая Россия").
- Александр Григорьевич, на депутатских слушаниях в столичном парламенте обсуждалась проблема эвтаназии. А как давно она появилась?
- Сначала давайте еще раз уточним, что же понимается под термином "эвтаназия". Эвтаназия - это умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником или другим лицом из-за сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимой физической боли. Эвтаназия может быть активной и пассивной. Активная форма - это умышленное причинение неизлечимо больному быстрой и легкой смерти по его просьбе. Пассивная форма - это прекращение оказания медицинской помощи неизлечимому больному по его просьбе с целью ускорения естественной смерти, то есть прекращение борьбы за его жизнь.
Уже из этих формулировок видно, что проблема эвтаназии в той или иной мере стояла перед больными и врачами издавна, и отношение к ней было разным. В античности эвтаназию рассматривали как благо, а в некоторых случаях - как неизбежность. Христианское мировоззрение относится к ней негативно. Новое время предложило множество альтернативных теорий. В нашей стране в 1922 году в Уголовном кодексе РСФСР содержалось положение о "непреступности убийства, совершенного из сострадания и по настойчивой просьбе потерпевшего". Правда, эта норма просуществовала очень недолго, всего полгода.
Уровень развития современной медицины таков, что она еще не в состоянии излечить целый ряд заболеваний, но способна длительное время поддерживать состояние хронической болезни. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения свыше 70 процентов людей умирают не внезапно, а постепенно, испытывая порой невыносимые боли и страдания. Не будет ли более гуманным в отдельных крайних случаях избавить таких больных от страданий? Мы не можем делать вид, что у нас такой проблемы нет. Она есть, и ее надо обсуждать.
- Существует ли опыт правового регулирования эвтаназии за рубежом?
- В настоящее время специальные статьи или отдельные нормы, посвященные эвтаназии (убийству из сострадания), имеются в уголовных кодексах примерно четверти стран мира. Самостоятельные нормы об эвтаназии предусмотрены в Уголовных кодексах Азербайджана, Молдовы, Грузии, а также более чем в 30 странах дальнего зарубежья, в том числе в Австрии, Германии, Дании, Польши, Швейцарии, Японии и других странах. Пассивная эвтаназия законодательно разрешена более чем в 40 государствах мира, а обе формы - пассивная и активная - легализованы лишь в нескольких государствах, например, в Нидерландах и Бельгии.
- На депутатских слушаниях шла речь о готовящихся дополнениях в Уголовный кодекс РФ, которые касаются эвтаназии. В чем их суть?
- Пока речь идет об изучении проблемы, о теоретической возможности применения эвтаназии. Сегодня возможность появления эвтаназии в России поддерживают только организации по защите прав пациентов, другие же эксперты считают, что общество не готово к принятию подобного закона. Но есть и конкретные предложения о введении отдельной статьи в Уголовный кодекс, которая установит ответственность за эвтаназию, поскольку существующий законодательный подход квалификации эвтаназии в части 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку) не способен обеспечить соответствие уголовно-правовой оценки эвтаназии объективным свойствам этого деяния, а назначение наказания - характеру содеянного и личности виновного.
- А как вы сами относитесь к эвтаназии? Считаете ли вы возможным отнять жизнь у безнадежно, смертельно больного человека для того, чтобы избавить его от лишних страданий?
- Эвтаназия, подобно любому другому социально-правовому явлению, значимому для развития общественных отношений, требует адекватного правового регулирования. Вместе с тем это чрезвычайно сложная, тонкая и деликатная проблема, касающаяся самых фундаментальных ценностей - жизни и смерти. Здесь недопустима ни малейшая торопливость, а необходимо самое внимательное обсуждение и самый скрупулезный учет всех точек зрения. Врачебный принцип "не навреди!" должен быть главенствующим, соблюдаться неукоснительно. Что касается моей точки зрения, то я считаю эвтаназию преступлением, но со смягчающими обстоятельствами. Это понятие необходимо ввести в Уголовный кодекс, за эвтаназию должно назначаться наказание, но менее строгое, чем за иные виды умышленного убийства.
Людмила Столетнева
Московская правда - Московское собрание, 23 мая 2007 г.