Из всех христианских народов у русских наиболее трудный путь к свободе, к уважению и защищенности своих прав, к повышению уровня и качества жизни, к обустройству страны. Переход к рыночным отношениям в экономике осложнился распадом СССР, отделением значительной части русских помимо их воли от России, падением эффективности управления государственными институтами, острым кризисом в экономике, падением промышленного производства, обусловленного в основном низкой конкурентоспособностью мирной продукции обрабатывающей промышленности.
Полисистемный кризис в России оказался очень продолжительным и не закончился до сих пор. Одним из главных его факторов была и остается деградация человеческого капитала, сопровождаемая падением морали и духовности в российском обществе, а также этики труда.
Отягощающим фактором длительного полисистемного кризиса в РФ является снижение всех основных показателей, индикаторов, эффективности факторов роста и развития: ВВП, рабочих мест, производительности труда, доходов, уровня и качества жизни основной части населения, личной безопасности граждан, морали и нравственности. А главное - острый дефицит справедливости, к которой россияне относятся трепетно. Ухудшение уровня и качества жизни, рост преступности и коррупции привели к духовному опустошению русского народа. И как следствие - к дополнительному углублению полисистемного кризиса в стране.
Вопреки Конституции РФ как социального государства государственные расходы в долях ВВП в образование, медицину, культуру, науку, в личную безопасность граждан были и остаются в России одними из самых низких в мире.
Совокупные расходы на образование и здравоохранение в 2013 году в РФ составили 7% ВВП (3% - образование и 4% - здравоохранение), в США - 22,3% ВВП (5,2% и 17,1% ВВП), в Германии - 16,3% (5% и 11,3%), в Финляндии - 16,2% ВВП (6,8% и 9,4%). Чехии - 11,7% ВВП (4,5% и 7,2% ВВП).
Расходы РФ на важнейшие составляющие человеческого капитала - здоровье и образование в 2-3 раза ниже, чем в других странах мира. ВОЗ рекомендует расходы на здравоохранение не ниже 6% ВВП, а в РФ всего около 4%.
В новом проекте ФБ-2016, поступившем в Госдуму, расходы на образование снижаются с 4,1% расходов ФБ (прежний план) до 3,6% (с 636,4 млрд руб до 578, 65 млрд руб). Поэтому Комитет по образованию Госдумы рекомендует отклонить этот проект, как и Комитет по науке и высоким технологиям.
Перманентное недофинансирование медицины, образования и науки в России привело к деградации национального человеческого капитала и к снижению эффективности государственных институтов, науки, инновационного сектора экономики, медицины и образования. Финансирование науки - 1,2% ВВП в 2014г., в 2-3 раза ниже, чем в странах - конкурентах и партнерах.
Принижение роли HC в процессах развития
Россия в отличие от Китая, Индии, Бразилии, Польши, Чехии и других бывших соцстран и стран Балтии 25 лет двигается через цепь кризисов от лучшего советского качества жизни населения ко все худшему российскому по сравнению с сопоставимыми странами мира.
В результате в России стабильно идет после распада СССР процесс деградации человеческого капитала. Россия является также единственной страной в мире, в который шли и идут мощные процессы деградации во многих ключевых сферах и отраслях.
Россия не догоняет другие страны, а все больше отстает от них, в частности, от Китая, не говоря уже о Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Финляндии.
Создание теории человеческого капитала (HC, Human capital) шло от низшего уровня к высшему - от индивидуального HC к национальному HC. Теорию индивидуального HC создали Теодор Шульц (Нобелевская премия по экономике за 1979 год) и Гэри Беккер (Нобелевская премия за 1992г.). Саймон Кузнец (Нобелевская премия 1971 года) выделил в качестве первичного уровень накопленного национального человеческого капитала. И утверждал, что существует некое пороговое значение накопленного национального человеческого капитала, без достижения которого переход к следующему технологическому укладу экономики невозможен.
В России весомый вклад в анализ и исследования национального человеческого капитала и потенциала внес Алексей Подберезкин.
К сожалению, советские власти считали теорию человеческого капитала буржуазной и ложной. Поэтому советские экономисты писали лишь критические статьи и книги о нем. Мало изменилась на уровне государства эта ситуация и сейчас, поскольку те же люди сохранили сильное влияние в экономической российской науке и на стратегическое управление экономикой страны. Отсюда перманентные базовые проблемы с архаичной парадигмой развития и стратегическим планированием роста и развития экономики РФ. И, соответственно, с перманентно кризисным состоянием экономики и ее негативными основными показателями относительно сопоставимых стран.
Отношение же подавляющего числа российских экономистов - исследователей и аналитиков к теории человеческого капитала - сейчас объективное и научное. И они пытаются применять ее на практике, в том числе для количественных оценок и стратегического планирования. Но на уровне государственного стратегического планирования, а главное - в практических действиях высоких чиновников и высшей власти сохранилось негативное отношение к национальному человеческому душу населения капиталу. И обществу навязывается приближенными к власти экономистами, использующими этот термин, пресловутый тезис о высоком качестве и величине российского HC. В то время как Россия по качеству и стоимости HC на душу населения почти безнадежно отстала от передовых стран мира из-за многолетних низких инвестиций в него и непригодной для создания и развития высококачественного HC коррупционно-криминальной среды с низким качеством жизни.
Последователи академика Лысенко
Существуют российские псевдонаучные работы, в которых величина HC оценивается по количеству дипломов о высшем образовании у населения. Множество дипломных корочек (а сколько из них липовых, включая докторские?!) в стране у значительной части населения - по 2-3, поэтому много и ума в стране. И отсюда следует, что накоплено HC в России почти как в США, Германии или Японии. А то и больше.
Примитивность такого подхода очевидна, но надо признать, что российская экономическая официальная наука, непосредственно обслуживающая власть, деградировала даже по сравнению с советской. Подобные очень далекие от науки оценки и «исследования» HC (о качестве HC эти работы вообще умалчивают) проводятся за государственный счет. И навязываются обществу.
Тени академика Лысенко в экономической науке еще до сих пор бродят по России. Точнее сидят одновременно в нескольких кабинетах и рулят псевдонаукой.
Инвестиции в составляющие HC России в долях ВВП остаются одними из самых низких в мире. Так по сравнению со США инвестиции в медицину РФ в долях ВВП в 4,5 меньше, в образование - в 1,8 раза, в науку - вдвое ниже. И это в долях ВВП. А у России ВВП на душу населения значительно ниже. Поэтому на расходы на образование в 2014 году в РФ были меньше в 4 раза, чем в США, расходы на здравоохранение - в 9,9 раз, инвестиции в науку - в 4,4 раза меньше на душу населения.
Подобный огромный разрыв в финансирование российского человеческого капитала имеет место уже в течение 25 лет. Поэтому Россия не приближается по HC на душу населения к развитым странам, а «наращивает» свое отставание сохранением очень низкого финансирования HC в долях ВВП, а в 2015-16 годах - снижением абсолютного финансирования образования, медицины, науки, а также в целом качества жизни.
Отставание по HC нарастает
Расчеты выполнены для ВВП США на душу населения в размере 54,6 тыс долл (2014г.), России - 24,8 тыс долл на душу населения по ППС (паритету покупательной способности). В настоящее время ВВП на душу населения РФ упал как минимум в 1,5 раза. ВВП России по текущему валютному курсу снизился от своего максимуму в период высоких цен на нефть примерно вдвое из-за падения курса рубля.
Низкие инвестиции в HC и негативное отношение к базовым принципам стратегического развития привели к ускорению деградации национального человеческого капитала России. И к фактическому отказу от стратегического планирования вообще. Стратегии для проформы пишутся, но не исполняются. Хотя в некоторых из них человеческий капитал вскользь и в узком определении упоминается, но не в качестве главного фактора развития современной экономики, общества и государственности.
У последователей академика Лысенко все против науки: инвестиций в HC крайне мало, а капитала накопили много. Откуда? От волшебной палочки? Из липовых корочек? Или по воле пресловутой вертикали? А может от собственной научной беспомощности и невежественности? Откуда же?
Тем временем в технологически передовых странах мира уже несколько десятилетий идет мощный процесс замещения физического и природного капиталов человеческим капиталом в национальных богатствах. Именно специалисты высокой и высшей квалификации, вооруженные современным мощным научным приборным инструментарием, в условиях высокого качества жизни определяют развитие передовых стран мира и нарастающий их технологический и научный отрыв от остального мира, включая Россию.
В передовых странах имеет место подавляющее превалирование объемов инвестиций в HC над инвестициями в физический капитал. И это характерные и превалирующие процессы конца ХХ и ХХI веков для развитых стран мира, а также стран мира с растущей экономикой и наукой, таких как Китай и Индия. Россия, к сожалению, давно выпала из этого списка.