22 октября 2004
2345

Фарит Мухаметшин: Россия: азиатский вектор

Редакция газеты "Труд" попросила Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан Ф.М.Мухаметшина рассказать o российской внешней политике на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии. События последнего времени наглядно показывают, что заявления руководства Российской Федерации о евразийском статусе государства все более предметно воплощаются в конкретные дела.

- На днях состоялся официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китайскую Народную Республику. Как известно, главы двух великих государств не только нашли решение важных межгосударственных проблем, но и наметили четкие ориентиры развития двусторонних связей на ближайшую и обозримую перспективу. Как в России оценивают итоги визита, каковы, если можно так сказать, базовые установки российско-китайских отношений на сегодняшний день?

- Затронутая тема исключительно важна и для российско-китайских отношений, и для мировой политики в целом.

Официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китайскую народную Республику был приурочен к 55-й годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами. В этом контексте в ходе переговоров в Пекине, по меткому замечанию Председателя КНР Ху Цзиньтао, "обе стороны провели обзор пройденного пути за последние 55 лет". Таким образом, лидеры двух стран однозначно подтвердили, что продолжение добрососедских отношений между Россией и Китаем является их общим стратегическим курсом, строятся на принципах, зафиксированных в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Итоги переговоров зафиксированы в подписанной лидерами двух стран Совместной декларации, в которой дана оценка не только нынешнему состоянию российско-китайских отношений, но и показана конкретная перспектива их развития. В частности, достигнуты договоренности по вопросу о прохождении линии российско-китайской государственной границы, которая на всем ее протяжении будет юридически оформлена и установлена на местности. Этим, как заявил В.В.Путин, "сделан важнейший политический шаг: поставлена точка в пограничном вопросе между нашими государствами". Другими словами, с удовлетворением можно констатировать, что с этого момента российско-китайская граница на протяжении более чем 3400 км стала линией дружбы и сотрудничества между двумя великими народами.

- В ходе визита был достигнут ряд договоренностей по экономическим вопросам, в том числе по вступлению России в ВТО.

- Важным для нашей страны итогом визита явилось решение китайской стороны решительно поддержать присоединение России к Всемирной торговой организации. Успешно завершились российско-китайские переговоры о доступе на рынки двух стран при присоединении России к ВТО, подписаны соответствующие документы, заявлено о признании друг друга в качестве стран с полностью рыночной экономикой.

Если коротко сказать о российско-китайских договоренностях в экономической сфере, то постараюсь обойтись лишь несколькими цифрами. За последний период удалось серьезно увеличит объем взаимного товарооборота. В 2003 году он достиг почти 16 млрд. долларов. В этом году - по оценкам экспертов - может составить порядка 20 млрд. долларов. Если же заглядывать дальше, то главы обоих государств считают вполне реалистичной задачу выйти в ближайшие пять-шесть лет на товарооборот в 55 млрд. долларов. Не кажется преувеличением и рубеж в сто миллиардов. Думаю, что эти цифры говорят сами за себя.

Добавлю еще одну. Она тоже весьма красноречива, поскольку касается сферы российско-китайского инвестиционного сотрудничества. По предварительным оценкам, в ближайшие несколько лет китайские капиталовложения в российскую экономику могут составить 12 млрд. долларов. На мой взгляд, этот показатель весьма существенен.

Возвращаясь к началу нашего разговора, хотел бы еще раз подчеркнуть, что визит В.В.Путина в Китай в полной мере отражает стратегический современный характер российско-китайских отношений. И в Пекине, и в Москве его считают в полном смысле слова прорывным.

- Помимо взаимодействия между Россией и Китаем в двустороннем формате в ходе переговоров затрагивались вопросы сотрудничества между двумя странами в рамках международных и региональных организаций.

- Россия и Китай исключительно тесно сотрудничают и в рамках универсальных и региональных организаций. Наглядный пример - наше взаимодействие в Шанхайской организации сотрудничества, которая вот уже год как вышла на полноформатный режим сотрудничества между государствами-участниками. Это, конечно, не только заслуга России и Китая, но и остальных стран-членов ШОС. В этой связи особо подчеркну роль Республики Узбекистан, которая, как известно, совсем недавно передала председательство в Организации Казахстану. До этого в течении года Узбекистан являлся в ШОС заслуженным лидером и активно содействовал не только становлению этой Организации, но и запуску основных ее механизмов, в первую очередь Региональной антитеррористической структуры со штаб-квартирой в Ташкенте.

На встрече в Пекине В.В.Путин и Ху Цзиньтао заявили, что цели и принципы ШОС соответствуют современным тенденциям развития и реалиям региона. Стороны подчеркнули, что рассматривают ШОС в качестве важнейшего инструмента утверждения на евразийском континенте, прежде всего в Центральной Азии, мира, безопасности и сотрудничества - основных факторов будущего строительства многополярного миропорядка, основанного на международном праве.

В контексте затронутых в Пекине международных проблем главы государств подробно обсудили вопросы складывающегося мироустройства. Они однозначно подтвердили безальтернативность ведущей роли ООН в таких областях, как обеспечение мира и стабильности, эффективное противодействие новым вызовам и угрозам. Было решительно заявлено, что закрепленные в Уставе ООН дух и принципы остаются базовыми, которым необходимо следовать в международных делах.

Состоялся предметный разговор о состоянии и перспективах борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, представляющими серьезную угрозу для безопасности суверенных государств, стабильности во всем мире.Оба лидера высказались за укрепление глобального антитеррористического сотрудничества на платформе ООН и выработку комплексной программы борьбы с терроризмом. При этом подчеркивалось, что на антитеррористическом направлении не может быть "двойных стандартов" и положить конец международному терроризму можно только общими усилиями всех государств.

Примечательна прозвучавшая в российско-китайском диалоге на высшем уровне оценка, что питательной средой для терроризма являются бедность, отсталость, социальная несправедливость, идеология экстремизма, конфликты и войны. Полагаю, что эта оценка принципиально важна, так как именно эти факторы активно используются главарями международного терроризма, чтобы под прикрытием исламских лозунгов, порой не имеющих никакого отношения к этой великой религии, одурманивать простых людей, прежде всего молодежь.

Не осталась без внимания проблематика, касающаяся государственного единства, суверенитета и государственной целостности. Президент Российской Федерации однозначно подтвердил приверженность принципиальным позициям по проблемам Тайваня и Тибета, закрепленным в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 2001 года. В Совместной декларации закреплена позиция России, что в мире существует только один Китай, что правительство Китайской Народной республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Россия выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, подтверждает, что она поддерживает неприятие Китайской Народной Республикой "двух Китаев", "одного Китая, одного Тайваня", выступает против принятия Тайваня в ООН и другие международные организации, членами которых являются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения Тайваню. Российская сторона признает Тибет в качестве неотъемлемой части Китая. В свою очередь Китай поддерживает все усилия нашей страны по защите государственного единства и борьбе с террористическими и сепаратистскими силами в Чечне.

Не могу не упомянуть и еще одну исключительно важную тему, обсуждавшуюся в Пекине. Стороны решительно высказались в поддержку более активного продвижения человечества к безъядерному миру, решительно поддержали создание безъядерных зон, в особенности в Центральной Азии. Считаю важным подчеркнуть, что автором идеи создания зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии выступил и последовательно добивается ее реализации президент Узбекистана И.А.Каримов.

- Фарит Мубаракшевич, сразу после Пекина Президент России посетил с официальным визитом Таджикистан и во время пребывания в Душанбе принял участие в саммите организации "Центрально-Азиатское сотрудничество". Не могли бы Вы охарактеризовать таджикскую часть программы поездки президента России?

- В контексте отношений России с государствами СНГ Таджикистан занимал и занимает важное место. С одной стороны, - это государство граничит с пока все еще неспокойным Афганистаном, откуда и для нас, и для Узбекистана, и для мирового сообщества в целом пока исходят серьезные угрозы - терроризм, религиозный экстремизм, опасность расползания оружия. Я уже не говорю о наркоинтервенции. С другой стороны, - с учетом того, о чем я только что сказал, нам приходилось держать в Таджикистане свою 201 мотострелковую дивизию, контингент российских пограничников.

Именно в этом контексте, но не только в нем, выстраивалась содержательная часть визита Президента России в эту республику. По признанию В.В.Путина, сделанному по окончанию поездки, "к результатам сегодняшнего дня мы шли пять лет, и сегодня мы просто подводим итоги пятилетней совместной работы".

В ходе визита были подписаны важные документы. Было юридически оформлено создание на базе 201 дивизии постоянной российской военной базы в Таджикистане, а также передача в собственность Российской Федерации исключительно важного для нашего оборонного потенциала оптико-электронного узла "Нурек". Создание российской военной базы в Таджикистане, как отметил В.В.Путин, "отвечает коренным интересам наших народов, служит укреплению дела мира, стабильности в Центральной Азии и безопасности всего Содружества Независимых Государств".

Подписано также соглашение о передаче с 2006 года под охрану Таджикистану участка таджикско-афганской границы, охраняемого российскими пограничниками. В составе российских пограничных подразделений в Таджикистане немало офицеров и солдат - граждан этой республики, которые все эти годы перенимали опыт обеспечения надежной охраны границы. Отсюда и наша уверенность, что таджикские компетентные органы сумеют наладить эффективную самостоятельную работу по надежному прикрытию границы, пресечению контрабанды и транзита через свою территорию наркотиков из Афганистана. Что касается России, то она и уходит, и остается в Таджикистане, так как намерена активно помогать этой республике в пограничных делах.

Российско-таджикские договоренности по военной базе в Таджикистане и подписанные в этой связи межправительственные документы уже вызвали определенный политический резонанс. Рады, что звучащие на эту тему оценки и суждения позитивны. Приведу в качестве примера слова, сказанные послом США в Таджикистане, который заявил, что Соединенные Штаты положительно относятся к присутствию российского воинского контингента на границе с Афганистаном и считают его хорошим заслоном для пресечения деятельности международного терроризма. От себя добавлю, что от нашего военного присутствия в Киргизии и Таджикистане выиграют все государства центральноазиатского региона перед лицом террористической и иных угроз.

Это, если так можно выразиться, военно-техническая часть российско-таджикских договоренностей. В тоже времяважным компонентом переговоров в Душанбе были вопросы экономического сотрудничества между Россией и Таджикистаном. Обсуждение носило многоплановый характер, с прицелом на перспективу. Что касается существа достигнутых договоренностей, то о них сжато, но очень емко сказал наш президент: "В рамках подписанных документов российская сторона - и государственные структуры, и частные компании - в ближайшие пять лет намерены вложить в экономику Таджикистана около двух миллиардов долларов". В числе наиболее важных проектов сотрудничества - наше инвестиционное участие в объеме 250 млн. долл. в строительство Сангтудинской ГЭС. Подписаны соглашения между российской компанией "Русский алюминий" и Правительством Таджикистана о строительстве Рагунской гидроэлектростанции и алюминиевого завода на юге Таджикистана. Это еще 600 млн. долларов.

- Видимо, не случайно визит президента Российской Федерации в Таджикистан совпал по времени с саммитом в Душанбе организации "Центрально-Азиатское сотрудничество". Главным итогом этой встречи на высшем уровне стало официальное вступление России в это региональной межгосударственное образование. Как бы Вы прокомментировали это событие?

- Официальный визит В.В.Путина в Таджикистан и его участие в саммите ОЦАС лишь совпали по времени и месту их проведения. Я бы не хотел сравнивать значимость этих событий - каждое из них важно по-своему.

Конечно, присоединение России к ОЦАС знаменует собой, не будет преувеличением сказать, новый этап в становлении этой региональной организации. Здесь мне хотелось бы напомнить слова, сказанные по этому поводу президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым, который назвал Россию фактором стабильности в регионе, а ее присоединение к организации - вполне естественным. "Россия, - сказал он, - просто не могла не участвовать в этой организации". Знаковой является и его оценка перспектив нашей работы в этой организации. Он, в частности, сказал, что присоединение России к ОЦАС выведет решения этой организации "на качественно иной уровень". Уверен, что такую оценку поддерживают лидеры всех центральноазиатских государств.

Здесь я хотел бы сказать несколько слов о том, как мы видим будущее ОЦАС, в чем, по нашему мнению, заключаются приоритетные направления взаимодействия государств-участников этой организации. Наиболее перспективными в экономической сфере можно назвать развитие кооперационных связей в промышленности, формирование общего транспортного пространства, стимулирование приграничной торговли, а также сотрудничество в водопользовании и гидроэнергетике. Хотя Россия только еще осваивается в ОЦАС, ей весьма импонируют инициативы президента Республики Узбекистан о создании водно-энергетического, продовольственного и транспортного консорциумов на пространстве ОЦАС. Конечно, предстоит большая работа по уточнению целей, задач и механизмов функционирования таких консорциумов, а главное, согласование подходов к этим проектам всех участников. Россия к такой работе готова и будет делать все от нее зависящее для эффективной реализации этих интересных инициатив.

Важной составляющей работы в ОЦАС мы видим совместную борьбу с терроризмом, распространением религиозного экстремизма и наркоугрозой. На саммите в Душанбе всеобщую поддержку также получило предложение И.А.Каримова о подготовке согласованного перечня террористических организаций, деятельность которых на территории стран-участниц ОЦАС должна быть запрещена.

- На встрече глав государств ОЦАС серьезно обсуждалась афганская тема, а представитель этой страны присутствовал на пленарных заседаниях в качестве наблюдателя. Как Вы относитесь к идее Узбекистана, считающего Афганистан частью Центральноазиатского региона, о более плотном подключении этой страны к интеграционным процессам в рамках ОЦАС и ШОС?

- Инициативы Узбекистана по Афганистану мы полностью одобряем. Убеждены, что эта истерзанная многолетней войной страна сможет превратиться в государство, откуда бы не исходили угрозы соседним странам, только в случае, если там восторжествует мир и спокойствие, произойдет укрепление вертикали госвласти, будет налаживаться жизнь простых людей. Один из важнейших путей достижения этой цели - экономическая реабилитация Афганистана, включение этой страны в орбиту решения задач, которые ставят перед собой государства и ШОС, и ОЦАС.

- В рамках саммита ОЦАС состоялась двусторонняя встреча президентов Российской Федерации и Республики Узбекистан.

- Начну с того, что текущий год необычайно насыщен встречами Российского и Узбекского президентов. Есть все основания говорить, что российско-узбекский политический диалог на высшем уровне превратился в постоянно действующий механизм решения вопросов, "сверки часов" по всему комплексу интересующих обе стороны вопросов. Это не просто дань времени. Эта реальная потребность России и Узбекистана не на словах, а на деле строить отношения стратегического партнерства. Этот диалог носит характер доверительного, открытого обмена мнениями лидеров наших государств и свидетельствует об исключительно высоком уровне взаимопонимания.

Встреча в Душанбе по своей содержательной наполненности стала еще одним важным шагом в определении перспектив российско-узбекского сотрудничества, укреплении роли и влияния России в решении региональных проблем. С чувством удовлетворения восприняты слова И.А.Каримова, обращенные к В.В.Путину: "Вы стали привычным человеком в нашем регионе... и очередной Ваш приезд мы рассматриваем как свидетельство того, что интерес России к нашему региону сохраняется".

Теперь несколько слов об экономической составляющей встречи. Особое внимание было уделено таким перспективным направлениям сотрудничества, как ТЭК, энергетика и водохозяйственный комплекс. Приведу здесь слова В.В.Путина, сказанные на встрече в Душанбе: "Эксперты готовят решение. Если они завершат эту работу, то, может быть, мне удастся увидеть Вас до конца года в Москве". Уверен, что это будет не "парадная" встреча, а еще один повод двум лидерам стран основательно поговорить о том, что предстоит сделать, как устранить все еще имеющиеся препятствия и препоны на пути развития нашего сотрудничества.


Беседу вел Валерий БИРЮКОВ

22.10.2004

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/7

Стенограмма выступления Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован