23 ноября 2005
2311

Фарит Мухаметшин: Россия - Узбекистан: от партнерства - к союзническим отношениям

14 ноября 2005 года в Москве Президентом России В.В.Путиным и Президентом Узбекистана И.А.Каримовым был подписан Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, который закрепляет качественно новые принципы, лежащие в основе отношений и сотрудничества между нашими странами.

Официальный визит президента И.А.Каримова в Россию и переговоры с президентом В.В.Путиным в Кремле стал одним из наиболее значимых событий в новейшей истории российско-узбекских отношений. Без преувеличения можно сказать, что в сотрудничестве между Россией и Узбекистаном начинается новая эпоха.

Встреча лидеров двух государств прошла в духе взаимного доверия и уважения, в обстановке открытости и доброжелательности. В ходе состоявшихся переговоров, как в формате "один на один", так и в расширенном составе были обсуждены актуальные международные, региональные и двусторонние проблемы. Состоялся заинтересованный поиск возможностей повышения уровня сотрудничества.

В.В.Путин подчеркнул, что "Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном - это не просто новая страница в нашей договорно-правовой практике, для суверенных государств союзничество - это самый доверительный уровень отношений. Договор выведет наши страны на принципиально новое качество и максимально близкую степень взаимодействия. Россия и Узбекистан объединяют силы и ресурсы, огромный гуманитарный потенциал во имя стабильности и прогресса в регионе".

И.А.Каримов назвал подписанный документ важнейшим и в полном смысле этого слова историческим итогом узбекско-российского саммита. "Убежден, сказал он, что этот документ, являющийся естественным продолжением ранее принятых двусторонних решений, и, в первую очередь, подписанного в прошлом году Договора о стратегическом партнерстве, выводит на абсолютно новый уровень российско-узбекские отношения на долгосрочную перспективу".

По мнению И.А.Каримова, "договор должен сыграть важнейшую роль в защите стратегических интересов России и Узбекистана не только в оборонной сфере, но и открывает огромные возможности для сотрудничества и интеграции в сфере экономики и коммуникаций, научно-технической, культурной и гуманитарной сферах. При этом мы исходим из того, сказал президент, что присутствие и укрепление позиции России в Центральной Азии - это надежная гарантия мира и стабильности в нашем регионе, и отвечает глубинным интересам как двух стран, так и международного сообщества в целом".

Позвольте обратить внимание читателей и на следующую позицию президента И.А.Каримова: "...подписав Договор о союзнических отношениях, мы еще раз в Узбекистане обозначили, с кем наши интересы совпадают и с кем мы хотим строить свое будущее. И что особенно важно - это осознание очень важной истины: Россия была и остается для нас самым надежным союзником".

В ходе переговоров глав двух государств были подробно обсуждены перспективы развития делового сотрудничества. Сегодня отношения между нашими странами, как в двустороннем, так и многостороннем форматах развиваются очень динамично, демонстрируют устойчивый рост. Было отмечено, что взаимный товарооборот уже в этом году достигнет наивысшего показателя за все годы отношений - двух миллиардов долларов. Широкие возможности для сотрудничества открываются в таких сферах, как нефтегазовая отрасль, энергетика, машиностроение, горнодобывающая и химическая промышленность, аграрный комплекс, телекоммуникации. Большие резервы сторон имеются в сотрудничестве по линии регионов, малого и среднего бизнеса, в инвестиционной сфере и в целом в промышленной кооперации. Президенты обсудили проблемы, связанные с продвижением ускоренными темпами реализации масштабных совместных проектов в топливно-экономическом комплексе, включая освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. Стороны подтвердили свою поддержку осуществлению в республике конкретных проектов с участием ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл" и других российских компаний.

Важная роль в промышленной кооперации отводится созданию совместных предприятий. Эта форма сотрудничества подкрепляется использованием современных достижений в сфере науки и техники, налаживанием более тесного взаимодействия в банковской сфере.

В рамках визита и в присутствии президентов было подписано Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами России и Узбекистана, направленное на содействие укреплению и расширению торгово-экономических, научно-технических и других деловых связей между российскими и узбекскими компаниями, предприятиями, организациями и предпринимателями, а также их ассоциациями и объединениями.

В соответствии с Соглашением палаты обеих стран будут проводить работу по определению препятствий в сфере двусторонней торговли и экономического сотрудничества, стремиться к их устранению, содействовать установлению прямых контактов между территориальными отделениями ТПП России и Узбекистана, организации на региональном уровне совместных мероприятий.

Особо следует сказать о том, что в ходе встречи президентов большое внимание было уделено наращиванию взаимодействия в гуманитарной сфере, что позволит гражданам наших стран, и, прежде всего, молодежи участвовать в реализации научных, культурных и спортивных связей, а также во взаимодействии в сфере образования. Главами государств было отмечено, что в последние годы работа на этом направлении заметно активизировалась.

При этом президентами было обращено внимание на необходимость принятия мер по практическому исполнению подписанных недавно в Ташкенте соглашений: двухлетней программы в области культурного и гуманитарного сотрудничества. Как известно, среди многих мероприятий Программы - проведение в 2006 году в России Дней культуры Узбекистана, а в 2007 году - Дней культуры России в Узбекистане. В них примет участие цвет российской и узбекской творческой интеллигенции.

Широкие возможности для активизации подготовки национальных кадров в российских вузах, обмена опытом, включая методику обучения, переподготовку преподавателей, взаимодействие в области вузовской науки, открывает Соглашение в области образования. В этом плане важным является и решение об открытии в Ташкенте филиала Московского государственного университета. Планируется, что уже с нового учебного года в нем начнут обучение первые студенты. Учебный процесс будет организован по программам МГУ с привлечением преподавателей Университета. Выпускники филиала будут получать дипломы ведущего вуза России.

В ходе переговоров указывалось и на важность расширения каналов обмена информацией о современной жизни в наших странах, активное использование при этом потенциала средств массовой информации. Было подчеркнуто естественное стремление наших народов к тому, чтобы больше знать о культуре, экономике, жизни друг друга. Кроме того, в гуманитарном партнерстве мы можем опираться не только на двусторонние связи, но и эффективно задействовать потенциал подписанного в августе сего года Соглашения о гуманитарном сотрудничестве в рамках СНГ.

При обсуждении международных проблем президенты еще раз подтвердили общность наших взглядов, оценок событий, происходящих на пространстве Содружества, в Центральной Азии и мире в целом. Было отмечено: стороны едины в том, что укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ является одним из ключевых факторов сохранения мира и стабильности в регионе. Решение, которое было принято в Санкт-Петербурге по объединению ОЦАС с Евразийским экономическим сообществом и вступление Узбекистана в ЕврАзЭС, отвечает интересам всех государств-участников по объединению их усилий, решению общих интеграционных процессов.

Важное место в переговорах было отведено обмену мнениями по проблемам безопасности в Центральной Азии. Стороны договорились активизировать координацию взаимодействия наших стран в рамках ООН, ШОС, ОБСЕ. Была выражена уверенность, что такая тесная сверка внешнеполитических шагов послужит укреплению безопасности и России, и Узбекистана, стабильности во всей Центральной Азии.

Главы государств также обстоятельно проанализировали перспективы содействия наших стран в становлении мирного и независимого Афганистана. Стороны считают необходимым сделать все возможное для оказания ИРА помощи в развитии экономической и социальной инфраструктуры, нейтрализации исходящей с афганской территории нарко- и террористической угрозы.

Для придания большей активности совместному противодействию наркоугрозе в присутствии руководителей наших стран было подписано Соглашение между Федеральной службой России по контролю за оборотом наркотиков и Министерством внутренних дел Узбекистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и контроля над прекурсорами.

В соответствии с Соглашением стороны будут по взаимным запросам проводить у себя оперативно-розыскные мероприятия, а также осуществлять скоординированные действия, направленные на пресечение деятельности организованных преступных групп в области незаконного оборота наркотиков, в том числе использовать в необходимых случаях метод "контролируемой поставки". Основная работа соответствующих структур наших государств будет осуществляться в форме обмена информацией, которая может способствовать предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, составляющих незаконных оборот наркотиков.

Возвращаясь к важности и значимости Договора о союзнических отношениях между нашими государствами, следует подчеркнуть, что этот документ призван сыграть определяющую роль в защите стратегических интересов России и Узбекистана, объединении усилий в обеспечении безопасности и стабильности в центральноазиатском регионе.

В преамбуле к Договору подчеркивается, что Россия и Узбекистан подписывают данный документ, стремясь поднять отношения на качественно новый, союзнический уровень, что будет в полной мере отвечать коренным интересам народов наших стран, служить делу обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности и стабильности. В соответствии с подписанным документом стороны будут строить и развивать союзнические отношения на долгосрочной основе.

Договор, в частности, предусматривает, что в случае совершения против одной из Сторон акта агрессии со стороны какого-нибудь государства или группы государств, это будет рассматриваться как акт агрессии против обеих Cторон. Тогда, в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН, стороны предоставляют друг другу необходимую помощь, включая военную, а также оказывают поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами.

Документ оговаривает возможность предоставления в таких случаях друг другу права использовать военные базы и объекты, находящиеся на территории наших стран.

В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения угрозы совершения против одной из них акта агрессии, Стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации.

В Договоре подчеркивается, что Стороны с учетом высокого уровня военного и военно-технического сотрудничества, достигнутого на основе действующих договоров, активно будут взаимодействовать в вопросах модернизации и реформирования вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой, повышения их боевой готовности.

В Договоре также зафиксирована позиция Сторон, что они взаимодействуют в целях укрепления мира, повышения стабильности и безопасности, как в глобальном, так и в региональном масштабе. При этом Стороны придают особое значение дальнейшему укреплению центральной роли ООН и ее Совета Безопасности, реализации целей и принципов, зафиксированных в документах ОБСЕ.

Стороны также договорились координировать свою деятельность и позиции в международных организациях, участниками которых они являются. При этом особое внимание ими будет уделяться развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с другими государствами-участниками Содружества независимых государств.

Россия и Узбекистан также подтвердили свою готовность координировать и объединять усилия, направленные на повышение эффективности механизмов противодействия и нейтрализации угроз международного терроризма, насильственного экстремизма, распространения оружия массового уничтожения, незаконного оборота наркотических средств, оружия, транснациональной организованной преступности и других проявлений новых угроз и вызовов безопасности.

В ходе переговоров двух президентов была высказана заинтересованность в налаживании взаимодействия Ташкента с организацией Договора о коллективной безопасности. А в подписанном документе подчеркивается, что Договор не противоречит обязательствам Российской Федерации в рамках ОДКБ.

Согласно Договору стороны будут сотрудничать и в деле содействия осуществления прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и законодательством каждой из них.

Россия и Узбекистан закрепили в Договоре также положения о развитии и совершенствовании двусторонних торгово-экономических отношений с учетом существующей международной практики. Основными направлениями взаимодействия сторон в данной сфере являются развитие и функционирование рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, поощрение и защита инвестиций.

Стороны условились обеспечивать на основе взаимности хозяйствующим субъектам двух государств благоприятные правовые условия для предпринимательской деятельности, совместного развития производства, а также осуществления взаимовыгодных экономических программ.

Согласно Договору, в двусторонних торгово-экономических отношениях стороны могут применять друг к другу меры защиты экономических интересов отечественных производителей, товаров и услуг на недискриминационной основе в соответствии с нормами международного права.

Таким образом, итоги визита президента Узбекистана И.А.Каримова в Россию, подписанные документы являются важной вехой в истории отношений между нашими странами, продолжением конструктивного политического диалога на высшем уровне, характерного для нынешнего этапа российско-узбекского сотрудничества. Это дает нам уверенность в том, что российско-узбекские отношения будут и впредь активно набирать темпы, отвечая стратегическим интересам и России, и Узбекистана, и, несомненно, народов наших стран.

ОТ РЕДАКЦИИ: полный текст Договора опубликован на официальном сайте Посольства России в Узбекистане www.russia.uz.


23.11.2005

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/38

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован