Федеральная антимонопольная служба России готова возбудить дела против всех компаний, торгующих нефтепродуктами в розницу, так как они искусственно завышают цены.
Глава ФАС Игорь Артемьев уточнил, что в этот список входят и все крупнейшие российские нефтяные компании.
Он также сообщил, какова на сегодняшний день справедливая цена на литр 92-го и 95-го бензина в разных регионах России.
Репортаж Алексея Петрова.
Менее 20 рублей за литр, такова, считают в Федеральной антимонопольной службе, справедливая цена на 92-й и 95-й бензин. По крайней мере, в европейской части России. Многим компаниям теперь грозят крупные штрафы.
Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ: "Мы выявили 251 розничную компанию примерно в 50 регионах РФ, которые сегодня держат в рознице цену выше примерно на 3-4 рубля, чем те цены, которые они должны держать по экономическим расчетам и обоснованиям".
В черном списке - не только мелкие торговцы, но и все крупнейшие российские нефтяные компании, уточняют чиновники.
В Федеральной антимонопольной службе считают, дороже двадцати рублей может стоить разве что 98-й бензин.
Исключение - Сибирь и Дальний Восток. Там, с учетом транспортировки, ценник может зашкаливать за двадцать, но ненамного.
Однако на самом деле картина иная. Во Владивостоке 92-й бензин стоит 24 рубля 70 копеек, 95-й - 25,90. Аналогичная ситуация и в Сибири. На заправках в Красноярске 95-й стоит 23,5 рубля.
Стоимость бензина складывается из нескольких составляющих. Это добыча нефти, ее транспортировка, переработка, реализация, и, конечно, доход торговцев. Плюс налоги и акцизы, то есть доля государства.
Наиболее существенную роль играют именно налоги - их в конечной цене бензина свыше 40%.
В то же время эксперты утверждают, что на внутреннем рынке цена на бензин не могла снизиться быстро вслед за мировыми ценами на нефть.
Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов: "Цена мировая на нефть, которая взлетала до 145 долларов за баррель, потом упала, она не имеет никакого отношения к нашим внутренним ценам вообще. Поэтому ощущение того, что там взлетела-упала, должно быть дешевле, ну в принципе это не так. С помощью экспортных пошлин государство устанавливает определенный уровень внутренних цен, и издержки производства бензина отсчитываются от этих внутренних цен. Вот эта высокая цена, которая образуется на внешнем рынке, ее всю забирают, весь этот прирост прибыли, который был".
В нефтяном бизнесе считают, снизить цену на бензин было бы легче, если бы государство пошло на снижение налогов.
Есть и еще один нюанс. Представители крупных нефтяных компаний утверждают, что в регионах политику диктуют не они, а мелкие региональные компании, которую занимают почти половину рынка.
Самостоятельно ни те ни другие снижать цену не торопятся. Государство проблемы нефтяников понимает, но рассчитывает, что и бизнес должен понять, что налоговые выплаты - это поступления в бюджет, а значит, социальные обязательства.
Почему бензин подешевел не так существенно, как нефть на мировом рынке, спрашивали Владимира Путина в ходе прямой линии два месяца назад.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Нефтяные компании, конечно, терпят убытки, и в связи с тем, что мировые цены упали и налоги остались еще достаточно высокими, конечно, стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. С 1 января 2009 года намечается дальнейшее снижение налога на добычу полезных ископаемых. И мы рассчитываем на то, что наши последующие шаги по понижению налоговой нагрузки, безусловно, должны сказаться и на внутренних ценах внутри России".
Итак, власть свою позицию обозначила, а вот нефтяные компании, по ее мнению, с ответом затягивают. И Антимонопольная служба призвана поторопить королей бензоколонок.
www.1tv.ru
viperson.ru