Эксклюзив
17 мая 2012
6363

Фаяс Халилулин: В первую очередь надо изменить порядок формирования комиссий всех уровней

По материалам круглого стола Общественного комитета "За честные выборы!" от 26.04.2012

Я много лет работаю в системе избирательных комиссий, и могу сказать, что каждый раз, куда бы я ни приходил, я с собой беру документы. Федеральный закон "Об основных гарантиях", в который вносится бесконечное количество поправок и по существу ни один документ нельзя понять, не посмотрев ту или иную норму закона. А мы полагаем, что этим законом должны руководствоваться не только партии, не только движения, не только кандидаты, но и члены участковых, территориальных, иных комиссий, где работают люди на общественных началах, зачастую не имея даже какой-то достаточно серьезной подготовки по работе с этим. Поэтому, не вдаваясь в подробности, скажу несколько слов о том, что надо было бы изменить. В первую очередь надо изменить порядок формирования комиссий всех уровней. Во-вторых, нужно серьезнейшим образом изменить протоколы, как участковых, территориальных, так и вышестоящих комиссий. На сегодняшний день про протоколы наших комиссий по итогам голосования можно с гордостью сказать, что они самые насыщенные в мире. Такого количества требований, которые закладываются в протокол, нет нигде. Можно привести маленький пример. И кандидаты, и партии по итогам голосования видят, что важно на участке, сколько было в списке избирателей, сколько из них пришли и как эти люди проголосовали за Иванова, за Петрова, за Сидорова или за ту или иную партию. Все остальные сведения, которые мы сегодня вкладываем в протокол участковой комиссии, лишние. Они приводят к техническим ошибкам, они приводят к подготовке массы ненужных документов. Если даже все эти материалы нужны, можно все это в виде актов представлять по итогам голосования. Поэтому, если бы у нас протоколы были несколько иной формы, в 5 часов утра никто протоколы на выборах депутатов муниципальных собраний не собирал. Нужно изменить и время проведения голосования, изменить многие организационно-технические вопросы, связанные с организацией досрочного голосования. У нас на сегодняшний день только в Москве где-то около 300 тысяч человек, которые голосуют практически в домашних условиях. Многие из них не могут принять участия в голосовании, потому что участковая избирательная комиссия к ним умышленно не ходит. Но это реально невозможно. Практика показывает, что где-то больше 45-53 избирателей участковая избирательная комиссия на дому посетить не в состоянии, учитывая транспорт, движение, лифт, подъезд и т.д. И поэтому, если менять формы голосования, менять избирательное законодательство в части введения различных технических новшеств, то очень многие проблемы, связанные с подведением итогов можно было бы снять. Что касается вопросов, связанных с проведением наших последних избирательных кампаний. Нужно сказать, что многие замечания по-прежнему остаются и по работе комиссий, и по подведению итогов, несмотря на то, что и камеры ввели, и большое количество наблюдателей, но, тем не менее, замечаний остается довольно много. Хотелось бы обратить внимание, что тема муниципальных выборов всегда актуальна и Николай Николаевич мог бы вспомнить очень много примеров из прошлых лет, когда только начали формироваться муниципальные собрания. Раньше они по-другому назывались. Но одно я хочу подчеркнуть. Да, действительно, если кандидат приходит непосредственно в состав собрания и если он не интересуется у своих избирателей, например, порядок у них в подъезде или нет, можно ли записаться на прием в дирекцию единого заказчика или нельзя записаться, почему, то это плохо. Если бы группа депутатов проанализировала, например, организацию приема населения у них в районе в разных структурах в государственных и иных и потом бы вынесла этот вопрос на комиссию, обсудила бы, предприняла какие-то шаги, вплоть до предложения уволить, может быть, какую-то группу руководителей... Но когда люди этого не делают, а просто, если даже ведут прием населения, пишут в управу о том, что нужно выполнить такие-то условия, то это, конечно, не функция муниципального депутата. Человек должен делать конкретную работу, а не рассчитывать на то, что у него появятся определенные полномочия, когда он будет распределять землю, принимать решение о строительстве, принимать решение о движении новых транспортных средств, водоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.д. Понятно, что эти вопросы на уровень депутатов муниципального собрания никогда не отдадут, и 79 статью соответствующего закона никто менять не будет. Потому что Москва и Санкт-Петербург - это города, в которых ломать сложившуюся систему городского хозяйства - практически поставить под удар жизнь миллионов людей. И в завершении я хотел бы сказать, что чем больше партий, чем больше общественных движений будет существовать в обществе, тем будет лучше. Большинство из присутствующих выезжали за рубеж. Там существует масса общественных движений, организаций, в которых, может быть, всего-то несколько десятков человек входит, но человеку там интересно, человек находит там поддержку, поэтому для его развития это значит много. И я думаю, чем больше будет общественных организаций, движений, тем дальше от человека будет государство, тем меньше будет у государства возможности каким-то образом использовать и силу государства и иные вопросы, о которых сегодня говорить неуместно. Но в целом то движение, которое сегодня возникло в связи с возможностью формировать и через Минюст проводить различные партии, будет на пользу людям. Тысячи новых инициативных людей появится. У кого-то из них, может быть, получится формирование партии, у кого-то не получится. Может быть, будет не партия, а какое-то общественное движение. Мне кажется, что все это пойдет на пользу.

Комитет "За честные выборы!"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован