12 февраля 2010
3144

Федеральная власть и география

Русское географическое общество - старейшая научно-общественная организация, которая была основана высочайшим повелением императора Николая I в 1845 году. Впоследствии оно всегда играло важную роль в решении важнейших задач, встававших перед российским государством. Долгое время (с 1845 по 1917 гг.) Русское географическое общество носило звание Императорского. Сейчас оно снова переживает подъем своего значения и престижа. В 2009 году новым президентом Русского географического общества (РГО) был избран Сергей Шойгу, а председателем попечительского совета стал премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин.
География раскрывала свой потенциал и способствовала решению сложнейших проблем, возникающих перед страной в очень сложные для нее годы. Так было в период освоения Сибири и Дальнего Востока, индустриализации, во время Великой Отечественной войны. Ее вклад ощутим практически во всех сферах жизни нашего государства.
Сейчас, накануне 65-летия Победы, мы должны прямо сказать: что географы своими исследованиями внесли огромный вклад в победу над врагом. За годы войны было составлено и издано до 1 млрд. оттисков-карт. В эти годы по инициативе географов были созданы военно-геологические отряды. Гидрологи обеспечивали военных сведениями о реках, водоемах и озерах, сроках их замерзания и вскрытия. Эти и многие другие данные использовались для выбора и осуществления важнейших военных операций.
Неоценимы были сведения метеорологов. В войсках потребность в знаниях географического характера ощущалась очень сильно. Штабам всех уровней необходимо было всесторонне изучать территории, на которых предстояло действовать.
Вице-президент Академии наук СССР, председатель комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии академик А.Е. Ферсман в статье "География и война" ("Наука и жизнь", 1942, NN 11-12), подчеркивал, что война заставила коренным образом изменить те оценки, которые имели разные науки. В числе первых он назвал географию, которую раньше считали прежде всего лишь как описательную науку. Во Второй мировой войне она вышла на передовые позиции среди тех наук, которые готовили стратегические, тактические и оперативные решения на полях сражений. Далее он подчеркивал, что "...география - совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География - наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком".
В период кардинальных социально-экономических перемен, произошедших после распада СССР, роль географии несправедливо и неоправданно была занижена. Потенциал географической науки оказался не востребован, а географическое образование - весьма жестко ущемлено. Например, важнейшие аспекты экономической и социальной географии, которые гуманитарная география вырабатывала веками, сейчас преподаются в вузах как чисто экономические специальности. То же самое можно сказать о политической географии, в последние годы "прихватизированной" политологами. Между тем значение географии, географических исследований и географического образования во всем мире постоянно растет. География напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче.
Одним из приоритетных направлений деятельности РГО и его Дагестанского отделения является воспитание молодежи, привитие ей географической культуры, направленной на сохранение природного и культурного наследия нашей страны и нашей республики
В.В. Путин, выступая на съезде Русского географического общества, подчеркнул: "Работу Русского географического общества не смогли прервать ни политические перемены, ни другие напряжения XX века. Это еще одно свидетельство важности и непреходящего значения тех вопросов, которыми занимается отечественная географическая наука".
Почетный президент Русского географического общества Владимир Котляков, говоря о неслучайности поддержки географии В.В. Путиным, отметил: "Он посвятил свою диссертацию природным ресурсам, интересуется нашей литературой и особенно атласами".
География - одна из фундаментальных наук, на которой зиждется познание окружающего мира. Главный объект географических исследований - окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Тем не менее, многие до сих пор отождествляют географию лишь с открытиями и описанием невиданных ранее земель. Но география уже давно углубилась в изучение сложнейших проблем взаимодействия природы и общества. Именно на этом пути эта наука обретает новые перспективы. Современная география представляет собой систему знаний, состоящую из трех блоков наук - о природе, обществе и экономике. Всегда была в почете у географов техника, которая в настоящее время обеспечивает дистанционное зондирование Земли и совершенствование картографии.
Основной причиной "ренессанса" географической мысли является признание на глобальном уровне нарушенности равновесия между природной средой и обществом.
Концепция устойчивого развития предлагает такие аспекты, как рациональное использование природных ресурсов, эффективную экономику и справедливое общество. Для сбалансированного развития этой триады, обеспечивающей жизнь человека на разных территориальных уровнях, необходимы планирование и определенные ограничения количественного роста экологически ущербных производств.
Сбалансированное развитие на локальном уровне (села, города, района) во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию государственных и международных программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе этническая культура землепользования. Основной девиз устойчивого развития - "мыслить глобально, а действовать локально" - должен находить непосредственную реализацию через школьное и вузовское географическое образование.
Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и хозяйственного разнообразия неоценима, и это ставит самые серьезные задачи в деле географического образования.
Девиз Международного географического конгресса - "Жить в разнообразии" - особенно актуален для Дагестана. Это один из главных лозунгов будущего человечества. Он предполагает гармоничные взаимоотношения между различными этническими группами и их культурными традициями, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой.
В последнее десятилетие резко выросла роль политической географии и геополитики. Дагестан оказался в новых геополитических условиях. Возросла роль географического изучения государственных границ, приграничных районов, национальных диаспор. Изучение идентичности наций, народов становится стержневой задачей географов, занимающихся вопросами международных отношений, развития урбанизации, сельских территорий, миграционной и туристической активности населения.
Серьезное внимание географии приковано сейчас к вопросам информатизации. Возникло новое направление географической науки - геоинформатика. Разрабатываются самые разные геоинформационные системы, активно использующиеся при решении проблем социально-экономического развития различных территорий и акваторий.
Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и мониторинге состояния окружающей среды. Такие системы успешно используют при изучении ландшафтов, в тематическом планировании, картографировании, экологическом моделировании, а также в учебной географии. Растет число электронных баз данных, составляются электронные атласы и карты.
Одним из приоритетных направлений деятельности РГО и его Дагестанского отделения является воспитание молодежи, привитие ей географической культуры, направленной на сохранение природного и культурного наследия нашей страны и нашей республики.
Оценивая потенциал географического сообщества, премьер-министр В.В. Путин отметил: "Создание вокруг РГО мощного информационно-образовательного поля позволит вовлечь в орбиту его деятельности максимальное число граждан, поможет развитию и популяризации географической науки, научного и экологического сознания нации". Далее Председатель Правительства РФ сказал: "У Русского географического общества есть все возможности стать площадкой для диалога между обществом и государством, содействовать объединению специалистов самого разного профиля и просто людей, которые любят нашу страну".
В своей программной речи на съезде президент РГО, глава МЧС РФ Сергей Шойгу основными направлениями деятельности Русского географического общества обозначил следующее: распространение географических сведений о России, а именно: создание научно-популярных фильмов, телевизионных проектов, книг и учебных пособий, научные исследования, создание молодежных отделений РГО и др. "Мы должны стать организацией, которая объединяет политиков, предпринимателей и всех, кто связан с изучением защиты окружающей среды, экономическим и социальным развитием территорий", - сказал Шойгу.
В январе 2010 года в конференц-зале Дагестанского государственного педагогического университета прошла Республиканская научно-практическая конференция, организованная Дагестанским отделением Русского географического общества и посвященная 50-летию Географического общества Дагестана, где с программными докладами выступили: Э.Эльдаров - председатель Дагестанского отделения РГО, Ш.Гасанов - профессор ДГУ, Ш.Алиев - декан географического факультета ДГПУ, З.Атаев - проректор по научной и инновационной деятельности ДГПУ, В.Черкашин - директор института геологии Дагестанского научного центра РАН, Ш.Мудуев - начальник управления Министерства экономики РД, С.Букреев - председатель Московского областного Союза охраны птиц России, и др.
Участники конференции с большой надеждой и оптимизмом восприняли произошедшие изменения в руководстве РГО. Теперь они многое связывают с конкретными решениями внеочередного съезда этого общества, который, прямо скажем, проводился по личной инициативе В.В. Путина. На конференции была подчеркнута необходимость объединения усилий географов Дагестана, значительного усиления в республике роли географической науки и образования.
Дагестанская географическая общественность надеется на то, что, как и все Русское географическое общество, она найдет поддержку со стороны правительства Дагестана. К ее судьбе должны быть причастны ведущие предприниматели, ученые, журналисты, общественные деятели республики. Судьба дагестанской географии - это по сути судьба самого Дагестана с его разнообразными и чрезвычайно сложными проблемами взаимодействия общества и природы, которые ждут своего компетентного изучения и решения.
Только при такой поддержке дагестанская география сможет обрести второе дыхание и открыть новую страницу в своей истории.
Остается открытым вопрос о создании Попечительского совета Дагестанского отделения географического общества. Полагаю, найдутся патриотически настроенные граждане, бизнесмены, наши знаменитые земляки и представители дагестанских диаспор, которые выразят свое желание поддержать Дагестанское отделение РГО. Главная идея Дагестанского отделения не отличается от главной идеи РГО - это привлечение лучших умов республики к изучению родной земли и людей, на ней обитающих. И эта главная идея географии никогда не потеряет своей актуальности.
Место географии в системе знаний в современной России отличается от такового других стран мира. За рубежом большое внимание уделяется развитию общественной географии. В России география все еще остается более "природной". К сожалению, наличие этих двух крыльев, являющихся, пожалуй, главной силой географической науки, когда речь идет об образовании, оборачивается против нее. И все начинается с образовательных стандартов, где предпринимаются попытки "поглощения" географических дисциплин интегрированными курсами "Естествознание" и "Обществознание". Это, конечно, недопустимо. До минимума сокращены часы, отводимые на географию в школе. К географии относятся как к предмету второстепенному. Неслучайно В.В. Путин отметил: "Во всех школах были раньше географические кружки, ничего этого теперь нет. Мы должны думать, как в новых условиях возродить эту работу".
Географическое образование - краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданской идентичности. Географическая компетентность - это залог развития поколения граждан России. Реализация планов экономического и социального развития нашей страны в значительной мере зависит от того, насколько человек владеет знаниями о территории.
Помимо сферы образования, как уже отмечалось выше, географические знания важны для решения задач международной политики, государственного и муниципального управления, охраны окружающей среды, развития туризма, комплексного территориального планирования, землеустройства, территориальной организации населения и хозяйства. Не менее важны географические знания в повседневной жизни и для повышения общего уровня культуры человека.
Возможности географического образования в разъяснении нового позиционирования России и Дагестана в современном мире очень велики. Географический факультет, как и весь Дагестанский государственный педагогический университет, одним из первых в России перешел на инновационный путь развития, выражающийся в переходе на двухуровневое образование - бакалавриат и магистратуру. Происходит не простая механическая перекомпоновка дисциплин, разделение их по уровням, а концептуальное переосмысление всей системы высшего образования, влекущее за собой пересмотр уже устоявшихся взглядов не только на учебные планы, но и на существенные аспекты развития географии. И здесь неизбежны как обращение к российским географическим традициям, так и сопоставления с направлениями развития географической науки и географического образования за рубежом.
Географический факультет Дагестанского государственного педагогического университета - единственное в республике учебное заведение, выпускающее учителей географии и магистров географического образования. Переход факультета на двухуровневое образование привел к единству географической науки и географического образования. На факультете создан Географический атлас Дагестана, изданы фундаментальные исследования по физической и экономической географии республики. Ученые-географы на базе своих исследований создали учебно-методические комплексы для вузов и школ. Изданное в 2002 году учебное пособие "География Дагестана" для 9 класса заняло 3-е место в конкурсе региональных учебников России и стран СНГ, изданных за 1995-2004 годы. На факультете совместно с Географическим обществом республики накоплен большой научный потенциал, ведутся постоянные исследования по широкому спектру актуальных направлений географического знания.
В действующей ныне российской модели бакалавриата география интегрируется только с биологией и химией. Это лишь модель интеграции, рассчитанная на усиление естественнонаучной ветви географии. Возможны и другие модели интеграции с обществоведческими дисциплинами, такими, как экономика, история, политология, иностранные языки и др. Такие модели успешно апробированы в вузовской подготовке за рубежом. О связи истории с географией еще в начале XX века сказано выдающимся французским географом Элизе Реклю: "География есть не что иное, как история в пространстве, точно так же, как история есть география во времени".
Географический факультет ДГПУ и Географическое общество Дагестана в рамках Года учителя, объявленного Президентом Российской Федерации, в мае проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию на тему "Географическое образование и развитие региона". На конференции будут обсуждаться следующие проблемы: школьное географическое образование в системе образования на современном этапе; инновации в географическом образовании; географическое образование и устойчивое развитие территории; географические знания - важнейший компонент общечеловеческой культуры; географическое образование и региональное социально-экономическое развитие; географическое образование и охрана окружающей среды; роль географии в патриотическом воспитании молодежи; вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии.
Тезисы докладов конференции будут опубликованы в трудах Дагестанского отделения Русского географического общества. Резолюция конференции будет доведена до очередного съезда РГО, который состоится в сентябре 2010 года. Решения конференции будут направлены также в Комитет по образованию Государственной Думы Российской Федерации и Народного Собрания Республики Дагестан, в органы управления образования республиканского и муниципального уровней, в издательства географической литературы, средства массовой информации, в том числе журналы "География в школе" и "География и экология в школе XXI века", в газету "География". На конференцию будут приглашены учителя географии, ученые-географы, экологии, представители органов управления, а также все те, кто интересуется географией и географическим образованием, природой и ее охраной, другие заинтересованные лица из республики и сопредельных регионов.
В заключение хочу обратить внимание выпускников школ и тех, кто еще не выбрал себе профессию и размышляет "кем быть?", на условия приема и возможности обучения на географическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета.
В настоящее время на факультете реализуется направление естественнонаучного образования - профиль "География" (бакалавриат и магистратура) и специальности: "География" (очная и заочная формы обучения), "География и иностранные языки", "Социально-культурный сервис и туризм". Подготовлены материалы на лицензирование по направлению "Геология". Выпускники средних образовательных школ 2009-2010 годов принимаются по результатам ЕГЭ. На направление "Естественнонаучное образование" и специальность "География" (очно и заочно) - профильным являются результаты ЕГЭ по русскому языку, географии и биологии; на специальность "География и иностранные языки" - ЕГЭ плюс иностранные языки (английский, немецкий и французский). На специальность "Социально-культурный сервис и туризм" профильными являются ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Выпускники, закончившие до января 2009 года средние общеобразовательные школы и средние специальные учебные заведения, принимаются на специальность "География" на очное и заочное отделения по результатам вступительных испытаний, проводимых Дагестанским государственным педагогическим университетом (русский язык, география и биология - тестирование).
Выпускники географического факультета в настоящее время работают в учреждениях общего, специального, среднего и высшего образования, в научно-исследовательских институтах, в органах государственного и муниципального управления, туристических фирмах, природоохранных территориальных структурах и управлениях природопользования, в федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и в коммерческих структурах.


Газета "Дагестанская правда"
http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=10015
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован