1 . Понятие об экологической культуре
Слово культура в переводе с латинского языка имеет разные понятия: возделывание, воспитание, развитие, почитание. Поэтому для социолога слово культура означает - форму существования всего социального, а для педагога - образование, для инженера - способ перестройки производственных взаимоотношений. Фактически культура есть своеобразная творческая система, создающая одно огромное и все увеличивающееся отражающее поле организации и развития человеческой жизнедеятельности и результаты его использования как необходимое условие самосохранения цивилизации.
Традиционно всю культуру делят на материальную и духовную или как социальное поле взаимодействия материального и духовного. Духовная культура - это результат и процесс духовного, умственного возделывания действительности, отраженный в нравственности, искусстве, науке, образовании и других формах. Материальная культура - это результат опредмечивания, овеществления достижений духовной культуры, это вся материальная среда созданная людьми. Точной границы между материальным и духовным в культуре нет (1). Однако, ноосфера как сфера разума человека выражается вначале духовно, а затем материально, то-есть ` проект – здание `.
Ядром культуры, ее определяющим элементом являются ценности,потому что культура - это способ ценностного освоения мира. Система ценностей включает в себя следующую классификацию по А.А.Радугину:
1. смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
2. универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники,образование, квалификация, правопорядок и т.д.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверинитет и т. д.);
3. партикулярные:
а) привязанность к малой родине, к семье;
б) религиозность (вера в Бога, стремление к абсолюту и т.д.)
Культура - это сложное образование, состоящее из культур разных народов, разных поколений, разных поселенческих групп, двух полов, разных слоев общества. Для евро-американской культуры по Р.Вильямсу главными ценностями являются: личный успех, активность и упорный труд чтобы стать богачом, эффективность и полезность, уважение к науке; а для евроазиатской культуры России по А.А.Радугину - это терпеливость, мужественно сносить все жизненные тяготы, ожидание, выбор самоограничительного поведения, что и является типичным русским менталитетом. В качестве элементов культуры выступают также привычки, обычаи, традиции, обряды, являющиеся образцами поведения. Через Государственные законы человек пытается защитить самые важные для себя ценности: право на жизнь, собственность, здоровье, достоинство и т.д.
Жизнь - это главный объект отражения, постижения, освоения, почитания, т.е. главный объект культуры.
В настоящее время экологический кризис привел нашу цивилизацию в зону риска, в зону глобальной социальной неопределенности, которая превращается в беспредел, мешает жизни, тормозит эволюцию ноосферы.
Выходом из этой тупиковой ситуации является переход человечества на мировоззрение экологической культуры - ясного видения действительности, ее системной организации, иерархической целостности.
Совершается поворот от принципа дробного, раздельного видения воспроизводства жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на взаимодействиях их взаимосвязанности, взаимозависимости.
Принципы экологической культуры человека в ноосфере вырабатывают в нашем сознании новый путь гармонизации жизни – социальной и биологической - через совершенствование связей между явлениями, определяющих как влияние мира на человека, так и человека на мир. Поэтому с точки зрения экологической культуры человек в ноосфере выступает как ценность постольку, поскольку он осуществляет усилие, противостоит энтропии, участвует сознательно в воспроизводстве, поддержании жизни на планете Земля, развитии Разума.
Воплощение научных знаний в технику и технологию содействовало индустриализации производства, становлению технократической цивилизации. Техническое могущество человека все чаще использовалось как приспособление природы к потребностям общества, развивая не производство для потребителя, а сверх потребление ради производства. В результате социальной экономической активности в число невосполнимых ресурсов попали пресная вода, древесина и даже кислород, расход которых превышает самовосстановительные способности биосферы. Поэтому экологическая культура ведет цивилизацию к ноосфере - сфере Разума, в которую превращается биосфера под воздействием человечества. Ноосфера новое эволюционно возникающее состояние глобальной социоприродной экосистемы, при котором решающим фактором ее развития становится коэволюция - гармоничного развития общества и биосферы на основе экологического императива - вселенской ответственности за судьбу планеты всех народов мира. Именно такой путь развития ноосферы и представлен в научных работах академиков В.И.Вернадского и Н.Н.Моисеева.
2. Эволюция человека в ноосфере
Многие вчерашние высокоразвитые цивилизации такие как Майя, Инки, Египет, Рим и т.п. неожиданно исчезли.
Наша цивилизация, пройдя длинный путь своего развития, подошла тоже к конечному этапу. Поэтому завтрашний ее день интересует и беспокоит многих мыслящих людей.
Возможны планетарные катастрофы, а возможны и вирусные опустошительные эпидемии. Всем этим пугает нас жадная до сенсаций пресса.
Фактически, все будущее в руках самого человека, если он осознает свою причастность к духовному миру. Именно своим духовным сознанием человек может изменить окружающую среду, вплоть до планетарных масштабов и, тем самым, решить возникшие сегодняшние проблемы развития цивилизации.С изменением человека изменяется и среда его обитания и наоборот.
Такой путь познания самого себя как личности ( озарения ) и представлен в данном учебном пособии по экологической культуре человека в ноосфере.
История экологической культуры начинается с появления в биосфере Homo-supiensa (человека разумного). Освоившись в окружающей среде и установив свои взаимодействия с биосферой, человек приобрел первые уроки экологии. Обеспечивая свое выживание и существование в гармонии с природой, ему понадобилась экологическая культура. Наблюдая за жизнью животных, изучая свойства растений, познавая системность мироздания и стихийность энергетических потоков, он пришел к своему духовному открытию - Разуму. Дальнейшие его взаимодействия с окружающей средой были ограничены культовыми ритуалами, что и определяло его экологическую культуру, которая сохранилась до сегодняшнего дня в различных образах обрядов, культов, суеверий многих этносов, как первые модели осознания духовного мира Разума.
Одомашнивание диких животных и обеспечение себя пищей впрок, занимаясь земледелием, человек столкнулся со сверхобогащением, со сверхпотреблением и началось расслоение на бедных и богатых. Нарушенная гармония с окружающей средой сельскохозяйственной революцией привела к новому осознанию. Человек почувствовал себя властелином и начал создавать искусственную среду своего обитания – города. Рост населения в городах, с появлением ремесленников и новых сословий, способствовал рождению государства, религии. Эти социальные революции изменили духовное сознание человека на эгоизм. Стремление к власти, богатству, удовольствиям привело к рабовладельческому строю, феодально-крепостническому, капиталистическому, тоталитарному, что способствовало усиленному развитию в человеке биосферного паразитизма, что и затормозило эволюцию человека в ноосфере и направило к войнам, к самоуничтожению.
Каково ноосферное сознание человека на сегодняшний день ?
Во-первых, человечество по своему ноосферному сознанию разделилось на два лагеря: антропоцентристы – это технократы с осознанием идеологии тела (власть, богатство, удовольствия, паразитизм); биоцентристы – с осознанием идеологии духовности и гармонии с природой.
Во-вторых, природные катаклизмы в связи с серьезным изменением климата Земли выдвинули проблемы экологии на первый план. Поэтому человечеству, чтобы преодолеть проблему высокой заболеваемости и смертности, стоит вспомнить забытую экологическую культуру и поменять взгляды современной медицины на нетрадиционные, духовные пути лечения человека. Успешное развитие в США вибрационной медицины, создание методов электронной диагностики и т. п. в ближайшее время является медицинской парадигмой нашего нового ноосферного сознания.
Важным свойством нового ноосферного сознания явится духовное богатство как культурное наследство наших предков. Конечно, имеются в виду те духовные ценностные ориентиры культуры, которые направят человека на путь развития автотрофной цивилизации. Многие религиозно-философские воззрения Востока легли в основу мировой экологической культуры. Однако, в традиционной культуре Востока личность человека на втором плане, а проповедуется преклонение перед природой и растворение в ней. Диаметрально противоположные воззрения в техногенной культуре Запада, где человек на первом месте, а природа как материал для его жизнедеятельности. Возникшая как спасение человека третья ветвь культуры – христианство – дала направление на духовное развитие, определив, что есть добро и зло.
В истории экологической культуры в эпоху Античности было заложено антропоцентрическое мировоззрение в философиях Демокрита и Аристотеля, которое направило европейский цивилизационный прогресс по пути к индустриальному варварству. В связи с этим материальная сторона Европейской культуры развивалась сильнее, чем духовная. Потребительское отношение к природе сказывалось и в научных исследованиях. И. Ньютон создал свой механистический путь познания и математическое объяснение природы.
Культ Разума исказил структуру ноосферного сознания и породил тип современного человека – рационалиста. Рационализм неэкологичен, и в философии Ф. Ницше мы находим “несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и не только познать бытие, но даже и исправить его”. В своих работах В. И. Вернадский отмечал, что природа есть организованное целое и необходимо целостное духовно-художественное восприятие мира [2].
Вопросы экологической культуры включают в себя: анимизм, который рассматривает природу как живую (одушевленную); натурфилософию как древнейший опыт миросозерцания; экологическую этику с проблемами воспитания и образования. Чтобы человек стал выполнять свои социальные обязанности, следовать правилам охраны природы, он должен их считать своими и это должно стать его личной духовной потребностью [3].
“В наши дни философы вновь возвращаются к признанию духа Разума как нематериальной реальности, как способности природы к информационной самоорганизации, порядку, гармонии. Именно вертуальный дух демонстрирует всю неисчерпаемую мощь и величие природы, ее необъятные творческие способности, проявляющиеся, в том числе, и в проявлении человеческого сознания. Великий синтез, к которому идет человечество:
1) слияние научного идеализма с позитивизмом;
2) точного научного знания с религией
3) научного исследования с мистическим чувством“.
Вл. Соловьев “ Критика отвлеченных начал”.
“ В экологии есть два раздела – экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной”. Д. С. Лихачев.
“Какая же наука будет когда-либо в силах объяснить человеку происхождение, природу, закономерности сознательной способности желать и любить, составляющей его жизнь?” Тейяр де Шарден.
3.Способы осознания и усвоения экологической культуры
В наше время экологическая культура человека в ноосфере является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, стоит вопрос о ее усвоении, понимании, признании. Оказывается, “понять в рассуждениях другого человека (а значит, ввести его информацию в более глубокие структуры сознания), можно только то, что ты уже понял из собственного опыта”. Большинство экологических проблем не вошли в опыт нашей жизни, поэтому и не могут быть осознаны [4].
Закон последовательности психических состояний гласит – “не все может быть переведено на уровень деятельного сознания, на котором информация собирается в принцип, составляющий личностную позицию человека [5]. Следовательно, для ноосферного осознания необходимо найти позицию, программу и достичь уровня подготовленности того, к кому она обращена. При этом используются методы и приемы не просто информирования, а глубокого усвоения экологической культуры.
Методы осознания экологических ситуаций:
1) метод действия на сознание концентрацией наихудших предположений между кризисом и катастрофой. Однако действие подобной информации затухает довольно быстро и не вырабатывает устойчивой экологической ориентации;
2) метод прямой передачи эмоционального отношения, действующего буквально как эмоциональное заражение отношением, реакцию восхищения или брезгливости. Психические способности типа эмпатии, симпатии или эмоционального заражения могут служить основой, способной принимать культурные экологические программы своего времени, но со временем могут быть утрачены под влиянием новых отношений к природе;
3) метод знаний. Но с ростом информированности возникает степень отчуждения, равнодушия. Поэтому по каждой экологической ситуации необходима программа формирования Причастности человека ко всему тому, что есть природа;
4) метод принципиальной связанности экологического сознания с воспитанием Чувств по отношению к природе на уровне национальной этнической культуры с ее ритуалами, обрядами, страхами, боязнями прогневить до почитательного восхищения;
5) метод экологического воспитания на духовном уровне становится возможным лишь как результат расширения сознания человека и вывода его за пределы чисто индивидуальных корыстных интересов, к реализации его особого предназначения на Земле [6].
Аспектами глубокого осознания также являются следующие экологические ситуации:
1. понять, что развитие человечества гуманоидного типа на планете Земля на базе эукариотной клетки есть феномен природы, который реализуется и может существовать только в пределах ее сохранения. Наша зависимость от природы запредельна, и программы поселений человека в скафандрах на Луне, на Марсе – это настоящий авантюризм [7,8];
2. разрешить глубокое противоречие между экологическими ориентациями на сохранение и восстановление природы и ориентации на комфорт как на высшую ценность нашего времени. Цель социального развития практически не оставляет места для восстановления равновесия между природой и обществом;
3. оценить общую картину изменений в природе, состояний материальных жизненных ресурсов и исследование возможностей перехода человека на автотрофное питание; выявить условия выживаемости человека в мутагенной и вирусной среде; самоперестройки организма на амфибионтный режим и частичные переселения человечества с суши в океан для решения проблемы выживания цивилизации на планете Земля.
В последнее десятилетие число экологических катастроф достаточно убедительно свидетельствует о реальности самых мрачных прогнозов.
Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культуры. Развитие общества, выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта.
“Единственный шанс выжить человечество получит, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с Биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему”. В. А. Зубаков назвал эту альтернативу экогеософской парадигмой – это путь к Духовному миру Разума.
“Не фенолы, диоксины и озоновые дыры причина экологического кризиса. Первопричиной надвигающейся катастрофы является человек, а точнее, его личность с ее амбициями, ценностями, целями и смыслами жизни”. С. Ф. Минакова.
4. Ноосферная модель человека и закон Прогресса
Мы поселены на планете, как в потустороннем мире и не можем общаться, разговаривать и взаимодействовать с растениями, микроорганизмами и животными. А они между собой общаются, живут и умирают, как и мы. Наша жизнь протекает в их мире. И мы также живем по общим законам биосферы вместе с ними. Уничтожая их, мы переносим эту агрессию и на себя. Вся наука направлена на то, чтобы все ее открытия в первую очередь испытывались на уничтожение себе подобных `вооружение`и `войны`, а потом на созидание. Кто установил этот закон, зачем, для чего и почему? Человеческое общество с его высоким культурным и интеллектуальным ростом “гомо сапиенса” – человека разумного до сих пор является `неразумным` и самой агрессивной популяцией мира.
Философские антропологи поставили вопрос: ”Действительно ли человек воплотил в себе совершенство природного замысла?” Освоив огромный эмпирический материал, пришли к парадоксальному выводу: человек вообще плохо укоренен в природе. Человек вовсе не является венцом творения, уникальным совершенством, а напротив, биологически ущербное существо.
В человеке заложены две программы – инстинктуальная и социально-культурная. В отличие от гармоничного с природой животного мира, направляемого наследственными структурами генофонда, не способного выйти за пределы инстинктов, предписанных генными поведенческими моделями; человек по социальным и культурным стандартам, в противовес инстинктам, следует иным правилам поведения. Формы поведения человека произвольны и он свободен в ситуациях. Человеческий Ум действует безотказно, на основе безупречной Логики. Он освобождается от власти неуправляемых эмоций, стихийных волевых порывов. Ни одно живое существо, кроме человека, не способно на это. Стало быть в сознательности, разумности человека и лежит его ноосферная суть и уникальность. Именно природе человека присущи богатство и утонченность, разнообразие и непостоянство, стремление к живописи, театру, науке, культуре, мышлению, разуму, интеллектуальному развитию и интуиции.
Однако, рациональная деятельность человека обнаружила себя как насильственная и злонамеренная, направленная на подчинение мира. Разум материализуется в агрессивную силу, захватывая личность изнутри и извне насильственно диктует ей свои неукоснительные истины – ЭГОИЗМА.
В связи с этим, уже в христианстве появилось воззрение о необходимости радикального изменения человеческой природы, что в результате нравственных усилий можно создать “нового человека”.
С одной стороны, за многовековую историю вид человека остается неизменным, биологическая эволюция человека завершена на уровне эукариотной клетки. Этот вывод не опровергается современной наукой. Психология не располагает данными о том, что от поколения к поколению улучшается или ухудшается память, мышление, формы эмоций, действие анализаторов. С другой стороны, между нашими предками и цивилизованным современным человеком – огромное различие. Современный человек овладел искусством общественного труда, освоил сложные формы коллективной социальной жизни, создал мир культуры, интеллектуальной и духовной личности, вышел в Космос.
Взаимодействия человека с окружающей средой планеты и Космоса осуществляются через биоэнергетическую капсулу. Наукой открыта ноосферная энергоинформационная модель человека.
Космические и солнечные излучения образуют ударную волну на наш организм, который с помощью биологических реакций вырабатывает электромагнитное противодействие на влияние внешней среды, включая силы гравитации и внеплановые циклы и ритмы Вселенной. Между внешними и внутренними антагонистическими источниками раздражения имеется нейтральный слой ( магнитопауза), а между последним и полем внешней среды – “переходный слой”. Таким образом, биоэнергетическая капсула “человек-микрокосм” аналогична многослойному сферическому строению атмосферы.
Акупунктурные точки, расположенные на поверхности кожи, связаны нервными (тонкоматериальными) каналами с основными функциональными органами тела (энергоблоками). Все энергоблоки соединены между собой по определенной схеме, обуславливающей жизнедеятельность организма.
Благодаря китайскому методу иглоукалывания стала известна карта акупунктурных точек на теле и их связь с энергоблоками. Суть метода иглоукалывания состоит в том, что при раздражении иглой нервного окончания сигнал возмущения направляется в тот энергоблок, в котором началось заболевание. На возмущенный энергоблок реагирует Гомеостаз организма и для равновесия системы направляет энергию из других энергоблоков в больной, что способствует излечению.
Итак, в состав ноосферной модели человеческого организма входят девять основных энергоблоков, размещенных по определенной схеме. Три энергоблока: сознание, подсознание, сверхсознание – образуют “интеллектуальную сферу”. Остальные энергоблоки расположены в физической сфере: биоаккумулятор, дыхательная и пищеварительная системы, мышечно-двигательная, акупунктурная, сенсорная. Индивидуальным “Я” или интуицией является “сверхсознание”, “подсознание” и “сознание”, находящиеся одновременно в интеллектуальной и физической сферах. “Мощность” биоаккумулятора закладывается в генах, “написана на роду”, но может корректироваться индивидуумом [9].
Всем энергоблокам свойственны три режима работы: активный рабочий, ожидания и перегрузки (стресс). Основная программа – поддержание Гомеостаза (равновесного состояния) с целью стабилизации биореактора. Определенный сдвиг Гомеостаза приводит к заболеваниям, вплоть до летального исхода.
В настоящее время разработаны методы акупунктурно-энергетической диагностики. С помощью компьютерных программ определяется энергосостояние во всех энергоблоках и дается диагностика заболевания. Методы акупунктурно-энергетической диагностики широко используются в медицинских учреждениях и профилакториях.
При энергетическом истощении (слабость, болезненное ощущение в зоне биологически активных точек и т. п.) подпитку организма можно производить комплексным потреблением внешнего “энергетического топлива” за счет заранее осознанного получения праэнергии из вдыхаемого воздуха. Для этого существуют специально разработанные упражнения и приемы, выполняемые по методам ученых: В. П. Бутейко, К. В. Динейко и др., которые выполняются под наблюдением врача и специальных инструкторов [12].
Как биологический феномен человек сформировался, уже вступив в стадию гомо-сапиенса. Но формирование его в качестве существа разумного до сих пор не закончилось, поскольку внешне люди используют менее десятой доли мозгового потенциала. Потенциальные возможности заложены в генетическом коде человечества как возможность действительно полного развития при постоянном формировании третьей сигнальной системы [13].
Следовательно, здоровье и продолжительность жизни зависят от следующих показателей: предельные возможности человеческой оболочки (тела), оптимальная ее температура, период устойчивого гомеостаза, уровень стабильности последнего в различные этапы жизни, рациональная масса тела, внутренние резервы или психо-физические возможности организма, гносеологические возможности в зависимости от средней продолжительности жизни предков, случайный фактор, и могут корректироваться самим человеком.
Главным запретом Космоса является невмешательство в эволюцию развития живых систем, но созидать их разрешено. Поэтому все неудачи развития разумной цивилизации на планете Земля и заключаются в том, что Человек – продукт формы Разума не выполняет запрет и законы Космоса, начиная вмешиваться в эволюцию экосистем. За это он лишен памяти прошлых цивилизаций. Эта программа заложена многим видам популяций в биосфере. Так, например, муравьи, пчелы и т. п. лишены памяти накопленного опыта в активный период и после зимнего сезона все начинают сначала и так каждый год. Если бы они сохраняли память прошлого опыта, то муравьиные кучи и пчелиные соты превратились бы в мощные небоскребы, захватив огромные пространства биосферы за счет собственной эволюции проявившегося разума. Поэтому на сегодня ученые-биологи предупреждают нас о проявлении высокой `самости` у популяции крыс, что может привести к проявлению у них Разума как у первобытного человека.
Фактически получается то, что человечество давно по разумному развитию гуманоидного вида является в основном, как производитель нематериализованных энергоинформационных программ – душ, начиненных файлами мышления, информационного обмена, управляемой памяти, взаимодействий с окружающей средой и т. д.
Голод и защита от окружающей среды – естественный движитель человеческой цивилизации на планете Земля. Если все живые организмы биосферы адаптируются на уровне кибернетического гомеостаза экосистем, то человек, обладающий разумом, приспосабливает и создает свою среду обитания. Антропогенный фактор воздействия на окружающую среду достиг своего превышающего уровня толерантности. Кибернетические механизмы процессов биосферы: фотосинтеза, хемосинтеза, сукцессии, коакции, панмиксии и т. п. нарушаются в циклах кругооборота веществ, энергии и информации в плане возрождения, развития и минерализации, как жизнь – смерть - жизнь. Минерализация биосферы – это и есть смерть всего живого на Земле. Из минеральной среды жизнь возникла, в минеральной среде и гибнет.
В век высокой технократизации общества психические науки очень отстали от физических. У астрономии и биологии был свой Ньютон и Коперник, а психология имела только Птоломеев и Гипархов. Все, что мы можем сделать теперь, - это собирать наблюдения, приводить их в систему и помогать первым шагам Новой науки – ноосферологии.
Интеллектуальный закон управляет Вселенной, а в ее организме наша планета является лишь скромной частицей, это закон Прогресса. Изучение Прогресса показывает нам существование определенного плана и цели, причем они не исключительно направлены на обитателей нашей планеты. Закон Прогресса, управляющий жизнью, физическая организация этой самой жизни, взаимное влечение полов, бессознательный инстинкт растений, птиц, насекомых, направленный к продолжению рода, наконец, главные факты естественной истории – все это доказывает, что возможно существование форм Высшего Разума в Природе.
Вся энергия и информация во Вселенной подчинена Единому Вселенскому Закону Прогресса и Регресса. Образующаяся материя звезд, планет и галактик вступает на путь последовательного синергетического развития химических, геологических, биологических, социальных систем на порядок совершеннее предыдущих. Это хорошо показано в таблице Ю.Д.Железнова,Э.А.Абрамян, С.Т.Новикова `Человек в природе и обществе`, М.: МНЭПУ, 1999, с.66.
Этапы самоорганизации Вселенной Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Этап Событие Элементы Форма
эволюции цикла бифуркации самоорганизации представления
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Преджизнь Большой взрыв и От квантов до Косная материя
возникновение молекул кристалла
галактик , звезд
Жизнь Появление От молекул РНК Живая материя
прокариот до многоклеточных
Мысль Появление От предгоминидов Мыслящее
человека до человека общество
Сверхмысль Появление От современного Ноосферическое
ноосферы общества до сообщество,
ноосферного включенное в
прямое восприятие
бытия(интроспекция)
Ю.Д.Железнов считает: `Уже сегодня мы являемся участниками мегасинтеза ноосферы как интегрированного мирового сообщества в общепланетарном производственно-экономическом, информационно-познавательном и, в определенной ограниченной мере, духовном единении`( 4, 35 )
Если проанализировать существующий фактический научный материал об эволюции Звезд, об эволюции Биосферы ( животного и растительного мира ), о развитии цивилизаций и т.п., то мы получим логические доказательства протеканию эволюции по Прогрессу и Регрессу согласно Единому Вселенскому Закону: `Начало есть информация о развитии материальной Вселенной в энергетическом противостоянии Прогрессии и Регрессии. Поэтому путь развития Вселенной есть циклы достижения определенного уровня и разрушения с целью развития до нового разумного уровня выше предыдущего по спирали.` Информация как свойство материи создавать определенные энергетические формы системы могла присутствовать вначале образования нашей Вселенной в виде продукта других существующих вокруг нас Вселенных. Энергия как свойство материи совершать работу, есть единая мера различных физических форм движения и взаимодействия. Поэтому сколько существует видов энергий, столько же видов должно быть материй. Синергетика раскрыла самоорганизации термодинамически неравновесных систем, чья сложность ( организованность ) не только не уменьшается, но даже увеличивается, несмотря на стремление всякой материальной системы вернуться к Хаосу как наиболее вероятному состоянию.
Даже человек как система макрокосмоса подчинен влиянию этого Закона и обладает тоже двумя видами психической энергии, открытой
З.Фрейдом: либидо – энергия инстинкта жизни, созидания, творчества и мортидо – разрушение, ненависть, вражда, убийство. При этом человек обладает психологической функцией самовосстанавливать собственное энергетическое равновесие, возможно как и Вселенная. Аналогично и в развитии нашего общества философы находят прогрессивные моменты после разрушительных военных конфликтов. Например, `Вторая мировая война способствовала подъему духовных сил народов и росту инженерно-научного потенциала страны`, а какой ценой достигнут этот Прогресс?!
А.Л.Чижевским была создана наука – гелиобиология, показывающая цикличность корреляций солнечной активности и всех геосферных, биосферных процессов на планете и в социуме ( войны, государственные перевороты, революции и т.д. ). Автор закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1814-1878) отметил, что `жизнь есть создание солнечного луча`. Геохимики заявляют `эволюция жизни есть явление геологическое`. История эволюции живой и неживой материи идет параллельно до возрастания энтропии при достижении равновесного состояния биосферы, геосферы, ноосферы и переход в новое состояние. Академик В.И.Вернадский в своем учении определил путь развития жизни на Земле как естественный переход биосферы в ноосферу под действием планетарного геохимического фактора человечества. Ученики В.И.Вернадского – В.Н.Сукачев, Н.В.Тимофеев-Ресовский, В.А.Костицын и др. развили учение о биосфере, дали понятие `Космический разум`, открыли у планеты – энергоинформационное поле Земли.
В социуме Единство Вселенского Закона Прогрессии и Регрессии проявляется в пространственно – временном факторе развития той или иной цвилизации на планете. Мы имеем много примеров исчезновения цивилизаций в прошлом, когда развитие цивилизации из Прогрессивного переходит в Агрессивное и сразу же начиналась Регрессия. В настоящее время археологи находят множество ранее богатых городов в Средней Азии засыпанных песками, островные государства смытые цунами или засыпанные вулканическим пеплом. Тоталитаризм Египта вызвал Регрессию и уникальная египетская цивилизация исчезла. Тоталитаризм Советского союза вызвал Регрессию и Империя распалась на СНГ, произошли глобальные разрушения и изменения в эконмике, промышленности, в Государственном устройстве , в обществе и общественном сознании людей. Каждая СНГ пошла своим путем развития: Грузия, Украина, Эстония, Белоруссия, Молдавия, Казахстан т.д.
Аналогично, сейчас, мы можем наблюдать проявление этого Единого Вселенского Закона в Америке, которая достигнув в развитии Прогресса перевела его в Агрессию. Десять лет бомбила Вьетнам напалмом и химическим оружием. Затем начала бомбить Югославию и устроила геноцид в Сербии. Без всяких основательных причин разбомбила Ирак. В результате мы наблюдаем начало Регрессии и США заваливают снега, прибрежные города уничтожают смерчи, торнадо, ураганы, а экономика оказывается в финансовом кризисе, проводятся террористические акции и неизвестно что будет дальше. Единый Вселенский Закон ноосферологии как экологической культуры человека в ноосфере предупреждает многих политиков в том, что не все зависит от их решений, а имеются Единые Вселенские силы Прогрессивного развития цивилизаций, которые следует учитывать и поступать мудро.Например, чтобы избежать Регрессии необходимо уравнивание Потенциала развития всех стран, быть единым планетарным сообществом. Именно это позволит человечеству удержать себя от разрушительных бесконечных войн, как причина гибели многих прошлых цивилизаций. Это, в частности, касается Северной Кореи с атомной бомбой, Израиля с Палестиной, Афганистана и т. д.
В Космосе существует динамическое начало невидимое и неосязаемое, разлитое по всей Вселенной, не зависящее от видимой и весомой материи и действующей на нее – это мыслящая и психическая материя.И в этом динамическом элементе зиждется Разум выше нашего(6).
На протяжении всей истории современной науки поколения исследователей с энтузиазмом осваивали направления, предложенные ньютонокартезианской парадигмой, отбрасывая те концепции и наблюдения, которые ставили под сомнение базисные философские предпосылки, разделяемые научным сообществом.
Почти все ученые были основательно запрограммированы своим образованием, они были настолько увлечены своими практическими успехами, что воспринимали свои модели буквально – как точное описание реальности.
В этой атмосфере бесчисленные наблюдения из самых разных областей систематически отвергались, подавлялись и даже высмеивались, на том основании, что они несовместимы с механистическим и редукционистским мышлением, которое для многих стало синонимом научного подхода.
По мере ухудшения экономической, социополитической и экологической ситуации, многим становится ясно, что пора оставить стратегию односторонней манипуляции и контроля над материальным миром и обратиться за ответом к самим себе, перейти на системный подход познания окружающего мира.
Человек - это очень сложная не только физическая, но и информационно- энергетическая система, настолько неизвестная нам, как и Вселенная.
Вся информация о человеке, о состоянии его тела закодирована в энергоинформационном поле человека. При этом существует связь полевых и физических структур с взаимным влиянием их друг на друга. Человеческий организм – это единая система, в которой здоровье, судьба, характер и психика неразрывно связаны между собой.
Болезнь не только медицинская, но и психологическая и моральная проблема. Решение этой проблемы возможно лишь через знание энергоинформационного поля (духа человека).
Создаваемое человеком ноосферное биоэнергетическое поле напрямую связано с функционированием его физического тела. С изменением физиологического или психоэмоционального состояния организма, формируется та или иная структура биополя человека.Президент института биоэнергомагнетизма в Рено, штат Невада, установил, что целители способны `заземляться` с магнитным полем Земли,и обычную работу мозга с частотой 20Гц (бета ритм) переводят по частоте и фазе магнитного поля Земли в 8Гц(альфа ритм).После того, как они накладывают на пациента руки для исцеления , мозговые волны последнего, также входят в альфа ритм и синхронизируются с пульсациями магнитного поля Земли, получая доступ к огромному источнику энергии. Колебания магнитного поля (флуктуации), называются волнами Шумана, и способны уравновешивать правое и левое полушарие мозга в амплитуде альфа ритма, и активизировать процессы оздоровления в 10 раз интенсивнее, чем бета ритм.
Установлено, что ДНК и ферменты человека очень чувствительны к действию электромагнитного поля, особенно высокочастотного диапазона, так как образующие организм ассоциации клеток, объединенных для выполнения строго заданных функций, обращаются между собою на `электрическом языке` и представляют сложную систему тел, окруженную жидкостью - электролитом. Поэтому защита человеческого организма от негативных воздействий является необходимой для устойчивого гомеостаза, так как отклонения от синхронной работы органов человека, понижение устойчивости иммунной системы приводит к заболеваниям.
Негативная и позитивная информация оказывает воздействие на человека на клеточном уровне, то есть клетка – это живая электромагнитная система, которая принимает и излучает различные волны и поля. Электромагнитная система человека работает в трех диапазонах частот: базовая задающая частота, камертон жизни, частота электромагнитного поля Земли – 8Гц; частота энергетических центров организма – 800Гц; частота энергоинформационного обмена клеток – 40ГГц. При стрессе частота энергетических центров организма уменьшается сразу до 650Гц и далее, что вызывает активизацию вирусов при частоте – 450Гц и микробов при – 350Гц вплоть до летального исхода организма.
Информация – это волна, как выброс энергии от какого-то объекта проходит через головной мозг человека, а его микробиологический компьютер отвечает за проход импульса между сознанием и телом. Сознание мыслит, то есть создает мысль, по которой движется энергия или информация. Какова мысль по качеству, таков и канал по которому движется информация. Если сознание прозрачно, то информация идет вверх, оно светится, вытесняя энергетическую `грязь`. При `загрязненности` сознания информация идет мембранным путем. Развитие и очищение в человеке мысли, успокоение своих эмоций и чувств – это допуск в более высокий мир по вибрациям и это покой психической энергии в человеке и здоровье. Дух человека познает себя и развивается через душу человека. Душа (психея) является проводником между тонким миром и плотным миром, поэтому она является той субстанцией, которая несет в себе психическую энергию.
Убирая из повседневной жизни информационный `мусор` мы быстро и эффективно восстанавливаем энергоинформационную оболочку человека. Закрываем пробои, которые имели место быть, восстанавливаем тем самым физическое тело человека. Оптимальное решение этих задач происходит с использованием исцеляющих компонентов природных зон, в экологически чистых ландшафтах.
Мир вокруг нас все больше наполняется компьютерами, телевизионной техникой, сотовыми и радиотелефонами. Люди, находясь на улице, в транспорте, жилище, буквально оказываются в океане магнитных бурь.
В крупных городах увеличивается число геопатогенных зон – мест, где естественный электромагнитный фон превышает допустимые нормы в десятки тысяч раз. Попадая в такие зоны, человек как бы входит в помещение с высоким напряжением и находится там продолжительное время.
Защита от вредного влияния источников электромагнитного излучения и негативных воздействий окружающей среды сможет улучшить общее состояние вашего здоровья: снизить уровень эмоционального напряжения, улучшить аппетит, иммунную систему, сон, увеличить продолжительность жизни, избежать летальных заболеваний.
5. Этика и мораль
Способом социального управления эволюцией человека занялся в прошлом веке Гальтон путем изучения родословных прославленных аристократических семейств Англии, он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллектуальной одаренности, физического совершенства. Гальтон считал, что если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то тех же результатов можно добиться и целенаправленным подбором семейных пар. Лучшие должны выбирать лучших, чтобы в результате рождались здоровые, красивые, одаренные дети. Гальтон предлагал создавать особые условия для "размножения генов" выдающихся людей из аристократических семей. Таково начало евгеники как способа социального управления эволюцией человека. Независимо от Гальтона в России врач В. М. Флоринский пришел к той же идее - человечество должно улучшать свою "породу", постепенно становиться более разумным, красивым, талантливым. В 1866 году Флоринский опубликовал труд "Усовершенствование и вырождение человеческого рода", в котором обосновал свое мнение. Однако то, о чем мечтали Гальтон и Флоринский, - это лишь лицевая сторона медали. Есть и оборотная сторона, которая сыграла, пожалуй, главную роль в судьбе евгеники.
Любой селекционер знает: чтобы создать новую породу с улучшенными свойствами, нужно выбраковывать примерно 95 процентов животных. Худшие не должны участвовать в размножении - таков принцип любого отбора. И вот тут евгеника напрямую сталкивается с неразрешимыми проблемами, лежащими в области человеческой этики и морали.
Ведь такого рода "отбор" проводился еще в древней Спарте, где уничтожали слабых и больных детей. Результат известен - Спарта не дала ни одного выдающегося мыслителя, художника, артиста, но прославилась сильными и отважными воинами.
История знает немало примеров, когда великие люди имели физические недостатки или страдали от тяжелых наследственных болезней, в том числе и психических. Нередко не отличались здоровьем и их родители - мать И. С. Тургенева, например, страдала черной меланхолией, а в роду у Л. Н. Толстого были больные эпилепсией и шизофренией.
В отношении шизофрении, самого распространенного психического заболевания, ни о каком отборе нельзя говорить даже теоретически.
Все зависит от возможных сочетаний генов, их взаимодействия друг с другом и, конечно, от социальных условий, воспитания, психологической обстановки, в какой-то степени - от удачи.
Тем не менее в 1915-1916 годах в 25 американских штатах были приняты законы о принудительной стерилизации психически больных, преступников, наркоманов. Подобные законы существовали и в странах Скандинавии, и в Эстонии.
Своего апогея негативная евгеника достигла в фашистской Германии. В 1933 году, например, в Германии было стерилизовано 56244 психически больных. Нацисты считали, что внутри человечества должно образоваться ядро "высокосортных" личностей, которые и будут принимать участие в формировании будущей человеческой расы, все остальные - слабые, больные, увечные, просто не отвечающие стандарту - должны быть либо уничтожены, либо стерилизованы. Что получилось из этой теории на практике, всем хорошо известно.
В некоторых странах, однако, евгеника пошла другим путем. В Англии был принят ряд мер для поощрения многодетности у людей англосаксонской расы и создания благоприятных условий для воспитания и развития одаренных детей.
В Советском Союзе в 1920-1921 годах было создано Русское евгеническое общество. Общество выпускало специальное издание по евгенике - "Русский евгенический журнал". В нем печатались видные ученые-генетики того времени - Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, А. И. Филипченко. В журнале можно было найти исследования родословных известных дворянских семей, например, Аксаковых, Тургеневых. Многие статьи фактически заложили основы генетики человека и медицинской генетики в нашей стране.
Одно время идеи евгеники находили сочувствие у идеологов молодого советского государства: раз строится новое общество, то и люди, живущие в нем, должны быть совершенно иными - более сильными, активными, гуманными и красивыми.
Однако вскоре стали выявляться противоречия евгеники, которые, видимо, от нее неотделимы.
В послевоенные годы интерес к евгенике упал, но в конце ХХ века начал возрождаться снова. Это связано с ухудшением экологической обстановки на планете. Озоновые дыры, повышение уровня радиации, экологические яды, мутагены и канцерогены в окружающей среде - все это ведет к накоплению в генах людей вредных и ненужных изменений - мутаций. Такое накопление мутаций получило название генетического груза. Мутации приводят к ухудшению здоровья, различным психическим отклонениям, патологиям. Многие ученые выражают беспокойство: что же будет с человечеством, когда эта чаша переполнится? Не приведет ли этот процесс к вымиранию человечесгкого рода? И снова возникает соблазн евгеники - нельзя ли все же как-то избежать рождения больных и неполноценных детей, улучшить человеческую породу?
Евгеника получает новое звучание и в связи с экспериментами по клонированию млекопитающих, начатыми в Шотландии (см. "Наука и жизнь" N 6, 1997 г.) и продолженными в Америке. Ученые нашли способ получить новый организм, практически идентичный родительскому, в результате развития одной клетки, без скрещивания и "перемешивания" генов. Это дает возможность повторить в потомстве уникальное сочетание генов родителя. Такие эксперименты смогли провести на млекопитающих - овцах и коровах, но теоретически не исключена возможность повторения их на человеке. Хотя во многих странах такие опыты пытаются запретить или держать под строгим контролем, нельзя ручаться, что эксперименты по клонированию клеток человека не состоятся. А вдруг удастся с помощью клонирования получать новых Эйнштейнов и Лобачевских?
С точки зрения генетики этот вопрос бессмыслен. Ведь даже однояйцевые близнецы, у которых практически все гены одинаковы, являются отдельными независимыми личностями и далеко не во всем сходны.
Ведь всякое усовершенствование так или иначе начинается с разделения на плохое и хорошее, жизнеспособное и слабое, талантливое и бездарное. Разделение - а потом отбор, выбраковка не отвечающих тем или иным требованиям вариантов. На уровне человеческого общества такой отбор неизбежно означает дискриминацию. Поэтому евгеника - это и в самом деле утопия.
Бесполезность отбраковки "вредных" генов показали и эксперименты нацистов: в свое время в фашистской Германии были практически уничтожены психические больные, и сначала действительно рождалось меньше детей с отклонениями. Но прошло 40-50 лет, и сейчас процент психических больных в Германии такой же, какой был раньше.
Другой камень преткновения - евгеника пытается контролировать сложные поведенческие признаки людей, интеллект и одаренность, которые определяются большим числом генов. Характер их наследования очень сложен. К тому же в развитии таланта и ителлекта большую роль играют культура, язык, условия воспитания. Все это передается ребенку не через гены, а с помощью общения с близкими людьми и учителями.
Не стоит забывать и о том, что талант - это не присутствие каких-то особых генов, а, как правило, их уникальное, удивительное сочетание, которое не повторяется в поколениях. Кроме сочетания генов талант определяется еще множеством причин, среди которых немалую роль играет и судьба человека, его окружение, образование.
Cкорее всего человечество расстанется с соблазнами евгеники. Альтернативой могло бы стать широкое распространение знаний о наследственных болезнях и развитие сети медико-генетических консультаций, с помощью которых уже сейчас во многих случаях можно избежать рождения детей с тяжелыми генетическими болезнями.
Контрольные вопросы для домашнего задания
1.Укажите различия между материальной и духовной культурой.
2. Дайте определение и понятие культуры.
3. Классифицируйте по А.А.Радугину системы ценностей культуры.
4. Что является главным объектом отражения культуры ?
5. Каковы понятия и принципы экологической культуры ?
6. Историческая оценка эволюции экологической культуры в человеческом обществе.
7. Каково экологическое сознание человека на сегодняшний день ?
8. Что значит по В.И.Вернадскому `воспринимать природу как целостный духовно-художественный мир`?
9. Какие религиозно-философские воззрения легли в основу мировой экологической культуры ?
10. Дать объяснения понятий : анимизм, натурфилософия, эклогическая этика.
11. Какие существуют методы осознания экологических ситуаций?
12. Какие существуют аспекты осознания эклогических ситуаций?
13. Что означает термин `экогеософская парадигма` ?
14. Совершенен ли природный замысел человека ?
15. В чем состоит уникальность человека ?
16. Какова рациональная деятельность человека ?
17. Что собой представляет энергоинформационная модель человека?
18. Показатели здоровья и долгожительства человека.
19. Дать определение Единого Вселенского Закона.
20. Каковы причины устойчивости гомеостаза организма человека?
21. Какое влияние оказывает экологическое мышление на психику и здоровье человека ?
22. Что такое ` геопатогенные зоны` ?
23. Дать определение этике.
24. Что такое `евгеника` ?
25. Каковы результаты использования евгеники в Германии ?
14.11.2008
www.viperson.ru