24 ноября 2009
8254

Федор Туренко: Экологическая культура человека в ноосфере (ноосферология ). Лекция 2. Эстетика в ноосфере

1.Эстетическое восприятие ноосферы

            Период после перестройки в России характерен тем, что старые стереотипы в области  воспитания и обучения сильно разрушены, а новые, соответствующие новому времени, еще не сформированы, поэтому вопросы эстетического  воспитания молодежи в современных условиях   требуют пристального внимания.

В чем можно отметить эти особенности? Прежде всего, это проявляется в том, что впервые в истории развития человечества открыт доступ к большому объему информации в различных источниках. Это, прежде всего, Интернет-технологии, аудио-видео техника. Работа с информацией в медио-технологиях позволяет снизить эмоциональное напряжение и объединяет ресурсное развитие человека, прежде всего молодежи, т.к. всегда эмоции и душевная поддержка позволяют развить в человеке его личность, узнать его личностные особенности привычки и задатки. Именно поэтому особенную роль в этих условиях приобретает эстетическое воспитание, задачей которого является формирование у подрастающего поколения навыков эстетического познания окружающего мира. Эстетический вкус у молодых людей позволяет видеть и воспринимать окружающий мир, как единое целое, созданное  в едином пространстве (ноосфера) по единым Гармоничным Законам. Эстетический вкус позволяет познать эти законы и обучает в соответствии с ними осуществлять свою жизнь, позволяет ощущать радость бытия, познавать себя, мир и творить в ноосферном пространстве, выражая свои творческие способности.

Таким образом, эстетическое воспитание  включает в себя динамическое взаимодействие личности  с ноосферой, как в сфере получения из неё эстетических образов, так и возврата в неё творчески переосмысленных и вновь созданных образов для её пополнения. Открываются новые возможности развития духовной сущности человека: облагораживать, очищать, воспитывать  дух и плоть, отвечать за гармонию физического и духовного совершенства и его постоянное внутреннее воспитание и прилежание.

         История человечества – это в определенной мере - страсть к неизвестному, следуя которой, добровольно лишали самих себя  покоя и удобств Магеллан, Амундсен, Циолковский. Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума : “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Возможно, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта.  

         В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального тока , характеризующего творческую личность. Этот показатель, по словам А.В. Брушлинского, может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство личностных компонентов мышления и творческого мышления /2, с.25/.

Стремительные современные темпы познания энергоинформационного взаимодействия космоса, природы и человечества позволили достичь нового понимания роли информации в духовном развитии общества.

К.Э. Циолковский в своих работах `Воля Вселенной` и `Неизвестные разные силы` писал `Всё порождено Вселенной. Она – начало всех вещей, от неё всё зависит. Человек или другое существо и его воля есть только проявление воли Вселенной`.

Далее К.Э. Циолковский предполагает, что эволюция Космоса невозможна без эволюции планеты и разумных существ на ней. Цель Космоса безболезненно ликвидировать всё несовершенное и заселить планеты совершенным поколением.

Будущее России в её великом прошлом. Любой современный внимательный человек подмечает, как быстро на фоне социальных напряженных перемен активизируется духовная жизнь вопреки обстоятельствам.

Академик В.И. Вернадский писал, что мы должны рассматривать человека в его единстве со всей средой. Человечество изменяется и одновременно изменяется поверхность земного шара. К человеку подход особый - ведь природа человека в его разуме, а не в физиологии, как у животных. Он действует в интересах собственного разумного сознания, а не инстинктивно, как, к примеру, жук. Вернадский подчёркивает, что разум – природное, космическое явление и он существует в виде земной оболочки-  ноосфере.

Строгий научный подход к исследованию влияния космического излучения Солнца на процессы жизнедеятельности организмов, в том числе и на человека, впервые осуществил А.Л. Чижевский. Материалы этих исследований позволили ему сделать вывод, что и человек и микроб – существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами всех своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями.

За четыре с половиной миллиарда лет развития биосфера создала мощную информационную – генетическую систему с управляющим механизмом (УМ), которым наделено любое живое существо. Именно УМ способствует саморазвитию, адаптации и эволюции любой живой системы посредством взаимодействия её через обратную связь с окружающей средой.

Следовательно, биосфера управляет саморазвитием живых систем в пределах определенных им иерархических уровней создания Кибернетического Гомеостаза  Экосистемы.

С накоплением эволюционной информации происходит революционный скачкообразный взрыв с возникновением нового вида и затем популяции с новой пространственно- временной и генетической программой.

В такой биосфере четыре миллиона лет назад появился вид homosapiens. Человек – разумный начал создавать себе среду своего обитания – Ноосферу, то есть сферу разума.

Homosapiens создал на основе развития интеллекта интегральную систему взаимодействия с окружающей средой. Эта система содержала новый пространственно-временной фактор и психологическую компоненту с эмоциональной структурой сопереживания. Всё это способствовало образованию развивающейся популяции с управляющим механизмом – матрицей коллективного сознания.

В настоящее время особенно активным является решение проблемы совместного развития биосферы и ноосферы. Для создания человеком понятия ноосферы необходимы  фундаментальные естественно-научные знания о её структуре. В учении о ноосфере академика В.И. Вернадского и его учеников выдвинуто представление об энергоинформационном поле Земли, в котором возникла и хранится вся историческая информация развивающейся ноосферы. Современные научные открытия в области естествознания подтверждают некоторые эзотерические знания о строении энергоинформационного поля планеты Земли, что представляет большой научный интерес.

Можно полагать, что деятельность людей неразрывно связана с процессами, протекающими в ноосфере, где она же и отражается. Существует масса примеров, когда какое-то научное открытие, изобретение почти одновременно возникает в умах людей, находившихся в разных уголках земли. Получается, что ни одна наша мысль, идея не пропадёт, она получает жизнь, исходя из нас, и продолжает существовать в определённой сфере – ноосфере. Так происходит накопление мыслей всех людей. Человек своей волей, своими желаниями может настроиться на определённую область ноосферы и из неё получить мысли, идеи. Примерами могут послужить открытия, сделанные Менделеевым, Эйнштейном и другими.

 

2.Гуманизм  экологического воспитания

   Экологическое воспитание в детском саду, в школе, в вузе  бережного отношения к Природе требует еще и Познание человеком самого себя.

   Современная  экология – наука, почерпнувшая  щедрой мерой от всех  сфер познаний человеческих и использующая эти знания в интересах  будущих  поколений  народов, вне зависимости от того, в каком месте земного шара проживают они.    

      В 20-м -  веке с развитием науки и техники у человечества  появились возможности воздействия на окружающий нас мир, вполне сопоставимые с  глобальными природными явлениями.  Чего стоят для планеты вырубка лесов Сибири, Амазонских  джунглей, тотальное осушение болот в регионах, где  тысячелетиями складывалась уникальная гидрологическая, климатическая, наземно-почвенная среда  обитания?!

     Но всё изменяя вокруг себя,  эта цивилизация  - осознаёт свою ответственность, а  - в пылу конкурентной внутривидовой борьбы в самых разных её проявлениях, всё ближе подталкивает мир к той точке, когда нужно будет бороться не между собой, а за выживание человечества.

  Именно поэтому современная экология - бурно развивающаяся, имеет огромное практическое значение для всех жителей нашей планеты. И нужно всеми силами, используя весь научный потенциал, аргументируя и доказывая, взывать не только к рациональному разуму, но и душам, к сердцам людей. Нам предки оставили в наследство голубую, зелёную планету, приветливую ко всему, живущему на ней. Что передадим внукам и правнукам мы. Для сохранения жизни на Земле необходимо научиться жить в согласии с Природой и ее законами.

         В результате глобальных экологических изменений в процессе загрязнения водных ресурсов и трансформации природной среды в целом происходит повсеместное ухудшение условий жизни и здоровья человеческого общества, патологические изменения у людей, развивается общая заболеваемость, расширяются ареалы опасных инфекций, увеличивается процент инвалидности и смертности, наблюдается рост природных и антропогенных катастроф.

         Поскольку дальнейшее развитие процессов, определяющих современные глобальные изменения, могут в ближайшем будущем вызвать крупномасштабные преобразования  на поверхности Земли, исследования в этой области как режима и качества водных ресурсов, так и природной среды в целом в настоящее время становятся особенно актуальными и должны стать одними из наиболее приоритетных направлений современных наук.

      Становится  всё более очевидным, что в мире, нас окружающем, существует великое множество как явных, так и незримых, на первый взгляд слабых и несущественных связей между природными явлениями и процессами, которые в геологической перспективе способны либо прийти в равновесие, либо же существенно изменить экологическую обстановку и порядок сил в природе Земли. К таким  факторам  относится и  взаимодействие планет при движении по своим орбитам.

Человечество на данном этапе в своём развитии находится в стадии активного  `собирания` природных фактов, систематизации и формирования научного мировоззрения на ` суть природы вещей, нас окружающих` Ломоносов. Поэтому нельзя отвергать любые, самые смелые в том числе, закономерности и зависимости, позволяющие объяснить процессы, протекающие на  нашей планете, но надо учитывать, что иногда подобные прогнозы носят умозрительный, субъективный характер, поскольку берутся в учёт один-два фактора, в то время как в целом, экосистемы полифункциональны, и процессы в них могут идти как эволюционным, так и при суммировании воздействия, при определённых условиях, фатальным, революционным путём. Очевидно, что прогностические построения в этой области требуют более представительных и целенаправленных  исследований.

Гуманизм  экологического воспитания людей в настоящее время заключается в том, чтобы человечество ОСОЗНАЛО, что надо  не только `охранять окружающую среду`, но и  `не загрязнять и не разрушать`. Кибернетический Гомеостаз экосистем выше человеческого и в Биосфере нет аптек и больных, а птичий и свиной  грипп это дело рук человека.

 

3.Вода как основной фактор жизни

         Питьевая вода для человека является специфическим продуктом питания. Согласно нормативам она должна быть не только экологически чистой, но содержать на оптимальном уровне физиологически - необходимые минеральные элементы: кальций (Са), магний (Mg), калий (К), йод (I), селен (Se) и фтор (F). В тоже время поверхностные питьевые воды рек и озер , в основном маломинерализованы и относятся к типу "очень мягких" и "мягких" вод, обедненных Ca, Mg.

        Ученые Института физиологии им. И.П. Павлова РАН установили (43), что в регионах Европейского севера России с "мягкой" деминерализованной водой заболеваемость населения рахитом, остеохондрозом, гипертонией, ишемической болезнью сердца и многими другими заболеваниями значительно превышает уровень, отмеченный в других регионах с водой нормальной жесткости. Выводы ученых с полным основанием могут быть отнесены к населению , в частности, сельским жителям.

       Большая часть населения России, проживающая в условиях децентрализованного водоснабжения, использует воду, практически стопроцентно не отвечающую требованиям к качеству питьевой воды. Неудовлетворительное качество питьевой воды является причиной высокого уровня заболеваемости населения кишечными инфекциями бактериальной и вирусной этиологии. В основном 90% болезней человека от некачественной питьевой воды.

         Каждому человеку в сутки требуется не менее 2 л питьевой воды, так как  вода является непосредственным участников всех физиологических процессов и биохимических реакций в организме и, таким образом, качество воды будет влиять на  обмен веществ, с нарушением которого на клеточном уровне начинается выход всех систем из равновесия, что провоцирует предрасположенность организма к  заболеваниям.

         Содержание биофильных и биофобных веществ и соединений в воде является проблемой в организации  современных систем водоподготовки.

         Именно поэтому Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) уделяет данному вопросу большое значение. Согласно результатам санитарно-эпидемиологических обследований населения, проводимых по программам ВОЗ в 11 странах, установлено (7),  что  смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в городах с жесткой водой оказалась ниже нормы, а в городах с мягкой водой - существенно выше нормы. Более того, у населения, живущего в городах с жесткой водой, параметры функционирования сердечно-сосудистой системы значительно лучше: ниже частота сокращения сердца в покое, ниже общее кровяное давление, а также содержание холестерина в крови. При недостатке Са в питьевых водах имеет место, как заместительное, увеличение аккумуляции организмом токсичных металлов (Hg, Pb, Cd, Co и др.) Важно подчеркнуть, что Са и Мg из воды всасывается в кишечнике полностью, а из продуктов питания, в которых он связан с белком, - только на 1/3. Вероятно, именно данным механизмом обуславливает и четкие корреляционные связи развития широкого спектра патологий при недостатке биофильных элементов в централизованных водах питьевого назначения.

     Исследованиями, проведёнными в НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сытина РАМН, научно  обоснованы необходимые уровни поступления в организм биогенных элементов. При этом использован принцип установления  суточной дозы, учитывающей не только максимально-допустимый уровень поступления биогенного элемента, превышение которого приводит к негативным биологическим эффектам, но и минимально-необходимый  уровень физиологической потребности. В  Таблице  N 2  в общем  виде сведены требования к  физиологической полноценности  питьевых  вод.

 

Таблица N2.

Показатели физиологической полноценности питьевых вод

(Обоснованные НИИ Экологии им. Сытина)

ПоказателиЕдиницы измеренияНормативы физиологической полноценности питьевой воды, в пределахНормативы качества расфасованных вод
Первая категорияВысшая категория
Общая минерализация (сухой остаток), в пределах мг/л 100-1000 1000 200-500
Кальций мг/л 25-130 130 25-80
Магний мг/л 5-50 50 5-50
Калий мг/л - 20 2-20
Бикарбонаты мг/л 30-400 400 30-400
Фторид-ион мг/л 0,5-1,5 1,5 0,6-1,2
Иодид-ион мг/л 10-125 125 40-60

 

     Обследование состояния водоснабжения показало, что в настоящее время  одновременно предлагаются потребителю три вида питьевых вод

Учитывая, что содержание минеральных компонентов в воде с течением времени  неизменно, эти закономерности  можно  объяснить   несколькими  факторами:

1.Биофильный голод. Запредельно-низкое содержание в питьевой воде калия, кальция, магния, йода. Первопричина данного явления—особенности биохимических процессов протекающих на клеточном уровне, т.к. уровень кальция, является универсальным регулятором клеточных процессов. Тяжелые металлы конкурируют с Са в клетке и при недостатке, замещают ионы Са в составе белков.  Калий  влияет на работоспособность сердечной мышцы.

 

2. Привнесённые вещества:  В воде городской сети содержатся повышенные      концентрации ионов железа (до 0.5 мг/л) и алюминия (до 1 мг/л). Ржавчина  отлагается на стенках сосудов и нагревателей.

    Сложной проблемой при очистке воды коагулированием с использованием алюминиевых коагулянтов является наличие в питьевой воде остаточных концентраций алюминия.  Alпо санитарно-токсикологическому показателю вредности относится ко 2-му классу, и в настоящее время  нормируется  в России на уровне 0.5мг/л.

       Всемирная организация здравоохранения и Европейский экономический союз (ЕЕС) рекомендуют ограничить концентрацию алюминия в питьевой воде на уровне 0,2 мг/л. Учитывая мировой опыт нормирования токсичных соединений, в новом, готовящемуся к выпуску СанПиН, предельно-допустимая концентрация (ПДК) на содержание алюминия в питьевой воде уменьшается до 0,2 мг/л. При этом не исключено, что может потребоваться более глубокое, чем это предусматривает гигиенический норматив, снижение цветности питьевой воды,которое основывалось только на эстетических соображениях без учета возможного неблагоприятного влияния на здоровье населения.

      Обеззараживание питьевой воды хлором нашло широкое применение благодаря высокой надежности бактерицидного действия, экономичности, простоте конструктивного оформления процесса. Но наиболее значимым преимуществом хлорирования считается наличие последствий, что обеспечивает сохранение качества воды в распределительных сетях по микробиологическим показателям.

         Из-за повсеместного применения хлора в качестве дезинфектанта все население РФ, проживающее в районах с централизованным питьевым водоснабжением, вынуждено подвергается постоянному воздействию букета многочисленных, различных по химической структуре и часто высоко опасных для здоровья продуктов хлорирования. Отмечается нарушение репродуктивной функции у женщин, патология беременности. Зарегистрировано превышение частоты хромосомных нарушений на основе микроядерного теста у контингентов детей с мультифакторной патологией.

 

4. Энергия драгоценных камней Земли

          Планетарные стихии имеют способность отражаться в излучениях кристаллических структур планеты Земля в виде различных энергоинформационных  полей воздействующих на окружающие их системы, в том числе и на человека.                 

            Е.С.Федоров раскрыл сингонию кристаллов, где показал все уникальное кристаллическое мироздание.

Человек с незапамятных времен оценил могущество и красоту драгоценных камней и создал ритуальные украшения, лечебные и целительские практики, веру, поверья и т.п.

Существует поверье, что гранат является камнем войны, и многие крестоносцы украшали красными гранатами пряжку пояса, рукоятку или щит. Даже сейчас солдаты стран Востока берут в бой красный гранат.
             Гранаты - распространенные и популярные ювелирные камни. Огненно-красный пироп, глубокий красный и красно-фиолетовый альмандин, зеленый деманитонид, изумрудно-зеленый уваровит, коричнево-красный гессонит и другие издавна сверкали во многих украшениях.

        Лунный камень-прозрачный полевой шпат с бледно-голубой переливчатостью, напоминающей лунный свет.Камень любви и гармонии с окружающей средой, лунный камень у многих народов ценился дороже золота и считался священным. Особенной силой камень наполняется во время полнолуния. Его свечение возбуждает в людях мечтательность, мягкость, нежность, снимает напряженность, устраняет гнев и излишнюю самоуверенность.Специалисты по стоунтерапии считают лунный камень помогающим  преодолеть стрессы и снимает чувство страха. По старинному поверью, лунный камень - камень счастья и благополучия тех, кто родился в июне.

 Лунный камень - это алюмотрисиликат калия. Минерал образует прозрачные призматические или пластинчатые кристаллы с голубовато-белым, "лунным" мерцанием поверхности. Поэтому лунный камень называют иногда "рыбьим глазом".   

 Янтарь — это ископаемая смола. Отличительные особенности янтаря — солнечный цвет, прозрачность, горючесть, способность электризоваться при    трении. 
        Янтарь был известен людям издавна. В захоронениях и на стоянках древних людей, относящихся к эпохе позднего палеолита — неолита, в Прибалтике, на Украине и в Средиземноморье часто обнаруживали амулеты, бусы, пластинки и куски необработанного янтаря. Первые упоминания о янтаре относятся к Х в. до н.э. — в Британском музее хранится обелиск с клинописными записями об этом, возможно, первом драгоценном камне. 
        О значении янтаря в лечебных целях писали еще Клавдий Гален, знаменитый римский врач и естествоиспытатель, и Абу Али ибн Сина (Авиценна). В старинных книгах можно найти более полусотни рецептов лекарств, приготовленных из янтаря. В составе этого самоцвета уже выявлено более 40 соединений и сегодня из него получают один из витаминов -D3- янтарную кислоту (неспецифический биостимулятор), антисептическое средство иодоль, выделяют вещество, которое добавляют в зубную пасту и мазь от ревматизма и т. п. В Польше янтарная настойка до сих пор считается отличным средством при простудах, болезнях горла и дыхательных путей; порошок янтаря нюхают как табак при ОРЗ. Янтарное ожерелье защитит от базедовой болезни. 
            Агат – камень необыкновенно разнообразный по рисунку, но не очень яркий: обычные концентрические зоны голубого, серовато-голубого, серого цвета, чередующиеся с белыми слоями различной толщины. Он известен и применяется с древности – для изготовления бус, вставок в кольца и серьги, печатей, сосудов и как материал для резьбы.

  Аметист - это фиолетовая разновидность прозрачного кварца имеет цвет различной интенсивности – от  почти бесцветного, бледно-фиолетового или голубовато-фиолетового до пурпурного или темно-фиолетового.

       Название аметиста происходит от греческого `amethystos` - свободный от пьянства, средство от опьянения. Действительно, этому камню, используемому в ювелирном деле с древних времен, приписывается способность хранить человека от соблазна пьянства и невоздержанности. Аметист служит противоядием при отравлениях, оберегает своего владельца от кожных заболеваний, головных болей, охраняет от ран и проясняет разум. Камень рекомендуется для снятия стресса, укрепления эндокринной и нервной систем, увеличения активности правого полушария мозга, нормализации действия эпифиза и гипофиза, очищения крови и подъема энергетики. Он регулирует кроветворение и улучшает кровообращение. Камень помогает при лечении умственных расстройств, гармонизирует все уровни сознания, способствует повышению интеллекта и многостороннему развитию личности. Аметист снижает тягу к иллюзиям, направляет способности в нужное русло, снимает перевозбуждение, защищает от вредных влияний извне.

           Химически чистый кварц лишен окраски, он водяно-прозрачный. Именно об этой разновидности, когда ее впервые обнаружили в Альпах, думали, что она представляет собой форму замерзшей воды, и поэтому назвали ее хрусталем (от греческого crystal - лед). Эта разновидность и поныне известна как "горный хрусталь".

         Натуральные камни  - это не просто украшения, это  корректирующие украшения  на энергоинформационном уровне.

         При изготовлении изделий используются древние традиции , которые позволяют вернуться к истокам  древней русской медицины и обеспечивают  надежную защиту организма от воздействий урбанизированного  ноосферного влияния. Они приближают человека на уровне общения (энергоинформационном) к первозданной природе.

         Самобытный подбор в различных конфигурациях создает мелодию камней.

         Древнейшие народы Месопотамии (Междуречья), колыбели цивилизации – шумеры, хетты, халдеи, вавилоняне, ассирийцы знали лечебную силу камней и использовали ее.

         Употребление минералов в религиозных целях практически универсально. Самые ранние сведения об этом идут из Египта.

         Наблюдая за влиянием камней и других минералов на функции разных органов и систем человека, китайские врачи установили действие этих минералов на жизненную энергию человека в его организме.

Агат – характер горячий – язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки, стресс, эпилепсия.

Аметист – характер горячий– ОРЗ, неврозы, кожные болезни, бесплодие, пигментные пятна.

Гранат – характер теплый, ишемическая болезнь сердца, заболевания желудочно-кишечного тракта, ОРЗ, лихорадка.

Малахит – характер нейтральный, заболевания сердца, легких, селезенки,  поджелудочной железы, почек.

Янтарь – характер теплый, ишемическая болезнь сердца, ОРЗ, снижение слуха.

Главное свойство камней это их цвета, которые и определяют длину волны излучаемую данным камнем. Цвет тоже лечит.

 

5.Психология цвета

             Цвета обладают ноосферным воздействием  на психологическое состояние человека.

         Учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в производственной и бытовой сферах. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя эмоционально - деловую, среду, должны учитывать социально - демографические особенности: пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Так, период от желтого цвета к синему успокаивает.

По розовому полу ходят с опаской, по коричневому - уверенно*. Белый люминесцентный свет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

В общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости долго не задерживаются. Цвета могут расширять помещение (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При том в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулирует общую работоспособность; желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый - в сварочном цехе, синий - в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках, во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.

Исследования ученых показали, что свет при прохождении через стекла различной окраски приносит большую пользу при лечении кожных и других заболеваний. Так, красный цвет полезен при волчанке, оспе, воспалительных заболеваний кожи. Синий цвет оказывает особое успокаивающее воздействие, что используют как эффективное средство при неврологических недомоганиях. Этот цвет полезен также при плохом зрении. Зеленый эффективен при лечении воспалительных процессов глаз, а желтый исцеляюще действует при кишечных расстройствах.

Итальянские специалисты, исследовавшие данную проблему, утверждают, что даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей Солнца, приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицинских целях. При этом, красный цвет оказывает тонизирующее воздействие, синий - успокаивающее, а пурпурный будет полезен для крови при болезнях печени.

Исследования подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение отдают энергонасыщенным цветам (желтому и красному), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувства вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов.

Синий, следовательно, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью быстрой разрядки напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отрицании желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.

Психологическая интерпретация отношений симпатии к основным Люшеровским цветам следующая.

Синий цвет говорит о глубине чувств человека. Он олицетворяет:

- стремление достичь цельности во всем, с чем сталкивается человек;

- сосредоточенное внимание к своим делам;

- пассивность;

- чувствительность, восприимчивость и вовлеченность в проблемы.

Психологические проявления синего цвета выражаются в спокойствии, удовлетворенности, нежности, любви и привязанности.

Синий цвет означает полное спокойствие. Содержание этого цвета оказывается умиротворяющее воздействие на центральную нервную систему. Уменьшается кровяное давление, сокращается частота пульса и дыхания, а самозащитные механизмы включаются в работу для зарядки организма. Тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни, упадка сил, а также, когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости. Синий цвет, как все четыре основные цвета, является красочным выражением существующей биологической потребности: в физиологическом плане - это потребность в спокойствии, в психологическом - в чувстве удовлетворенности, то есть в покое и удовлетворении желаний. Любой человек, оказавшийся в уравновешенной, гармоничной ситуации, свободной от напряжения, чувствует себя собранным и уверенным в себе. Синий представляет собой те узы, которые человек собирает вокруг себя, чувство единства со своим окружением и принадлежности ему. Говорят, что синий цвет - это цвет преданности, но человек всегда может быть уязвимым, доверившись своим союзникам, поэтому синий цвет зависит от глубины чувств к окружающим. Синий - это отражение умиротворенной чувствительности, и поэтому он связан со способностью к сопереживанию, эстетическим наблюдениям и философским размышлениям.

Шеллинг в своей "Философии искусств" использовал символизм синего цвета, сказав, что "молчание - это истинное состояние безмятежного моря". Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности, озарения в литературе. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание -нежность, его органом чувств является кожа. Поэтому появление у человека экземы и прыщей связано с нарушением тех отношений, в которых должны присутствовать нежность, любовь,, чувство близости, как, например, между влюбленными, мужем и женой, членами семьи.

Зеленый цвет означает гибкость ума и олицетворяет;

- независимость человека и оригинальность суждений;

- умение защищаться.

Психологические проявления зеленого выражаются в упорстве и даже упрямстве, самоуважении и даже в самоуверенности.

Зеленый цвет- воплощение твердости, постоянства и, прежде всего, сопротивления переменам. Это свидетельство постоянной точки зрения и постоянного внимания к своей персоне. "Я" обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью. Последнее рассматривается, прежде всего, как способ обеспечить свою безопасность и самоуважение.

Человек, предпочитающий зеленый цвет, желает усилить свою уверенность в собственной ценности, либо самоутверждаясь, либо сохраняя приверженность своему идеализированному автопортрету, либо получая признание от других людей, восхищенных его достижениями. При этом искомое превосходство над другими людьми может быть физическое, образовательное, культурное или же выражаться в материальном богатстве.

Зеленый цвет символизирует напряжение - это дамба, сдерживающая соблазны внешних раздражителей, которым противостоит человек. Это усиливает чувство гордости, сознание превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. "Зеленое" поведение - это стремление к улучшению условий жизни, забота о здоровье, желание прожить долгую и полезную жизнь или выстроить таковую для себя и других. Больше всего человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы его мнение восторжествовало, чтобы его признали как представителя основополагающих и неоспоримых принципов. Он ставит себя на пьедестал и проявляет склонность к морализаторству и чтению лекций.

Красный цвет символизирует силу воли человека, его активную жизненную позицию. Он олицетворяет:

- интерес к внешнему миру и стремление к постоянному дви жению;

- соревновательность как главное качество отношений с дру гими людьми, вплоть до агрессивности в поведении.

Психологические проявления характеризуют жизнелюбие и сексуальность, возбудимость и стремление к господству.

Красный цвет - это выражение жизненной силы, активности нервной системы и желез внутренней секреции, поэтому он олицетворяет человеческие желания и стремления. Красный цвет - это непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов, это страсть ко всему, в чем присутствует интенсивная жизненная активность и богатство опыта. Красный цвет - это импульс, воля к победе, все формы жизненной силы, начиная от половой активности до революционного преобразования общества. Это импульс к активной деятельности, спорту, борьбе, соревнованию, эротике и продуктивной предприимчивости. Красный цвет - это "воздействие воли",или "сила воли", в отличие от зеленого, который символизирует "гибкость ума".

Красный символизирует кровь, пролитую в борьбе; огонь, воспламеняющий человеческий дух; сангвинистический темперамент, мужское начало. На уровне плотских ощущений этот цвет проявляется в аппетите, его эмоциональное выражение - желание, его органами являются мышцы, симпатическая нервная система и органы воспроизводства. Так, физическое и нервное истощение, перебои в работе сердца, импотенция или упадок полового желания часто выражается в отторжении красного цвета. Время красного цвета - настоящее.

Человек, который предпочитает красный цвет, хочет, чтобы его собственная активность принесла ему богатый опыт и полнокровное ощущение жизни. Какие бы формы ни приняла эта активность - предприятия, осуществляемые в сотрудничестве с другими людьми; индивидуальное лидерство, творческие усилия, деятельность во имя развития или экспансии, эротика, чувственное удовлетворение физического аппетита, преувеличенные, чрезмерно драматизированные поступки, - все это обозначается тем цветом, который сопровождает красный в одной группе с ним.

Желтый цвет означает естественность жизнедеятельности человека, что выражается в самопроизвольности и непосредственности мыслей, чувств, поведения. Этот цвет олицетворяет:

- активность и интерес к окружающему миру;

- любознательность и прожектерство;

- целеустремленность и экспансивность как потребность быть везде и со всеми.

Психологические проявления симпатии к желтому выражаются в оптимизме, оригинальности характера, но и в непостоянстве отношений и поведения.

Желтый - самый яркий цвет в тесте и воспринимается как источник света и бодрости. Так как красный цвет гуще и тяжелее, чем желтый, то он действует как стимулятор. Желтый же, являясь более легким и менее густым, чем красный, скорее предполагает и обещает, чем реально стимулирует. Например, хотя желтый и повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание, его влияние не столь стабильно и продолжительно, как у красного. Главные свойства желтого - это яркость, способность к изучению и легкая бодрость. Желтый цвет отражает неограниченную экспансивность, освобождение от пут, разрядку. В отличие от зеленого, означающего сжатие и напряжение, которые могут даже привести к судорогам и спазмам, желтый цвет - это расслабление и расширение. На психологическом уровне расслабление означает освобождение от тягот, проблем, давления или ограничивающих обстоятельств.

Желтый это солнечное тепло, вызывающее радость, ореол вокруг Священного Грааля, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус, его эмоциональное содержание - оптимистическая изменчивость, его органами является симпатическая и парасимпатическая нервные системы. В отличие от красного, который также действует через эти системы, активность "желтого" носит более неопределенный характер и лишена четкой структуры и цельности красного цвета. `Желтый" человек может быть неистощимым источником энергии, но эта энергия извергается импульсами.

Предпочтение желтого цвета демонстрирует стремление к освобождению и надежду на большое счастье, а также предполагает конфликт, ликвидация которого желанна. Надежда на счастье может проявляться в бесчисленных формах, начиная от полового приключения, и кончая философиями, обещающими просветление и совершенствование. Эта надежда всегда устремлена в будущее. Желтый цвет - это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и неоформленному.

Четыре основные цвета: синий, зеленый, красный и желтый -отображают основные психологические потребности человека -удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, ожидание чего-то хорошего, потребности в успехе. Психически здоровый и уравновешенный человек, свободный от существенных внутренних конфликтов и подавляемых стремлений предпочтет эти цвета на первые четыре или пять мест.

Серый цвет считается "бесцветным", не темным и не светлым. В нем не заложено никаких стимулов и никаких психологических тенденций. Он нейтрален, это не объект и не субъект, не внутреннее и не внешнее, не напряжение и не расслабление. Серый - это не оккупированная территория, а граница, - как ничейная земля, как демилитаризованная зона; линия разграничения, позволяющая различать контрастные части. Серый - это Берлинская стена, это "железный занавес", по другую сторону которого существуют другие порядки.

Тот, кто ставит серый цвет на первое место, хочет отрезать себя от остального мира, хочет, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивались. Тогда он сможет освободиться от любых внешних влияний и стимулов. Он не хочет ни в чем участвовать и изолирует себя от окружающего мира, делая все чисто механически, не затрагивая души. Даже когда необходимо полностью погрузиться в какое-то дело, человек, поставивший серый цвет на первое место, контролирует свои действия на расстоянии, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, не позволяя событиям захватить себя целиком. Серый цвет в полной мере отражает компенсаторное поведение человека, который пытается своей отстраненностью улучшить те обстоятельства, которые возникли из-за беспокойства, представленного отвергаемыми цветами (или цветом).

Серый с его непременным стремлением остаться невовлеченным и "не иметь ничего общего ни с чем" содержит ярко выраженный элемент утаивания. Например, если серый находится в группе из двух цветов и занимает в ней первое место, то человек может даже не сознавать того, что он не хочет быть вовлеченным именно в то, что обозначается другим цветом в этой же группе.

Тот, кто отвергает серый, обращается ко всему с готовностью зажечься и не желая ничего упустить. Он стремится использовать любую возможность в достижении своей цели и не успокаивается до тех пор, пока не получит своего.

Фиолетовый цвет - это смесь красного и синего. Хотя он является самостоятельным цветом, но сохраняет свойства и синего и красного. Фиолетовый старается объединить импульсивную победоносность красного и мягкую уступчивость синего, выражая идею "отождествления". Это отождествление - своего рода мистическое единение, высокая степень чувственной интимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходе которого все, о чем мечтают и чего желают, должно стать реальностью. Отождествление как слияние может привести к интуитивному и чувственному пониманию сути вещей. Но нереальные черты такого отождествления, при котором желаемое выдается за действительное, свидетельствует либо о неспособности ясно различать окружающую действительность, либо о нерешительности и колебаниях. И то, и другое может вести к безответственности.

Человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет "волшебных отношений". Он не только хочет приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг. Такой человек обожает околдовывать других. Он остро реагирует на чужие оценки, но не хочет брать на себя большую ответственность, которая вытекает из его отношений с другими людьми.

Для детей, отдающих предпочтение фиолетовому цвету, мир -это волшебный край. Вероятно, для такого взгляда на мир есть свои основания, но вряд ли имеет смысл сохранять такое восприятие мира и во взрослом состоянии.

Выбор фиолетового цвета может быть связан с гормональной активностью и деятельностью желез внутренней секреции во время беременности, а также при нарушении функций щитовидной железы,

Люди, отвергающие фиолетовый цвет, могут проявлять повышенную критичность по отношению к другим и сдержанность в выражении своих эмоций. Так люди часто опасаются оказаться глубоко вовлеченными в любые отношения личного или профессионального характера, в результате чего возникает непонимание своих обязанностей, вытекающих из личных и профессиональных отношений.

Коричневый цвет - это затемненный желто-красный. Импульсивность ослаблена и приобрела более спокойный характер.

Коричневый цвет чувствителен и имеет отношение к физическому восприятию организма. Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важным является ощущение своих "корней":

очага, дома, людей своего рода и племени. Это цвет "стадного чувства", семейного уюта и безопасности.

Если человек предпочитает коричневый цвет, значит у него существует повышенная потребность в физическом благополучии и чувственном удовлетворении, избавлении от какой-нибудь проблемы, которая вызывает у него чувство физического неудобства. Эта проблема может быть вызвана реальной угрозой для жизни или физическим заболеванием. Она может быть связана с конфликтом, который не в силах разрешить человек. Каковы бы ни были причины, речь идет об отрицательном воздействии на организм и его органы ощущений, и поэтому человек придает столь большое значение необходимости создать для тела благоприятное окружение.

Человек, отвергающий коричневый цвет, полностью отвергает потребность в безопасности и комфорте. В этом случае стремление к физическому комфорту рассматривается как слабость, которую следует преодолеть. Такие люди считают, что они созданы из прочного материала и желают выступать перед всем миром как непреклонные индивидуалисты. Они отвергают "стадное чувство", тягу к взаимозависимости, выражаемой коричневым цветом, считают низменным потакать нуждам своего организма. Однако такое подавление способности наслаждаться физическими ощущениями может легко привести к эмоциональному дефициту, что проявляется в беспокойстве и требует каких-то форм компенсаций, включая принуждение себя к половой активности, поиск различных видов физических ощущений.

Черный цвет - самый темный и по сути является отрицанием цвета. Черный - это граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения. Черный - это "нет", противостоящее белому "да". Белый цвет - это чистый лист бумаги, на котором история еще не написана, черный - это конец, за которым ничего нет. Белый и черный - это две крайности, альфа и омега, начало и конец.

Черный - это отрицание по своей природе, означает отказ, окончательную капитуляцию, и он оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находится в той же группе, усиливая черты этого цвета.

Человек, отдающий предпочтение черному цвету, хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения, провозглашает, что все идет не так, как должно идти. Человек поднимает бунт против Судьбы, или во всяком случае против того, как складывается его собственная жизнь. Такой бунт, скорее всего, будет неосмотрительным и неразумным.

Человек, отвергающий черный цвет, выражает более или менее естественное желание не отказываться от чего бы то ни было и сохранять контроль над своими решениями и действиями. Однако, когда такое положение отражает беспокойство, это свидетельствует о том, что человек просит слишком многого.

Мы достаточно часто задаем себе вопрос: "какое время года нам милее всего?". Правда эти оценки достаточно часто меняются, что зависит от настроения, самочувствия и погоды, которая "делает" время года приятнее или нет. Между тем, как утверждают специалисты, у каждого человека свое предпочитаемое время года. И эта приемлемость значительно зависит от цвета времени года, наряду с другими воздействиями природы.

Весной ведущим цветом считается желтый. Он самый светоносный из трех основных цветов, он излучает радость и оптимизм. Это действие распространяется на все оттенки, происходящие от него.

Летом, согласно теории времен года, господствует в качестве основного цвета - голубой. Это он придает всем оттенкам лета холодный голубоватый подтон. Типична для лета дымчатая вуаль, придающая многим краскам сдержанную элегантность.

Осенью определяющий цвет - красный. Такие цвета, как яично-желтый, каштановый, медный и cливo-вoфиoлетовый с их сильным световым излучением расставляют теп/.Die акценты. Красноватые цвета насыщены и выразительны.

Холодный синий - основной цвет зимы. Хотя тон задают чисто-белый и густой черный, но все же прохладный цветной мазок ощутим повсюду в ледяных тонах светлых красок - таких, как светящийся красный, синий, едко-розовый и желтый, - типичных для зимы. Теплые "уютные" краски из осенней палитры кажутся рядом с зимними цветами неуместными и тяжелыми.

Меланхолик, как рассудительный человек, ценит упорядоченные отношения, скрытен и склонен к бездействию. Цвет, родственный ему по сути, голубой. Он действует на него успокаивающе, сдерживающе, пассивно и прохладно. Дает меланхолику так нужную ему гармонию, удовлетворенность, расслабление.

Время года, родственное меланхолику, - лето. Это время расцвета природы, земли, растительности и животного мира. Человек, являясь частью этого, также оптимистичен как вся природа. Свет и тепло, как основные условия биологического развития, действуют на меланхолика воодушевляюще. Свет и тепло гармонизируют чувствительного и неуравновешенного меланхолика с природой. Она "облегчает" ему жизнь, вытесняя пессимизм, характерный для него. Лето всегда оптимистично особенно в широтах, где времена года цикличны и ярко выражены. Можно даже сказать, что меланхолик -это индикатор времен года. Весной он просыпается от зимней спячки, идет навстречу возрождающейся природе. Летом он расцветает под влиянием солнца и тепла - источников жизни на земле. Осенью меланхолик увядает вместе с природой. В силу самой высокой из всех типов темперамента чувствительности он циклично переходит из одного состояния в другое. Пессимизм осени совпадает с пессимизмом меланхолика и он подытоживает свой жизненный путь в очередной раз, и так год за годом. Родственный голубой цвет меланхолика должен иметь компенсирующее дополнение. Таким компенсатором высокочувствительного, легко расстраивающегося, тревожного, пессимистичного, необщительного и тихого меланхолика является спектр красного возбуждающего цвета. Близкие к красному и теплые оранжевый и желтый придают меланхолику импульс к действию, активизируют его. Эти цвета создают иллюзию лета (света и тепла), что соответствует потребности быть гармоничным с живой природой, цветущей и радужной.

Флегматик любит покой и устойчивость, обладает сильной (работоспособной) нервной системой. У него уравновешенный, стабильный темперамент, он часто пассивен и ориентирован на внутренние источники импульсов и побуждений. Он осмотрителен, рассудителен и благоразумен, внушает доверие и надежность.

Цвет в сущности родственный ему - зеленый. Он действует на него успокаивающе, еще более стабилизирует и придает равновесие с внешним миром. В зависимости от цветовых нюансов зеленого цвета различают два подтипа флегматика. Первый - А тип - предрасположен к желтоватым нюансам, что стимулирует в нем приветливость и веселость настроения. Второй - В тип - предпочитает голубоватые оттенки зеленого, которые охлаждают его и так спокойный темперамент, способствуют еще большей сосредоточенности. Эти голубоватые нюансы зеленого помогают флегматику интровертироваться, что выражается в дистанцировании от внешнего мира.

Время года, близкое ему по сути различается в зависимости от типа А или В. При варианте А предпочтение отдается осени - времени увядания природы. В этих условиях интровертированный субъект находит смысл своего существования.

При варианте Б флегматик видит счастье в лете. Оно его будоражит, поднимает самочувствие, активность, настроение. В психологии существует и другое мнение по поводу подтипов. Некоторые авторы (Теплов Б.М., Небылицын В.Ф.) считают, что существует два типа меланхолика: возбудимый и тормозной. Последний часто принимается за флегматика. По предпочитаемому времени года (лету) - это ближе к точке зрения и автора этих строк. Неслучайно, что компенсирующие цвета близки к предпочтениям меланхолика. Флегматик предпочитает теплые, активные и оживляющие красный и желто-красные тона.

Сангвиник - веселый и открытый человек. Он общительный и отзывчивый, непринужденный и жизнерадостный, предрасположен к лидерству и не склонен к беспокойству. Настроение, преобладающее у него всегда оптимистично. Это, пожалуй, самый адекватный и адаптивный тип темперамента.

Цвет, родственный ему по сути- желтый. Он действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело и легко, приветливо и оптимистично. Внешнее воздействие желтого цвета гармонизирует с внутренней активностью, хорошим самочувствием и оптимистичным настроением.

Время года, родственное сангвинику - весна. Это время возрождения, перспективы дальнейшего бытия н м.фе.

Но бесконечный оптимизм и жизненный энтузиазм требует компенсации в виде дополнительного фиолетового цвета, который дает равновесие. Также неяркие, темные тона могут несколько приглушить фонтанирующий темперамент сангвиника. Сангвиник - вообще большой жизнелюб и для компенсации этого бытийного счастья ему необходим интравертирующий, абстрактно существующий фиолетовый цвет.

Холерик - ориентированный на внешний мир тип темперамента. Он общителен, импульсивен (легко и быстро реагирует и включается в ситуацию, порой переоценивая себя). Возбудимость и активность часто выливается в агрессивное поведение. Изменчивость и непостоянство сопутствует его мыслям, чувствам, поступкам. Холерик отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных его формах. Недаром революции, как экстремальные и разрушающие формы делали холерики и маниакальные личности. А известно, что любимый их цвет был и остается красный. Под красным стягом Россия жила больше 70 лет, а Китай продолжает и дальше идти под красным цветом.

Цвет, близкий по сути халерику, красный во всех его вариациях. Он еще больше стимулирует холерика, его динамичность, активность, темпераментность и вызывающую броскость.

Время года, родственное холерику - зима. Она остужает его безудержность и взрывчатость. Если для меланхолика зима - мертвый сезон года и жизни, то для холерика - это адекватность внутренней горячности и внешнего холода, стужи.

Компенсирующие цвета: голубовато-красный, который приглушает слишком общительный темперамент, в то же время не доводя холерика до несвойственной ему пассивности. Пассивность больше всего угнетает холерика. Уравновешивающе действует на безудержный темперамент дополнительный зеленый цвет: он стабилизирует импульсивность мыслей, чувств и поведения.

  Личные предпочтения цветов связаны с симпатией - антипатией, которые возникают при отборе того или иного цвета. Определение личного цветового типа тоже опирается на теорию времен года. Подбирая одежду или косметику, т.е. создавая свой цветовой тип, каждый исходит из своих природных предпочтений (времен года в частности). Если при этом происходит гармоничное сочетание цветового типа (внутреннего) и внешнего самооформления, то человек чувствует себя удовлетворительно. Это же подкрепляется или не подкрепляется окружающими людьми, которые видят либо гармонию, любо дисгармонию в другом человеке.

Человек должен чувствовать и понимать эстетичные сочетания, которые подсказывает природа. Сама природа человека стремится оптимально комбинировать цвет волос, кожи и глаз человека, используя три основных цвета: желтый, красный и синий и дополнительные белый и черный.

В зависимости от генетического склада человека образуются четыре основные типа, которые удивительным образом соответствуют световому настроению природы в разные времена года. Весенний тип с золотисто-медовым оттенком кожи и волос четко согласуется с основанными на желтом веселыми тонами этого времени года. Летний тип с несколько голубоватым подтоном кожи и пепельно-светлыми волосами гармонируете голубоватыми, благородными красками лета. Осенний тип, часто веснушчатый и рыжеволосый, своей выраженной пигментацией напоминает о красноватых оттенках осенней листвы и урожая. Зимний тип со светлой кожей, темными волосами и лучистыми светлыми или черными глазами являет в своем облике такой же контраст, какой мы находим в зимнем состоянии природы. Однако цвета, наилучшим образом гармонизирующие с внешним оформлением человека, совсем необязательно должны преобладать в оформлении его жилища. Тип темперамента (психический тип) и цветовой тип могут существенно отличаться друг от друга! Здесь важно искусство оптимизации трех составляющих: времени года, типа темперамента, цветового типа. Конечно же, основным критерием оптимизации трех компонентов является состояние индивидуума, его самочувствие, активность, настроение.

         Становится все более очевидным, что в эпоху ноосферы может вступить только высокоинтеллигентное общество, каждый член которого способен понимать и чувствовать ответственность за судьбу биосферы и вести себя сообразно с этой ответственностью. Последнее может быть достигнуто только при привлечении знаний, выработанных за тысячелетия гуманитарными науками в области культуры, образования, воспитания и нравственности.

           Назрела потребность в создании разветвленной программы образования, воспитания и просвещения населения, начиная с детсада и школы. Необходимо уделить самое серьезное внимание подготовке и публикации научно-популярной литературы и наглядных пособий,  рассказывающих об уникальности природы.

Из большой наблюдательной практики людей известно, что каждому человеку в зависимости от зодиака четко определен благоприятный набор драгоценных камней и перечень камней, который ему противопоказаны. Причина этого природно-целительского свойства раскрывается в гармонии излучения камней и вибраций человеческого тела.

Особенно хорошо это свойство выражено у детей, что и способствует проявлению их классификации по цветовым типам.

Зная какими цветными карандашами чаще всего пользуется ребенок можно кое-что узнать о его характере. Ниже приводятся краткие характеристики "цветных детей".

"Желтые" дети более всего предрасположены к творчеству (на языке цвета желтый означает духовность, связь, но и опасность):

желтый нимб над головами святых, желтые почтовые ящики, желтый флаг карантина. "Желтые" люди - свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и у кого основной моральный принцип - не выделяться, не умничать. С другой стороны "желтый", будучи фантазером, может в своих фантазиях оторваться от земли, зайти далеко, и тогда существует ограничение, угроза "желтого дома". `Желтый" ребенок - мечтатель, фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего. Когда он вырастет, он будет предпочитать интересную, разнообразную работу, всегда во что-то верить, на что-то надеяться и жить будущим, а в настоящем он, как правило, неприспособленный и непрактичный.

"Фиолетовые" дети живут богатым внутренним миром и будучи одновременно "желтым", отличаются от них артистизмом. Фиолетовый цвет означают ночь, тайну, мистику, маскировку, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость, эстетичность, скромность, воздержанность, мученичество. Такие люди чувствительны, их легколагипнотизировать, они возбудимы, стремятся производить впечатление и при этом способны посмотреть на себя со стороны, но очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

"Красные" дети, напротив, открыты и активны. Красный цвет -цвет крови, жизни, здоровья, энергии, сексуальности, силы, власти, войны, революции. Когда-то красную одежду могли носить только короли, сенаторы, генералы, кардиналы, палачи, а красный флаг поднимали революционеры. Очень трудно родителям с "красными" детьми: живыми, непоседливыми, возбудимыми, ломающими игрушки, непослушными. Когда они вырастут, то их высокая работоспособность будет определяться стремлением добиться успехов, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда - интересы сегодняшнего дня превыше всего: напористость, эгоизм.

"Сине-зеленые". Данный цвет - индикатор состояния нервной системы. У тех кому он нравится, нервы перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый имеет уже истощенную нервную систему. Нервное истощение определяется характером: серьезным, волевым, принципиальным, педантичным, внимательным, контролируемым, когда человек очень боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, скомпроментировать себя, вызвать в свой адрес критику. Не случайно "сине-зеленый" означает воду, лед, холодность, глубину, принцип, гордость, престиж, тщеславие. Поэтому очень важно "сине-зеленого" ребенка уберечь от излишней регламентации, необходимо предоставить ему больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание поощрением, не требовать учиться только на пятерки.

Немного реже чем выше перечисленные, встречаются "зеленые", "оранжевые", "коричневые", "черные", "серые" и "белые" дети.

"Зеленый" ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в "зеленую" личность: консервативную, боящуюся перемен, которая ничето не приносит, кроме потерь, - требуется особое творческое воспитание, умение внушить чувство надежности, открытости, интереса.

"Оранжевые" дети легко возбудимы, как "красные" и "желтые". На это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат не потому, что что-то случилось, а так, без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу прибавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама - это цвет становится навязчивым, неприятным, он раздражает и опустошает.

"Коричневые". В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого уходит вовнутрь, не осознается, но проявляется в компенсаторской потребности. Существует много причин коричневого дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, принадлежность к асоциальной группе (среде), участие вместе со взрослыми в драматических событиях - эвакуация, бегство, эмиграция и, наконец, умственная неполноценность. Тогда приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах в зимнее время коричневый цвет у "коричневых" детей становится способом создания своего особого, закрытого и надежного маленького мирка, источника скромных желаний: вкусно покушать, поспать в мягкой постели, испытать физическую близость.

"Черные". Черный цвет, как цвет угрозы, конца и смерти,совершенно противопоказан детям. Его редкое предпочтение свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Когда в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый цвета, то может появиться яркая натура драматического актера, о чем свидетельствуют результаты конкурсных приемов в театральные училища. Прибавим предпочтение или отрицание сине-зеленого цвета и мы получим ситуацию, когда бурный сценический успех приводит в неврологический диспансер.

"Серые ". Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, заботы, бедность, отгороженность. Собственно, "серые" дети исключительно редки, но ими бывают довольно часто особенно тихие, несмелые, замкнутые дети. "Серая" ситуация возникает, когда ребенок отгородился или его отгородили: в новом классе, в новой школе, при бойкоте, во время экзамена. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет, - первый признак усталости.

"Белые". И, наконец, белый - цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Его можно любить только в условиях исключительной ситуации. У подростка: наступление половой зрелости при полной неосведомленности в этой области, длительное пребывание в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемена места жительства, при полной смене образа жизни и др.

 

Контрольные вопросы для домашнего задания

1. Роль и задачи эстетического воспитания.

2. Взаимосвязь эстетического вкуса с творческими способностями.

3. Каково динамическое взаимодействие личности с ноосферой?

4. Суть формулы К.Э.Циолковского о пути становления творческого интеллекта.

5. Что означает понятие `интегральный ток творческой личности` ?

6. Какова роль информации в духовном развитии общества ?

7. Каковы, по понятию К.Э Циолковского, цели космоса ?

8. Понятие В.И.Вернадским человеческого разума как космического явления.

9. Вывод А.Л.Чижевского о космическом единстве человека и микроба.

10. УМ как управляющий механизм кибернетического гомеостаза экосистем.

11. Интегральная система сопереживания как управляющий механизм коллективного сознания.

12. Какова роль энергоинформационного поля Земли в ноосфере ?
        13. Каково воздействие науки и техники на окружающий нас мир ?

14. Каковы результаты глобальных экологических изменений природной среды ?

15. Роль питьевой воды как продукта питания.

16. Каковы воздействия на здоровье человека ` мягкой` воды ?

17. Какова суть понятий `биофильный голод` и `привнесенные вещества` для питьевой воды ?

18. Каковы последствия обезвреживания питьевой воды хлором ?

19. Какова роль драгоценных камней в экологической культуре человека ?

20.  Влияние цвета на психофизиологию человека.

21. Какова психологическая  интерпретация симпатии человека к различным цветам ?

22. Каковы цвета времен года ?

23.  Виды зависимости  темперамента от цвета.

24. Зависимость генетического склада человека от эстетичного сочетания цветов природы.

25. Характеристика  `цветных` детей.

 

14.11.2008

www.viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован