1. Человек – Ноосфера
Земля переживает геологический процесс становления ноосферы под воздействием научной мысли человечества: “Появление разума и наиболее точного его выявления – организации науки – есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, ранее выделяющееся в биосфере” [2]. Тем более важен вопрос о “феномене человека” [13], о том, что есть разум. Если не сводить смысл термина “искусственный интеллект” к техническим средствам и логике, которые “всего лишь сервис, необходимый для эксплуатации систем имитации” [3], то наука разработала инструментарий для моделирования разума, во всяком случае, его интеллектуальной компоненты. В 1993 году рынок коммерческих систем искусственного интеллекта оценивался в 0,9 млр. долл.
Сегодня компьютер обыграл чемпиона мира по шахматам. Наука вплотную подошла к проблеме искусственного разума. Моделирование функций интеллекта “должно быть тесно связано с основной задачей, которая стоит перед всяким живым существом, в том числе и перед человеком, - отражением внешнего мира для построения соответствующего поведения”. Ш. А. Губерман.
Наше сознание отражает мир объектов. Для осознания объектов необходимо знать их свойства. Поскольку наши чувства есть продукт молекулярного тела, то воспринимать как реальность мы можем только молекулярные объекты. При этом информационным сигналом кроме слова, могут быть физический, химический и биологический языки живой природы. Физические информационные сигналы могут быть механическими, акустическими и электромагнитными (оптико- и радиодиапазоны); химические воспринимаются преимущественно через обоняние и вкус, биологические – в разнообразии гормонов (алломоны, ферромоны, кайромоны, депрессоры, аутоингибиторы и т. д.). Способность объектов с помощью информационных сигналов взаимодействовать с окружающей средой, познавая ее свойства, и определяет модель мира как сознание данного субъекта.
Логически наиболее фундаментальным свойством любого объекта является “обладать свойствами”, без которого объект не существует для познающего сознания. Двумя другими фундаментальными свойствами являются: “состоять из других объектов” и “входить в другой объект”. Мир, или Вселенная, - единственный объект, не входящий ни в какой другой и включающий все остальные на различных уровнях вложения. Обобщая эмпирические данные в виде теории, познающее сознание привносит некоторые объекты, не определяемые через другие, но через которые, в конечном итоге, определяются все остальные (интеллектуальное сознание). Привлекательна точка зрения о триединстве материи, энергии, информации. Мир можно рассматривать в качестве обобщающего имени этих объектов.
Сложная сетевая самоорганизующаяся нейронная структура – мозг – идеально приспособлена к отражению постоянно изменяющегося окружения. “Развитие структуры мозга медленно изменяется в течение всей активной жизни и определяется, в значительной мере, ее информационным содержанием. Приобретенные знания и умения “запаиваются” непосредственно в структуру системы” [3]. Элементарный процессор – нейрон – способен осуществлять широкий класс преобразований входных сигналов ( в частности, обучаться распознаванию образов). Ансамбли нейронов могут быть функционально специализированы (“процессоры”) и локализованы, но в ситуациях экстраординарных (травмы) другие участки мозга могут брать на себя функции поврежденных. Как отдельные нейроны, так и процессоры могут по-разному объединяться друг с другом, образуя сети.
Память– это нейронное хранилище ассоциаций. Образование и распад ассоциаций составляет основу обучения. В один образ связываются (ассоциируются) прежде разобщенные образы восприятия, памяти, собственных действий. В основе формирования ассоциаций лежит процесс затягивания ритмов активности отдельных нейронов в единый ритм. При прекращении внешних влияний узоры из образовавшихся фазовых соотношений в ансамблях нейронов сохраняют информацию о событиях, приведших к их возникновению. Ассоциации, не поддерживаемые повторными сочетаниями, саморазрушаются сначала быстро, а потом все медленнее, по экспоненте с отрицательным показателем степени [11].
Преобразование внешних сигналов в единый внутренний код и наличие в мозге “центральных представительств” каждого соматического органа обеспечивает ему возможность образного моделирования ситуаций, передавая модели от процессора к процессору в соответствии с их специализацией. Объекты моделей сенсорно эквивалентны объектам окружающего мира, и “именно поэтому мозг – это не простое устройство, перетасовывающее по некоторым правилам знаки, значение которых, в конечном итоге, ему недоступно, а когнитивная система, предметно понимающая смысл той информации, с которой оперирует”[11]. Для этого достаточно выбирать из памяти комплексы сигналов, соответствующих той или иной реальной или ранее смоделированной ситуации, направлять их на обработку тем же процессорам, которые анализируют сигналы, поступающие непосредственно из внешней среды и (или) соматических органов.
Строительным элементом языка является слово. Наиболее важное из слов – имя объекта. “ Имена объектов, то есть те слова, которые чаще всего используются для их обозначения, включаются в состав предвосхищающих схем, посредством которых воспринимаются сами объекты” [7]. Полагаем, что существует два основных “нейронных слоя”: сеть чувств-образов, отражающая мир объектов, данный нам в ощущениях, и вербальная сеть – результат обобщения. Вербальная сеть может постоянно надстраиваться. Ее нейроны специализированы и эволюционно могут быть представлены в виде трех слоев.
Архаический (дограмматический) вербальный слой: каждому объекту ставится в соответствие (физическая связь) нейрон-слово. Этот нейрон является вершиной иерархической сети отдельных компонентов-образов объекта, каждая из которых может быть связана (ассоциирована) с другими объектами и компонентами данного. В этой связи интересен вопрос о “сущности” объекта как о минимальном наборе составляющих объектов и их свойств.
Необходимость уточнения направления движения, местоположения, времени порождает служебные слова языка, а с ними словоформы. Появляется множество слов-нейронов, не имеющих физической связи со словами, представляющими реальные объекты внешнего мира. Но сами по себе это те же нейроны с тем же физическим аппаратом (hardware), и с ними допустимы те же операции. С этого момента появляется вербальная система perse и третий вербальный слой – современный грамматический.
Современная вербальная система – первая абстрактная система человеческого мозга, и грамматика, вероятно, первая наука.
Таким образом, ноосферу можно представить в виде замкнутой (или свернутой) сети, узлы которой – объекты – связаны друг с другом дугами различного вида отношений. Сеть свернута, поскольку корни (основные аксиоматические объекты) и терминальные вершины совпадают. Одним из доказательств единства, или связности, ноосферы является то, что современные естественные науки, производные от разума микромира, оперируют понятиями, равно относящимися как к мега-, так и к микромиру. Поэтому сеть – есть самое фундаментальное понятие в науке о моделировании сложных систем, поскольку любая “система” представляется своими элементами и связями, то есть сетью.
Сеть нейронов, возбужденную ситуационной обстановкой, назовем ситуационным полем, объединение нейронов аксиологической (ценностной) и телеологической (целесодержащей) памяти – разумным дополнением. Объединение ситуационного поля и разумного дополнения назовем разумным полем. Тогда мышление процессуально можно представить как поиск путей в ситуационном поле, периодически и по мере надобности расширяемом до разумного поля. Высшим результатом мышления является пересмотр и изменение разумного дополнения.
Слово есть логический адрес некоторого нейрона (или ансамбля нейронов) вербальной сети, закодированный либо буквами алфавита, либо формой звуковой волны. Процесс преобразования внешнего сигнала во внутренний код является аналогом процесса трансляции оператора некоторого языка программирования в физический адрес памяти компьютера. Тогда текст (речь) есть программа образования и (или) актуализации ассоциаций, состоящая из операторов – предложений. В этом смысле восприятие речи “не отличается от других форм перцептивной активности” [7].
Наиболее важной, принципиальной является проблема формирования и структуры телеологических и аксиологических баз знаний (памятей), на основе которых формируются стратегия поведения человека и временные целевые установки. Эта проблема – философский вопрос о высших целях – переводит в чисто практическую задачу принятие “правильных” решений. Из философии выросла наука ноосферология, исследующая отношения между познающим разумом и познаваемой Природой. Соглашаясь с мыслью о разуме как о венце Творения, мы неизбежно приходим к выводу о Природе, мыслью познающей самусебя.Но тогда “все, что останавливает движение мысли – ложно… Смысл жизни в вечном искании. И только в искании можем мы найти что-нибудь действительно новое” [15]. Слово и логика есть продукт созданный самим человеком и если человечество перейдет на телепатийную форму общения реально существующей в Природе, то это будет переход на новый уровень цивилизации.
2. Видимый и невидимый мир ноосферы
Планета Земля, как капля воды в космосе, летит вокруг Солнца со скоростью в три раза быстрее пули ( 30 км/сек). При этом вращается вокруг собственной оси, выдерживая вращение вокруг себя Луны. Движение Солнца не позволяет Земле замкнуть круг своей орбиты. Поэтому движение планеты Земля вокруг Солнца осуществляется по спирали.
Спирально-вихревой характер движения свойственен веществу нашей Вселенной. Следовательно Земля не может завершить свою орбиту, так как движение Солнца оттягивает постоянно планету вперед. Поэтому в каждой точке орбиты Земли присутствует прошедшее, настоящее и будущее время. Этот пространственновременной фактор является внутренним свойством любой живой системы. Время – волновая форма движения материи. И как время находится в движении, так и пространство находится в движении. Все это приводит к заполнению пространства вибрационными слоями. Со входом Солнечной системы в созвездие Водолея, появилось Новое Время. Изменился момент сжатия, свертывания времени и смена направления Вектора Времени в точке его приложения с переходом к развертыванию, расширению. В Новом Времени начался процесс утоньшения вибраций, пробуждение способностей человека к восприятию Духовного Мира [23].
Поверхность планеты Земля состоит из 70% мирового океана и только 30% суши. Температура планеты такова, что вода может находиться в трех агрегатных состояниях: кристаллическая – плотные вибрации; от коллоидного до идеальной жидкости – средние и тонкие вибрации; газообразное – вибрации на атомно-молекулярном уровне.
Все живые системы содержат воду. Человек на 70% состоит из водной среды: кровь, коллоидные растворы, лимфы и др. Мозг содержит до 90% воды. Вода является мощным энергоинформационным носителем.
Биосфера – это пространство, в котором обитают живые организмы. Верхняя граница биосферы – озоновый экран, а нижняя – ниже дна мирового океана. Поэтому биосфера, как кабина космического корабля, защищает органическую – гуманоидную жизнь планеты от всяких космических проникновений вплоть до астероидов и метеоритных тел. Биосфера переполнена различными электромагнитными колебаниями, включая радиоволны, виброволны и торсионные поля, которые являются носителем информации. Поэтому образуется энергоинформационная пирамида, основанием которой служит тяжелый вибрационный слой, уходящий в Землю; средний вибрационный слой – на поверхности Земли и океана; тонкие вибрационные слои, уходящие в Духовный Мир. Поэтому “духовный мир или мир мысли и эмоций представляет собой многомерный мир с этажами разной тонкости, способными проникать друг в друга и взаимодействовать друг с другом по определенным правилам, среди которых решающую роль играют не физические Законы, а духовные, моральные и нравственные установления” [3].
Фактически, в нашем видимом мире все, начиная с электромагнитных волн, полей, молекулярных объектов, заполнено информационными программами и представляет голографический виртуальный компьютер ( невидимый мир ноосферы). Следовательно, вся Вселенная состоит из нескольких миров:
1. Физический мир, самый грубый, где возможно производить работу на молекулярном уровне. Энергия тонкой материи может концентрироваться, собираться, сгущаться производя творческие изменения и превращения (энергия ЦИ).
2. Астральный мир (тонкий мир) создается энергиями чувств, иллюзий, фантазий и желаний. Материя астрального плана эластична и подвижна. Для духовного роста человека никакого значения астральные энергии не имеют. Человек может по горизонтали зациклиться в астральном плане: теряет радость, прокручивает одни и те же события, видит все в неприятном свете.
3. Ментальный мир – уровень организации мысленных форм, уровень организации информации. Мир преобразования и зарождения мысли. Материя в виде алгоритмов, условий, матриц и программ. Носителями информации являются спинорные (торсионные) поля. Вибрации ментального мира еще более тонкие, чем в астральном. Поэтому, для вхождения в ментальный мир, требуется ментальная тишина, безмолвие, паузы между мыслями. Прием: смотреть на морскую волну, пейзаж, любоваться огнем.
4. Духовный мир (мир Причины) – мир тонкой и сверхтонкой информации, представленной образами голограмм. В теории физического вакуума ( А. Е. Акимов – Г. И. Шипов) каждая причина имеет свой образ, который не смешивается с образами других причин. Все сохраняется, и потому прошлые наработки (свои или рода) – это те условия, та задача, которую необходимо отработать, очистить, чтобы выйти в тонкие уровни Вселенной. Мир Причины – самый нижний уровень Духовного мира, где и происходит преобразование информации или развитие причинно-следственных связей (Кармы).
Причина, появляется поле, возникает среда, в которой разворачиваются действия, производится работа сил на ментальном, астральном плане и проявляются в физическом плане и управляют процессом.
Раз возникла работа сил, возникли и потоки – человек должен отрабатывать Карму. Цепочка - “что посеешь, то и пожнешь”.
5. Мир Буддхи. мир Законов и Принципов, по которым действует Дух. Мир силы. Человек может войти в него, если разовьет парадоксальное мышление и освоит парадокс.
6. Нирванический мир. Войти в его вибрации и получить просветление возможно только после освоения вибраций Мира Причины, что означает знать Законы его и жить по ним.
7. Абсолют (Божественный мир). Это мир жизни Духа и жизни в Духе. Постигается Мудростью и Творчеством.
Следовательно, все семь миров нашей реальности вложены друг в друга, как матрешки, отличаясь между собой вибрациями. Аналогично, как макрокосмос, так же и микрокосмос – человек представлен послойно и состоит из семи тел:физическое, эфирное, астральное, ментальное, причинное, буддхическое и нирваническое. Взаимодействия микрокосмоса с макрокосмосом осуществляются в ноосфере [24].
Ноосфера – мир Разума человека, созданный им в Сотворчестве с Духовным миром, является сложной матрицей “виртуального компьютера”.
Ноосфера пресыщена информационными сгустками, менталами, мыслеформами, духами, энергетическими потоками.Поэтому экокультура состоит из условий, алгоритмов, ритуалов, программ, которые должен знать и выполнять человек, чтобы не нарушить причинно-следственных связей и обезопасить себя от негативных сил энергоинформационных потоков. Это может выполнить только тот, кто достиг уровня экологической культуры.
3. Теория причинности
Все виды взаимодействий как живых организмов, так и в технических устройствах осуществляются по причинно-следственным связям (ПСС). Чтобы ответить на какое-то “почему? ”, надо знать причину и проследить ее следствие.
Взаимодействия, образующиеся между человеком и окружающей его средой, являются сложными причинно-следственными связями на психо-энергоинформационном уровне и называются Кармой [23].
Человеческие тела в организме взаимодействуют по принципу: причина, изменение энергии, возникновение силы, проявление действия как следствия и устанавливается причинно-следственная связь. Физическое тело способно непосредственно влиять на физический мир и более тонкие миры. Поскольку в нашем теле содержится до 70% воды, то информация в виде голограмм записывается водой и может храниться, использоваться, творить и быть орудием творчества. Болезни – это есть нарушенные ПСС. Эфирное тело– проводник жизненной энергии ЦИ, видится в виде волосков, стоящих перпендикулярно к коже на расстоянии 10-15 см и имеет цвет молодого цветка персика. Астральноетело – проводник желаний, чувств, эмоций и является фантомом физического тела, может отделяться от него и действовать самостоятельно, получать впечатления без посредства физического тела и его органов. Примеров таких очень много описано в литературе и в истории. Яйцеобразная астральная газообразная аура может быть видима и сфотографирована. Она предназначена для обслуживания сигналов души. Погашать тяжелые эмоции от окружающих или смягчать, а слабые сигналы –усиливать. Ментальное тело является проводником и преобразователем мыслей, служит равновесием стихий: Огня, Воды, Земли, Воздуха. Причинный образ этого равновесия – четырехлепестковый тюльпан над родничком. Такое состояние ментального тела может быть только у высокоосознанного духовного лица. Фактически, из-за двойственного противоречивого мышления, беседы с внутренним оппонентом, порождают коллоидноподобное силовое поле – ментал (типа медузы) – результата взаимодействия противоречивой мысли с вакуумом и окружающим пространством. Ментал искажает принцип зеркального отображения, стягивает разрозненные поля мертвых, конденсирует их, втягивает в себя, закрывает Источник Жизни и гаснет для Духовного мира. Переразвитие ментала внутренним оппонентом ЭГО приводит к полевой форме “седалища” на голове и к трагическим последствиям. Причиной может быть накопление усталости, когда тело начинает перестраиваться под новую силовую форму, изменяется состояние воды и протоплазмы в клетках, что ведет к заболеванию организма. Это сигнал, что у человека сбой и неприятности по судьбе. Тело Причин(казуальное) определяет начало восхождения к Абсолюту и представляет собой опыт воплощения Души, который проявляется в виде характера человека в зависимости от условий его жизни. Способности человека, талант, свойства записываются в Причинном теле в виде зародышей, которые необходимо развивать. Тело Причинности является низшим аспектом Духовного тела и в нем присутствует память воспоминаний прошлого, качества остальных тел, опыт сознания (подсознания) и сверхсознания, а также носитель нашей воли.
Вся Вселенная, живые и неживые объекты имеют Причинное тело, в котором содержится информация о составе, структуре и свойствах объекта и эта информация не исчезает. В противном случае исчезнет объект. Поэтому теория причинности является основой основ нашего мироздания. Именно каждая причина имеет следствие и каждое следствие имеет причину, обусловливающую связь с программным обеспечением. Записанная информация требует либо доразвития по цепи причинно-следственных связей, либо разрядки познанием. Механизмом считки информации являются методики тонкочувственного восприятия с внутренним озарением. Это означает, что целитель должен обладать высокочувствительными руками, которые могут улавливать по ощущению “тепло” или “холод”, покалывание, плотное, мягкое поле и диагностировать состояние тонких тел или энергетических потоков в согласии с мысленным заданием и умственным восприятием. В целом, человек обладает большей чувствительностью, чем приборы.
Схема пространственного расположения человеческих тел в организме представлена на рис. 3.
Если все вышерассмотренные тела, в основном, находятся в состоянии статики, то Причинное тело представляет собой движение потоков энергии вверх с качественным изменением уровня своих вибраций. Следовательно, ритуалы экологической культуры на втором уровне должны способствовать настройке и очистке тела Причин. Когда тело Причин настроено, человек может развивать Буддическое тело как путь расширения сознания. Три причины нарушения развития буддического тела:
1) познание без наработки сознания, без практики, без осознания;
2) подвластность своему ЭГО и неведение об этом;
3) разделение мира на двойную оппозицию – это возбуждает сознание и оно неправильно отображает явления, искажает Реальность.
Нирваническое тело связано с системой центров удовольствия в лимбической системе мозга. Если человек разрушит эти центры, то восстановить их будет невозможно, наступает духовная смерть. Развитие нирванического тела происходит с расширением сознания. Познание является силой, которая тянет человека, ему интересно и он стремится к Прогрессу, соответствуя Единому Вселенскому Закону, достигает стадии озарения ( Мудрости ).
Теория Причинности включает в себя наработанные человечеством духовные знания в области философии, физики, народной медицины Востока и Запада и достижений современного естествознания.
План Причин – тот рубеж, на котором начинается осознание и творческое взаимодействие с окружающей человека средой обитания – ноосферой. В результате человек приобретает свой природный дар познавать себя и помогать другим людям и окружающей среде. При этом открываются основные аспекты духовного познания, осознания и озарения. Именно это позволяет человеку подойти к своей главной задаче – преображению себя в нового человека [35].
4. Духовный мир человека
Современное человечество вышло в космос, опустилось в глубины океана, готовится к освоению Луны и Марса, а фактически в естествознании застряло консервативно на Ньютоновском механистическом познании. Сегодня синергетика дала прорыв нашему мировоззрению и мы осознали, что Земля, Солнце, Галактика, Вселенная – это “живые” системы разумно построенного мироздания [41].
Представление о человеке как о единстве тела, души, духа (биологического, социального и духовного), которое сложилось еще в Древней Греции, является достаточно общепринятым и сейчас. Религия и искусство убеждают нас, что человек еще и существо одухотворенное, обладающее внутренним сокровенным миром, недоступным земному знанию, связаным с высшей духовной инстанцией. Образование и искусство осуществляют проявленные тенденции поворота цивилизации в сторону развития духовных ценностей человеческой Целостности Личности. Однако, проникновение наук к глубинам знаний биологии, физики, психологии вызывают все больше наше опасение в том, что они могут быть использованы не для благоденствия общества, а во вред человечеству. Морально-нравственный уровень занимающихся исследованием в генной инженерии, кибернетике, психологии и т. п. должен быть достаточным, чтобы не совершить гибельное для самого человечества безответственное использование своих открытий [40].
“ Мы на пороге новой культуры – синтеза глобального духовного сознания и глобального научного Знания” – Н. Н. Моисеев. Поэтому путь к духовному восприятию экологической культуры должен проходить не только через разум, но и через сердце каждого Человека на Земле. “ Надо самому начать быть по-новому. Надо вспомнить о своем духовном инстинкте и свой ум преобразовать в мудрость” – И. А. Ильин. Могущество знания и мудрость – есть роковая воля богов. “ Ученый должен иметь нечто большее, чем знание: он должен обладать мудростью, то есть знание плюс сознание его ограничений” – В. Франкл. В своих мировоззрениях взаимодополнение и непротиворечивость знания и веры допускали: А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, К. Г. Юнг, А. Д. Сахаров и др. Мы перед гигантскими катаклизмами социального и геокосмического плана в бессилии их предотвратить, располагая высоким уровнем научно-технических знаний. В истории человечества общеизвестны примеры единения человеческого знания на основе веры масс в единство людей перед Богом. Религия, в сочетании с государственным обустройством, нередко обеспечивала относительно стабильное развитие целых этносов и наций на протяжении многих сотен лет. Как правило, утрата первоначальной чистоты одухотворенности религии приводила к развалу империй и цивилизаций. Свидетельством того, что религия и вера являются важным связующим в единении наций, можно привести исторический факт возникновения для разных цивилизаций, своего рода, специфических доктрин:
1. Буддизм – на основе духовного сосредоточения до отрешенности (Индия).
2. Даосизм и конфуцианство – на основе подчинения человека единому порядку на Земле и во Вселенной (Китай).
3. Ислам – на основе практически-потребностного отношения Человека и Природы (Арабский мир).
4. Христианство – на основе осознания взаимоотношений человеческой личности и Бога (слияние духовных наследий трех цивилизаций – греческой, римской и восточной).
Конечно, на сегодняшний день Христианство подверглось страшным сектантским модификациям, свидетельствующим о том, что религия является составляющей материальных и интеллектуальных, социальных потребностей общества. Утрата религией роли объективного духовного ориентира, первородной нравственной чистоты приводила к развалу управляющей государственной системы. Определенная часть духовности массы может сохраниться и вне рамок религии и искусства, выражаясь в обычаях, традициях и нравственно-правовых нормах обычного уклада экологической культуры [48].
“ Какова высота знания – такова и религия” – П. Сорокин. Поэтому мы сейчас начали приближаться к осуществлению опыта единения согласованного человеческого знания на основе реального представления о его достоверности и границах в рамках, так называемой, философской веры (К. Ясперс) или ноосферологии как науки.
“Настоящая наука есть только зачаток того великого здания, которое построится в будущей жизни, непременно построится! И мы поймем некогда начало всех вещей Земных и Небесных. Мы поймем и что такое человек, душа, разум и значение истории, и различных живых существ, и природы духов, падших и блаженых.И, что важнее всего, поймем во всем этом Разум Божий, который есть “мера и правило всех вещей”. – Ориген.
Информация в нашем обществе, наряду с материей и энергией, становится самостоятельной фундаментальной сущностью и превращается в реальную производственную силу, ведущую людей к организации общества с экологической культурой[43].
5. Теория следствий
Духовный мир по плотности своих вибраций может изменяться в зависимости от среды. Вакуум вибрирует, а молекулы колеблются. Мощные горные кристаллические структуры, залежи полезных ископаемых т. п. излучают колебательные волны. Электромагнитные волны Земли могут искривиться, втягиваясь в карстовые пустоты или отталкиваться в аномальных точках. Жизнь есть борьба электромагнитных иерархий. Во многих случаях наблюдаются постоянные взаимодействия всех видов излучений, включая космические, вибрационные, торсионные, в результате чего образуются поля причинности, которые создают силу, проявляющую себя по вектору направленности в действии, что и является следствием [44]. Следствие, как энергоинформационное образование может застабилизироваться в образе, энергетическом сгустке, в голограмме и т. д. Например, первобытный человек-охотник, совершая наскальный рисунок животного так входил в его образ, что создавалась голограмма. Силовое поле этой голограммы моментально проявляло как следствие в сознании человека ландшафт с данными пасущихся животных. Охотнику оставалось только географически или интуитивно вычислить и достигнуть этого ландшафта [39].
С развитием ноосферы появляется виртуальное сознание, виртуал, виртуальный мир. Категория виртуальности заставляет по-новому взглянуть на старые представления, на объективности “реального” мира [36]. Зрительная система видимого мира лишь поставляет человеку сенсорные стимулы, а человек сам строит из них образы предметов, а также переживания и чувства, сопровождающие восприятие этих объектов. Это, в свою очередь, означает, что образ объективного мира является виртуальным, со всеми характеристиками виртуальной реальности. Понятие виртуальности предполагает, что то, из чего порождается виртуал, то есть константная реальность, дух, находится в активном состоянии, живет, дышит, имеет источник питания – в этом смысле акт творения, порождения непрерывен – как только он прекращается, виртуал прекращается [43]. Аналогия построения миров и тел человека означает подобие человека микрокосмоса – макрокосмосу – в этом и претворены виртуально все сотворенные реальности. Поэтому сохранение виртуала – есть сохранение личности. И эта проблема как социальная, так и глубоко индивидуальная, интимная. Эфирное (энергетическое) тело человека фантом его физического тела. Личность – есть виртуальный человек.
Психика человека должна уметь ориентироваться в пространстве и во времени, быть способной адекватно отражать пространственно-временные отношения реальности. Это механизм актуализации, который проще выразить “здесь и теперь”. Сам процесс выделения из хаоса фрагмента уже есть его упорядочивание, следовательно, в нем не может быть ни того, что вверху, ни того, что внизу. Чем более развита и тренирована психика, тем в более сложный образ она может вселиться [36].
Самообраз подобен свечке, поставленной между двумя зеркалами, позволяет психике отражать нетождественность вещей самим себе. Это свойство сознания смотреть из себя на себя называется рефлексией. Чем больший опыт рефлексии имеет личность, тем в более сложный образ она в состоянии вселиться [36].
Для дальнейшего развития теории следствий, необходимо дать понятие энергии и информации. В реальности существует отличие вещей друг от друга (пространственность) и отличие их от самих себя (время). Информация – это самостоятельная антологическая категория, то есть признается ее независимое существование вместе с пространством-временем. Информация – актуальная или потенциальная структура пространства-времени и трансформация ее в действительность, называется энергией. Энергия – это спектр возможных структурных изменений (действий) реализуемых в направлении, определяемом участием в этом процессе информации. Например, лев выходит на охоту, голод образует причину и из поджелудочной железы вибрации поступают в мозг. Образуется силовое поле, сканирующее пространство. Виртуальная информация поступает в сознание льва. Так, стадо буйволов еще на том берегу реки, а саванна заполнена слонами, носорогами. Следствие – время охоты еще не наступило. Не судьба. Лев переносит охоту на следующие сутки. Энергия сохраняется, не расходуется и не пополняется, а только убывает и силы слабеют, возрастает эмоциональная напряженность голодного зверя. Негативная информация и не реализованная энергия приводит к уничтожению возможных структурных изменений, то есть хаотизации и наступает процесс диссипации (рассеивания) нереализованной энергии [44]. Следовательно, следствие состоит из двух факторов:
1). энергии, обеспечивающей проявление сил (причин), осуществляющих действие;
2). информации, определяющей направление действия этих сил.
“Информация – это фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественно-количественного разнообразия. Проявленная информация присуща особым формам актуального бытия. Она наблюдаема, измеряема и используется для поддержания жизнедеятельности систем. Непроявленная информация – это информация в потенциале, исходно присущая миру в его потенциальном бытии, но скрытая (в том числе от человеческого сознания) до своей возможной востребованности (…). Фиксируемая человеческим сознанием, непроявленная информация при следствии может быть трансформирована в отображаемую (идеальную), после чего получает возможность “материализоваться”, то есть перейти в материально-закрепленную форму.
Информация присутствует только в структурированной Вселенной, в хаосе информации нет в силу диссипации [41].
Энергия – причина действий, направленных на изменение структур пространства и времени. Энергия существует в потенциальной и актуальной формах. Потенциальная энергия объекта или структуры определяет возможные действия, которые могут произойти в результате деструктуризации. Например, любой материальный объект характеризуется максимальной энергетической емкостью, исчесляемой по формуле Эйнштейна ( Е = mc2). В актуальной форме энергия затрачивается на осуществление работы по созданию новых структур либо по их уничтожению, во время текущего события” [35].
Человек для того и наделен разумом, сознанием, самосознанием и воображением, чтобы компенсировать ослабленные, по сравнению с животными, инстинкты и управлять своим поведением, когда ему предстоит сделать тот или иной выбор.
Опыты К.Бакстера о регистрации дальнодействующих “сигналов сочувствия и сопереживания” между растениями и между растениями и животными, а также между людьми, показали, что когда погибало в кипящей воде одно растение, датчик, установленный на листве другого такого же растения, выдавал электрический импульс, который регистрировался прибором. Причем этот импульс - “крик” по своей физической природе был таким же, какой выдает человеческий организм при стрессе. Опыты с животными, когда на подводной лодке в одном океане причиняли боль крольчатам, на другой такой же лодке в другом океане крольчиха – мать вздрагивала и дергалась.
В. И. Вернадский считал, что даже целые биосферы далеких планет ежеминутно (непрерывно) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией [44].
Наряду с широко известным механизмом контактной передачи информационного сигнала от клетки к клетке (синаптическая коммуникативность) в природе существует, так называемая, эфаптическая коммуникативность, когда сигнал передается не от клетки к клетке, а на расстоянии через пространство. Источником и приемником такой резонансно-полевой информации служит генетический ансамбль на уровне энергий квантовых взаимодействий микрочастиц. Эксперименты К. Бакстера, Д. Бома и К. Прибрама позволили открыть наличие механизма передачи информации на расстоянии через интуитивный канал на бессознательном уровне, за счет врожденного компонента (сочувствие и сопереживание) [42]. Представив эту компоненту как духовной составляющей Личности, христианство осуществило представление о Личности Человека как о единстве человеческого и Божественного, об утверждении Бога внутри каждой Личности в виде способности к сопереживанию и совести. О том, что “ Бог с нами”, “Бог внутри нас“ писали Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. Л. Франк, К. Г. Юнг, А. Адлер, А. Швейцер, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев и многие другие представители философии, психологии, теологии, литературы и поэзии во все времена. З. Фрейд отчетливо показал, что в человеке огромное место занимает неосознаваемое, гораздо больше, чем осознаваемое. Затем К. Г. Юнгом в Аналитической психологии были раскрыты структуры неосознаваемого сознанием в виде двух уровней: подсознательного и бессознательного, в котором личностное бессознательное и коллективное бессознательное (архитипические образы). Любое живое существо от момента зарождения (не рождения!) приобретает набор видовых бессознательных устремлений, то есть врожденных инстинктов, которые не имеют чисто наследственного характера и обусловливают энергию, направление (причину и следствие, Карму) и способ развития его как организма на протяжении всей жизни:
1. инстинкт самосохранения;
2. инстинкт продолжения рода;
3. инстинкт обновления информации.
Эти врожденные инстинкты и есть те компоненты бессознательного составляющих личности, которые наравне с сознанием и подсознанием участвуют в ее формировании.
Биохимия и биофизика уже располагают данными обращения бессознательной информации как по каналам между клетками, так и по каналам полевой связи, скорее всего резонансной связи как между клетками своего организма, так и между ансамблями клеток разных организмов.
Метеобиология, космобиология, биоритмология, а также древняя “лженаука” астрология приводят согласованные и убедительные коррекции бессознательного в человеке с Духовным миром. Человек – это духовное существо, которое осознает ценность самого себя, свое прошлое, свое будущее. Для этого он должен держать под контролем свое ЭГО и наладить через осознание связь Души с Разумом. Человек находится внутри Природы, тем не менее, он трасформирует Природу, превосходит ее. Человек - не просто творение Природы, он – участник этого творения. Поэтому он должен созидать себя как Личность в плодотворной ориентации, на основе любви и добра, обусловливая высоконравственную экологическую культуру [49].
14.11.2008
www.viperson.ru