Анатолий Быков два года сидит в тюрьме. Не дает интервью и не светится на телеэкране. Благодаря этому его рейтинг остается настолько высоким, что его рассматривают как реального кандидата в губернаторы. При удачном для него стечении обстоятельств.
Анатолий Быков два года сидит в тюрьме. Не дает интервью и не светится на телеэкране. Благодаря этому его рейтинг остается настолько высоким, что его рассматривают как реального кандидата в губернаторы. При удачном для него стечении обстоятельств.
Наши лидеры общественного мнения и властители дум взяли за правило говорить о Быкове несколько снисходительным тоном. Ну да, есть у нас такой депутат и бизнесмен с несколько криминальным прошлым. Депутат как депутат, что еще рассуждать-то. Ничего личного. Иногда даже покровительственные нотки звучат. Сейчас это легко. И даже полезно. По краю слухи ползают всевозможные: будто бы Кремль того не станет любить и поддерживать, кто окажется другом Быкова. Вообще говоря, на Кремль в общем и на его конкретных обитателей можно было бы и не обращать внимания, не будь они так назойливы и преисполнены собственной значимости. К ним вынуждены прислушиваться. Пусть себе. Но вот факт - позиция Кремля не определена, не знают они, на кого ставить. По той простой причине, что и с нашими кандидатами плохо знакомы.
При этом по одному красноярцу мнение вполне сформировано - это Быков. Если без высокой политики, то негативная оценка того же Волошина в глазах очень многих людей может выглядеть очень даже неплохой характеристикой. Практически наградой. Все же помнят, каких только ничтожеств не поддерживал пресловутый Кремль.
Мы говорим о феномене Быкова? Так их было два. Один - до Лебедя, второй - во время губернаторства генерала. И, между прочим, как там ни называй Быкова - бандит, депутат, учитель физкультуры, - а ведь он выходил в большую политику во многом благодаря тому, что так называемые чистые и честные политики, наша элита, оказались слабее. Во всех смыслах. Был период до Лебедя, когда Быков выходил в политику. Вы же помните, с чего он начинал? Говоря научным языком политических астрологов, у него был гигантский антирейтинг. Многочисленные разоблачительные заметки в разных средствах массовой информации сформировали довольно-таки зловещий образ. Может быть, кровь невинных младенцев и не пьет, но близок. Половину Бадалыка ему приписывали однозначно.
Но, когда начались выборы в Законодательное собрание, оказалось, что ни краевая власть, ни политическая элита (часть которой шепотом осуждала Быкова) ничего толкового придумать не смогли. И противопоставить кого-то из своей среды, честного и чистого, тоже не сумели. Быков победил в первом туре. Это дало повод некоторым столичным деятелям заявить: в Красноярском крае криминал рвется к власти.
Каким образом реализовывалось это стремление к власти, так и осталось непонятным. В качестве депутата Быков ни разу не продемонстрировал никаких попыток хотя бы пролоббировать собственный бизнес. В этом смысле больше оснований было бы говорить, что врачи рвутся к власти или телеведущие какие-нибудь.
Свою роль Быков сыграл на губернаторских выборах, это сомнений не вызывает. Победа Лебедя была обеспечена двумя обстоятельствами. Первое - это то, что Зубов с помощью своей команды умудрился проиграть. И второе - поддержка Лебедя Быковым. Но опять-таки странность. Имидж Быкова - в особенности за пределами края - оставался неизменным: криминальный авторитет, который рвется к власти. Почему это обстоятельство не сыграло свою роль, почему избиратели не отвернулись от Лебедя? Даже если принять во внимание региональные особенности электората - ну не настолько же отличаются красноярцы от остальной России! Должно же что-то быть, кроме раздкваемого усиленно имиджа криминального авторитета. Бабушки-то почему голосовали, которые вовсе не при делах?
Собственно, очень многое в феномене Быкова прояснилось в период его конфликта с Лебедем. Прежде всего - сама причина. Борьба с криминалом появилась уже после, а реальная причина - несогласованность в финансовых вопросах. Быков, предприниматель с нехорошей репутацией, предложил схему наполнения бюджета края. С раскладом - в какие отрасли можно вкладывать дополнительные деньги. Лебедь, честный политик и защитник народа, вообще не понял, причем тут бюджет. Да. схема хорошая, но по какой такой беде нужно делиться с бюджетом? Он что, чей-то родственник, этот бюджет? Публично это звучало так: "Что на эти деньги можно сделать? На каждого выходит по пирожку с капустой".
Конфликт начался. И как себя вели при этом наши политики? Поначалу - никак! Они ведь все еще не потеряли надежды оказаться полезными Лебедю и упускать сво шанс не хотели. Из-за какия то пирожков с капустой. Кстати, через некоторое время эта смелая гражданская позиция обернулась потерей угольной отрасли края. Тогд речь об угле - Красноярской топливной компании. До того момента как Быков открыто выступил против Лебедя, в Красноярске просто не существовало оппозиции. И тут она вдруг начала формироваться. Эти честные и хорошие люди вдруг вспомнили, что они, в общем-то, патриоты, у них имеется своя принципиальная позиция и они все время только и делают, чт болеют за интересы края. Видимо, весь предыдущий период они пребывали в обмороке - болезнь за интересы обострилась. Вот таким незатейливым способом у нас появилась оппозиция. Которая, кстати, с самого начала не желала признавать родство с Быковым. Или, по крайней мере, не делала этого публично.
Последние выборы в Законодательное собрание края. Оппозиционный блок "Наши" набирает 20 процентов, "Блок Быкова" занимает третье место. Им удается собрать большую часть антирейтинга Лебедя. Но вот опять же вопрос: а могла ли возникнуть такая ситуация, если бы не выступление Быкова осенью 1998 года? И та информационная база оппозиции, которая до этого же времени с громадным воодушевлением лепила образ строгого генерала, который слуга царю и отец солдатам? Никогда.
Понятно, что Быков не вполне обычный депутат Законодательного собрания края. И его криминальный имидж тут вовсе ни при чем. Опять же на последних выборах это наглядно продемонстрировал Вилор Струганов, то есть Паша Цветомузыка. Человек уважаемый, с солидным тюремным стажем. То, что он получил на выборах при массированной поддержке краевой администрации, заметим, - это просто слезы. Так что любовь красноярцев к бандитам - несколько придуманное понятие.
Может быть, все проще? То, на что не принято было обращать внимания? Когда были депутатские приемные и каким-то бабушкам незначительным помогали? Чуть-чуть. Или когда церкви строились? А может быть, потому, что не был политиком - в нашем, красноярском смысле слова. Когда выгодно или страшно, можно говорить одно. И забывать, что говорил вчера, когда уже не выгодно или не страшно?
Есть еще один вопрос. Авторитет Быкова пытались объяснить неисчислимым его богатством. Во-первых, слухи об этом несколько преувеличены. Во-вторых, есть в крае не меньше сотни людей, чье состояние больше, чем у Быкова. Но они почему-то предпочитают держаться в тени. Как-то странно. Если Быков нажил капиталы бесчестно, почему он не стесняется тратить деньги? И почему честные бизнесмены и политики делают вид, что они бедны до последней степени?
Да и не политик он по большому счету. И рейтинг у него неправильный. Просто фон у нас подходящий. Сильных по-прежнему не наблюдается.
11.06.2002
http://bykov.info/in.php?act=site&cat_id=182&start_an=&start=