"[...] Фильм Дениса Евстигнеева ,,Займемся любовью" - очередной вариант нестареющей истории ,,еще раз про любовь". Сами авторы в релизе ,,пришпиливают" картину на стенд распространенного сегодня ,,молодежного муви": ,,приключенческий эротический триллер об эпидемии любви среди молодежи". Но это лишь рекламный трюк. Как эротики, так и саспенса в картине практически нет. А вот ,,эпидемия любви" в этом кино (впрочем, как и в реальности) среди юных жителей студенческого общежития и в самом деле распространяется тотально. Даже профессор читает студентам лекции исключительно о... любви. (На самом ли деле подобные семинары проводятся для первокурсников или, что очевиднее, возникают в горячечном сознании самих влюбленных - неизвестно.) Только профессор вполне добросовестно исследует это эфемерное вещество на вкус, запах, цвет. С философских и житейских высот. Как же отличить этот эфир от страсти или от секса? Определить пересечение биологического и духовного? Необходимого и случайного? А может, и правда все сводить к ,,встрече организмов"? Но что делать, если ты посылаешь e-mail с признанием любимому, а он не отвечает, полагая, что ты - вирус? [...]
В фильме нет традиционного для молодежной мелодрамы треугольника. Есть пересекающиеся линии. Одна - путь Тюленя собственными ,,темными аллеями" к своему главному чувству. Вторая - история трагичной любви первокурсников Лизы и Точило. Решившаяся назло возлюбленному выйти замуж за нового русского, Лиза гибнет. Ее Ромео по кличке Точило поначалу выглядит резиновым пупсом, хорошеньким манекеном, самцом, обслуживающим подруг по общежитию. И лишь к трагической развязке в его герое ,,просыпаются" ранимость, способность к рефлексиям.
Гибель Лизы авторы преподносят буднично и очень быстро. И оттого правдиво. На острие эмоционального взлета - побег со свадьбы Лизы. Общежитие ликует, пенится шампанским белый триумф любви. Белый, потому что вспороты подушки и пух снежной фатой укрывает уже обреченных влюбленных.
А потом следует эпизод, признаюсь, вызвавший искреннее недоумение. После смерти героини и опознания ее тела в морге друзья бредут рассветной порой домой. И когда их обливает дождем поливалка (,,фонтан" в честь кино 60-х), друзья весело, дурашливо хохочут. Слишком молоды? Инфантильны? Эгоистично безмятежны? [...]
Фильм явно выходит и за рамки распространенного ныне жанра ,,молодежной картины": в диапазоне от популярных ,,яблочных пирогов" до стильных ,,крампаков". Картину с провокационным названием ,,Займемся любовью" отличает нежность, при всей раскрепощенности и сленговой фривольности целомудренный взгляд на первую любовь.
Не будем выстраивать далеких векторов к литературным первоисточникам, на поверхности другие аллюзии: с ,,Влюбленными" Эльера Ишмухамедова, героями данелиевской ,,Я шагаю по Москве", незабываемой райзмановской ,,А если это любовь?". В фильме Евстигнеева тот же мучительный поиск истины, страх ошибки. И вместе с тем опытный режиссер не пытается ,,косить" под тинейджера. В его фильме есть некоторая отстраненность опыта, связь с традицией кино шестидесятых, шпаликовская интонация непонятной печали, гулких шагов в пустом метро. [...]".
Лариса МАЛЮКОВА "Ждали секса, а пришла любовь". Новая газета,
28.02.2002
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=304