Professor of Golitsyno Military Institute, doctor of law, colonel Krasinsky Vladislav
Источник опубликования: Красинский В.В. Финансирование терроризма преступными организациями и осужденными исправительных учреждений // Современное право. 2016. № 4. С. 88-92.
Терроризм как сложно организованная система постоянно трансформируется: происходит изменение сил, средств, форм и методов деятельности, совершенствование маскировки и управления, возникновение новых взаимосвязей.
К числу современных тенденций развития террористической деятельности, обусловленных трансформацией терроризма, относится сращивание террористического бандподполья с организованными преступными сообществами.
Данная тенденция проявляется в организации подконтрольных бандподполью преступных групп общеуголовного характера с целью финансирования террористической деятельности; создании бандформирований, полностью укомплектованных лицами, отбывшими наказание за совершение преступлений террористического характера; формировании «тюремных» «джамаатов» в учреждениях исполнения наказаний, осуществляющих активную религиозно-экстремистскую обработку осужденных и сбор денежных средств в т.н. «бейтумал» («казну мусульман»); использовании членами бандформирований связей в криминальной среде для приобретения поддельных документов, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и др. предметов, изъятых из гражданского оборота.
Актуальной проблемой противодействия терроризму становится нейтрализация угроз финансирования террористических структур и организации их противоправной деятельности из мест лишения свободы.
Регулярное и адекватное финансирование террористической деятельности является жизненно важной основой существования любой террористической организации. Пресечение финансовой подпитки позволяет уменьшить масштабы и интенсивность террористических акций, снизить активность организационного ядра, функционеров и пособнических сетей бандподполья.
Анализ практики работы правоохранительных органов позволяет выделить ряд демаскирующих признаков, свидетельствующих о возможном финансировании и ресурсном обеспечении криминальными структурами террористической деятельности. К их числу относятся:
- формирование организованной преступной группы на этнической основе;
- создание и деятельность предприятий и бизнес-структур, аффилированных с организованной преступной группой;
- использование участниками преступных групп и их связями из числа представителей национальных землячеств и диаспор альтернативных систем денежных переводов («хавала»);
- отбывание наказания лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, в т.н. «черных» зонах, где ими организуются и поддерживаются неконтролируемые администрацией исправительных учреждений каналы связи;
- наличие устойчивых конспиративных связей между криминальными структурами, действующими на «воле», с «тюремными джамаатами» и «братьями» в исправительных учреждениях.
Организованные преступные группы, сформированные на этнической основе, как правило, тесно связаны с террористическими и экстремистскими структурами.
Часть общеуголовных преступных формирований, прикрываясь лозунгами «джихада», совершает грабежи и разбойные нападения, занимается вымогательством денежных средств у чиновников и предпринимателей, совершает иные преступления корыстного характера для обеспечения своей деятельности. Традиционная в прошлом для Северо-Кавказского и Южного федеральных округов практика «заряжания флэшек» с вымогательством денег от имени «муджахидов» и «амиров» бандподполья получила распространение в других регионах Российской Федерации, в местах компактного проживания выходцев из Северного Кавказа.
В ряде случаев под боевые «джамааты» создаются специальные преступные группы, основной задачей которых является их финансирование и ресурсное обеспечение.
С другой стороны, этнические криминальные группировки нередко трансформируются в религиозно-экстремистские ячейки, начинающие «идейную борьбу» с органами власти и управления. В ходе расследования уголовных дел с квалифицирующими признаками составов «Кража», «Разбой», «Мошенничество» и др. правоохранительными органами неоднократно выявлялись факты организации, подготовки или совершения преступлений участниками «джамаатов», которые осуществляли сбор денег или оказывали финансовые услуги для пропаганды терроризма, рекрутирования в ряды международных террористических организаций, снабжения членов бандподполья.
Этнические организованные преступные группы, как правило, оказывают значительную поддержку террористам. При этом активно используются платежные системы, переводы электронной валюты, безналичные расчеты в небанковской сфере и другие финансовые инструменты.
Этнические криминальные структуры задействуют возможности альтернативных систем денежных переводов. Для осуществления перевода по такой неформальной платежной системе следует обратиться к содержателю пункта «хавала» (действуют под прикрытием туристических фирм, пунктов обмена валюты, магазинов), передать необходимую сумму и назвать получателя. Адресат перевода получает денежные средства в необходимой ему валюте (за вычетом процента за услуги по переправке). После проведения переводов осуществляется взаимозачет. Данные о клиентах, получателях и переводах фиксируются в т.н. «бухгалтерии» в кодированной форме. Данные обстоятельства, являющиеся демаскирующими элементами системы «хавала», используются правоохранительными органами при документировании и доказывании преступной деятельности, связанной с финансированием терроризма.
Денежные средства, добытые преступным путем, легализуются с помощью аффилированных с криминальными структурами организаций. Как правило, эти организации связаны со строительной, торговой или кредитно-банковской сферами. Организованные преступные группы стремятся установить контроль над представляющими интерес хозяйствующими субъектами и бюджетообразующими предприятиями путем постепенного выдавливания неугодных учредителей и директоров.
Обслуживающие криминальные структуры частные охранные предприятия используются для «крышевания» мелких и средних предпринимателей.
В ходе работы по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию финансирования террористической деятельности следует учитывать наличие устойчивых конспиративных связей между криминальными структурами, действующими на «воле», с «тюремными джамаатами» и «братьями» в исправительных учреждениях.
Особенности режима содержания осужденных в «черных» зонах (возможности проноса и использования сотовых телефонов, «кони», «дороги» и др.) позволяют спецконтингенту организовывать неконтролируемые администрацией исправительных учреждений каналы связи с «волей» (как правило, по линии связи «осужденный – пособник»). Коррумпированные должностные лица уголовно-исполнительной системы получают и передают осужденным по террористическим и экстремистским статьям денежные средства, приобретают и доставляют в места лишения свободы мобильные телефоны.
Правоохранительными органами фиксировались факты организации устойчивой связи и попытки координации террористической деятельности бандподполья со стороны лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы («черных» зонах). Осужденные за совершение преступлений террористического характера, пользуясь мобильными телефонами с выходом в интернет, нередко сами организуют финансирование террористической деятельности, создавая и используя «исламские» сайты и закрытые группы в социальных сетях.
Как представляется, изучение актуальных вопросов противодействия финансированию терроризма организованными преступными группами и спецконтингентом исправительных учреждений необходимо проводить с учетом ряда оговорок.
Во-первых, перечисленные в данной статье признаки, свидетельствующие о возможном финансировании и ресурсном обеспечении террористической деятельности, не являются исчерпывающими.
Во-вторых, изменение тактики преступной деятельности и совершенствование представителями криминалитета, а также членами террористических структур мер конспирации при организации и сопровождении финансирования террористической деятельности вызывают появление новых демаскирующих признаков, своего рода индикаторов для правоохранительных органов.
В-третьих, указанные признаки зависят от особенностей конкретного региона (инвестиционная и миграционная привлекательность, уровень развития финансово-кредитной системы, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, криминогенная ситуация и др.), профессионализма членов криминальных структур и террористических ячеек, степени коррупционной пораженности органов власти и управления, эффективности правоохранительных органов и др. факторов.
Результаты аналитической работы по оценке демаскирующих признаков, свидетельствующих о возможном финансировании террористической деятельности организованными преступными группами и спецконтингентом исправительных учреждений, носят сигнальный характер, поскольку позволяют смоделировать наиболее вероятные каналы и источники финансирования, и могут служить основанием для проверки причастности установленных лиц к террористической деятельности бандподполья или оказанию пособнической помощи.
Учитывая специфику обстановки на линии противодействия финансированию терроризма, в качестве приоритетных задач правоохранительных органов по пресечению финансовой подпитки террористической деятельности со стороны криминальных структур можно выделить:
- разработку этнических преступных групп и членов конспиративных ячеек религиозных общин («джамаатов») из числа выходцев из мусульманских республик Российской Федерации и приграничных государств ЦАР;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и бизнес-структур, аффилированных с этническими организованными преступными группами; выявление источников и каналов финансирования этими структурами террористического бандподполья;
- выявление и пресечение каналов связи, финансирования и материально-технического обеспечения лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, с находящимися на свободе членами террористического бандподполья;
- выявление и пресечение попыток финансирования террористических ячеек и боевиков – одиночек в Российской Федерации из-за рубежа;
- выявление и разработку пособников, осуществляющих финансовое, ресурсное и материально-техническое обеспечение этнических организованных преступных групп и бандформирований;
- выявление и пресечение попыток использования участниками преступных групп и их связями из числа представителей национальных землячеств и диаспор альтернативных систем денежных переводов для финансирования бандподполья.
Как представляется, последовательное решение этих задач в рамках противодействия финансирования террористической деятельности позволит нормализовать криминогенную обстановку и создаст необходимые условия для ограничения и прекращения деятельности на территории Российской Федерации организационных структур, законспирированных террористических ячеек и пособнических сетей террористических организаций.
Важнейшими предпосылками для сокращения интенсивности и географических масштабов террористической деятельности остаются пресечение рекрутирования новых боевиков – террористов (в том числе из числа осужденных) и нарушение воспроизводства идеологической, финансовой и ресурсной базы террористических структур как на «воле», так и в местах лишения свободы.