Я затрону две темы, о которых начинали говорить, но мне бы хотелось довести их до логического конца. Итак, бизнес. Какие у него задачи? Максимизация прибыли. Можно по-простому сказать: заработать деньги и не сесть в тюрьму. Задачи государства какие? Чтобы не было войны всех против всех. Обеспечить правила игры, систему сдержек и противовесов, чтобы государство существовало, обеспечить нормальную жизнь граждан.
У нас происходит совершенно иное. Идет сращивание власти и бизнеса. Логика такая, и об этом начинал говорить Осовцов, что государство начинает играть по правилам бизнеса. Т.е. оно не заботится о гражданах, а стремится получать максимальную прибыль и пытаться максимально закрепиться на этих властных позициях. Получается так, что, при наличии безумного Стабилизационного фонда и золотовалютных запасов, принимается 122-й закон, принимается Жилищный кодекс, и у бедных, нищих граждан вытаскивают последнюю копейку. А чиновники, которые сидят на теплых местах, создают свой бизнес и делаются все богаче.
Мне, как представителю граждан, очень хочется что-то от этого Стабилизационного фонда получить.
Нам тут говорили про региональные вещи. Я бы сказала о коррупционной ситуации с выборами. Недаром мы с Гражданским конгрессом последнее время проводим дискуссионные клубы под названием "Криминальные выборы". Выборы, действительно, криминализуются, потому что суммы, которые на них выбрасываются, становятся все больше и больше.
Получается, что деньги соревнуются с деньгами. Приведу простой пример. В выходных я разговаривала с одной дамой из пермского законодательного собрании. Она мне рассказала, что на прошлых выборах у нее вся кампания стоила 3 тысячи долларов. На последних выборах - 100 тысяч. Что это такое? Получается, что тем, у кого нет доступа к деньгам, путь закрыт. Это просто опасно.
Тема вторая, о которой тоже не говорили, ее только упомянули. Это тема о разных интересах крупного, среднего и малого бизнеса. Интересы крупного бизнеса совпадают с интересами власти. Средний бизнес - на региональном уровне. Мелкий бизнес живет все хуже и хуже. Ему ничего не остается делать, кроме как выходить на улицу, подобно лимоновцам, и апеллировать к политическим партиям, чтобы те им помогли. То есть брожения начинаются уже в опоре - в малом бизнесе. Идут попытки самоорганизации. Это как раз и показывает, что если бизнесу дают заработать, то он зарабатывает и нормально существует. Если на него начинают давить, то начинаются различные формы активности. В этом я вижу позитив.
Нам говорили, что у нас общество ни к чему не готово. Гражданское общество живет по криминальным правилам. Я совершенно с этим не согласна. Я как раз вижу всю эту активность. Причем, эта активность идет с разных сторон. Собственно, в этой активности, в ее структуризации, я думаю, что и есть наша единственная надежда.
заседание Круглого Стола "Бизнес и власть в России"
08.06.2005
http://open-forum.ru/members.php?member_id=101