Эксклюзив
08 февраля 2010
7880

Галина Широкалова: Сельская занятость: возможности роста

Весной 2005 г. Нижегородским отделением РОС проведено социологическое исследование сельского населения десяти районов Нижегородской области с целью изучения структуры сельской занятости. В качестве социологического инструментария обследования был выбран метод формализованного фокусированного интервью по "Анкете сельского домохозяйства", что позволило выявить внутрисемейные факторы, являющиеся в селе решающими при выборе стратегии и тактики поведения взрослого населения на рынке труда. Кроме того, анкета, включающая вопросы, характеризующие не только занятость респондента, но и членов его семьи, увеличивает объём получаемой информации о структуре занятости в сельской местности. В результате 387 респондентов предоставили информацию о структуре занятости 917 человек.

Наше исследование подтвердило, что социально-экономические процессы, характерные для Нижегородской области в последние годы, по своей направленности совпадают с общероссийскими и в большей степени определяются федеральной, а не региональной политикой. Заработная плата в сельском хозяйстве продолжает оставаться одной из самых низких по отраслям экономики и не обеспечивает роста производства, воспроизводства населения и рабочей силы. Низкий уровень и качество жизни на селе являются основными факторами миграции социально активной части сельского населения в города. На начало 2005 г. лишь 28% населённых пунктов имело более 100 жителей, тогда как в целом по ПФО - 48%, по России - 36%.

По этой причине в период кризиса АПК проблема сохранения сельхозпроизводства перерастает в проблему сохранения сельских населённых пунктов. Потеряв сельское население, Россия не сможет возродить сельское хозяйство, так как проблемы связанные с постарением сельского населения и миграции молодёжи в города имеют место во всех странах мира. Ориентация аграрной политики не только на сельхозпроизводство, но и на сохранение сельских поселений, даст возможность через расширение их социальных функций создать новые рабочие места, повысить уровень и качество жизни сельских жителей, закрепить кадры на селе.

Необходима консолидация усилий Федеральной службы по труду и занятости с заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего с министерствами АПК, труда и социальной защиты, образования, здравоохранения и культуры. Она могла бы реализоваться в следующих направлениях работы:

- создание Банка данных о вакансиях в конкретных населённых пунктах;

- создание Банка данных о профессиональной структуре выпускников образовательных учреждений различных уровней;

- совместная разработка Модельных программ развития сельской местности в соответствии со "Стратегическим планом социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года", принятой 5.03. 2005г.

Решение вопросов эффективной занятости населения невозможно без развития социального партнерства на рынке труда. Для его стимулирования предлагается:

- принимать участие в разработке и реализации трехстороннего соглашения между администрацией, объединением работодателей и профсоюзов в части вопросов развития рынка труда и занятости;

- включить в состав призывных комиссий работников службы занятости в соответствии со статьей 29 п. 1 Федерального закона "О воинской службе" N 53 от 28.03.98 г. в части вопросов альтернативной гражданской службы;

- активизировать работу по оформлению информационных стендов в ОВД и военных комиссариатах о вакансиях в сельской местности;

- принимать участие в программах ГУВД Нижегородской области, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений подростков.

Для увеличения количества и повышения качества информационных услуг населению, проявляющему активность на рынке труда, а также работодателям:

- усилить связи со СМИ, имеющими значительные тиражи в сельской местности;

- систематически проводить ярмарки вакансий и учебных мест, выездных отделов кадров, в том числе для выпускников учебных заведений.

В условиях несбалансированности численности рабочей силы в сельских поселениях и количества рабочих мест одним из направлений деятельности служб занятости должны стать рекрутинговые услуги с целью территориального перераспределения рабочей силы из трудоизбыточных районов в трудонедостаточные, в том числе вахтовым методом с обеспечением регулярной доставки работников к месту работы и проживания.

Работа Центров занятости требует особой квалификации и навыков, поэтому необходимо:

- постоянное повышение квалификации работников, прежде всего ведущих приём граждан, как через информационные программы, так и психологи-ческие тренинги;

- создание базовых Центров занятости по отработке новых технологий, направленных на комплексное решение проблем занятости в муниципальных районах.

Сельская территория представляет собой сложную и единую социально-экономическую систему, поэтому стратегия её развития не может ограничиваться рамками совершенствования инженерной и транспортной инфраструктуры с целью увеличения производства продукции АПК. Было бы целесообразно в соответствии со "Стратегическим планом социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года":

- создать при Министерстве сельского хозяйства Нижегородской области структуру, аналогичную структуре республиканского Министерства, координирующую усилия различных министерств и ведомств по развитию сельских территорий.

Её участие в разработке районных программ позволит обеспечить согласованность действий различных ведомств по стабилизации, а по возможности и развитию социальной сферы села.

Поскольку специфика ситуации в каждом из 4812 населённых пунктов Нижегородской области не может быть учтена на региональном уровне, областная Модельная программа должна носить рамочный характер, а её реализация основываться в значительной части своих направлений на конкурсах и грантах.

Ликвидация коллективных сельхозпредприятий ставит вопрос о выживании сельских поселений особенно остро. В таких населённых пунктах для создания новых рабочих мест для сельской интеллигенции и работников без специального образования необходимо:

- создавать опытно-показательные (демонстрационные) личные подсобные хозяйства со специализацией "аптекарский огород", агротуризм, сельский туризм и т.д.;

- открывать Дома ветеранов на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха с бюджетным и коммерческим финансированием за счёт промышленных предприятий, организаций, выкупающих у ветеранов их квартиры, а также частных лиц;

- открывать кадетские школы, реабилитационные центры для детей из городских неблагополучных семей на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха с бюджетным и коммерческим финансированием;

- создавать спецшколы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения для детей с трудностями социальной адаптации на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха с бюджетным и коммерческим финансированием;

- создавать на базе реабилитационных учреждений ФАП для сельских жителей близлежащих населённых пунктов;

- устраивать зимние и летние "Студенческие десанты" из студентов высших и средних учебных заведений, получающих образование по профессиям бытового профиля.

Для лиц предпенсионного возраста и не имеющих возможности трудоустройства обеспечить выполнение Постановления Правительства РФ о досрочном выводе на пенсию женщин с 53, а мужчин с 58 лет.

Таким образом, приоритетными группами населения, на которые распространяется деятельность Центров занятости, должны быть не только безработные, зарегистрированные в службе занятости, (прежде всего из социальных групп с низким уровнем адаптивности), но и трудоспособные граждане, имеющие работу, но находящиеся под риском ее потери. Это позволит перераспределить те немногие финансовые ресурсы, которыми располагает Федеральная служба по труду и занятости с выплаты пособий по безработице на создание новых или поддержание существующих рабочих мест.


08.02.2010,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован