17 апреля 2016
2379

Гапоненко В.Ф., Килясханов Х.Ш. Проблемы развития государственной политики России по противодействию коррупции

Д.э.н., проф. Гапоненко В.Ф., к.ф.н., доц.  Килясханов Х.Ш. (Академия управления МВД) Проблемы развития государственной политики России по противодействию коррупции  // Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 234-235.

 

«Как полагает профессор Румянцева Е.Е., при анализе использования понятия «государственная политика» и ее направлений, отмечается слабый уровень теоретической проработанности российского законодательства. По мнению Румянцевой Е.Е., во многих определениях используется единый шаблон понимания государственной политики − цели и соответствующая им система различных мер, осуществляемые компетентными органами государственного управления на основе законодательства. Нередко определения носят размытый характер и не содержат конкретных формулировок цели той или иной политики. Кроме того, по мнению автора в данном понятии игнорируется законодателем научные критерии для его употребления применительно выполнению государством возложенных на него функций [Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия 3-е изд. - М.:ИНФРА-М,2008, С. 450]. В связи с этим Румянцевой Е.Е., предлагается понимание термина «политика» как процесса управления объектом (государством или организацией) в условиях борьбы за власть, ее использования и удержания. Включает в себя две главные составляющие: рациональную − научное обоснование политического решения путем выбора наилучшей альтернативы и нерациональную (субъективную), связанную с личным фактором-уровнем культуры, знаний и опыта лиц, принимающих политические решения, а также расстановкой политических сил.

Если обратиться к Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «О Правительстве Российской Федерации», то в нем обозначены отличные от Конституции РФ направления государственной политики. Так, в ст. 14 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики» − Правительство РФ «вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации»; в ст. 16 «Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере» − Правительство РФ «обеспечивает проведение единой государственной социальной политики»; в ст.19 «Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью» − «участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства» и т.д. В общем, в итоге получается 14 направлений государственной политики, отличающихся по своим названиям от принятых в Конституции РФ. То есть получается, что документ, которым руководствуется Правительство РФ в своей деятельности, содержит противоречия и не может рассматриваться как системный, обеспечивающий эффективность государственного регулирования. Естественно, что такое масштабное несовершенство законодательства не могло, не отразится на осуществлении государственной политики противодействия коррупции, а также на результатах административной реформы и эффективности государственного управления…

В коррупционной экономике главная цель коммерческой деятельности − получение прибыли, в демократической − достижение максимальной ценности производства на основе согласования интересов всех участников данной экономической деятельности (собственников и руководителей предприятия, наемных работников, потребителей, поставщиков сырья и материалов, государства). Коррумпированное государство по своей сущности социально-ориентированным и социально-справедливым быть не может, оно лишь формально декларирует принципы правовой законности и высокой нравственности [Румянцева Е.Е. Нравственные основы экономики. - М.: Инфра –М., 2010., С. 53-55]…»

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован