Д.э.н., проф. Гапоненко В.Ф., к.ф.н., доц. Килясханов Х.Ш. (Академия управления МВД) Проблемы развития государственной политики России по противодействию коррупции // Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 234-235.
«Как полагает профессор Румянцева Е.Е., при анализе использования понятия «государственная политика» и ее направлений, отмечается слабый уровень теоретической проработанности российского законодательства. По мнению Румянцевой Е.Е., во многих определениях используется единый шаблон понимания государственной политики − цели и соответствующая им система различных мер, осуществляемые компетентными органами государственного управления на основе законодательства. Нередко определения носят размытый характер и не содержат конкретных формулировок цели той или иной политики. Кроме того, по мнению автора в данном понятии игнорируется законодателем научные критерии для его употребления применительно выполнению государством возложенных на него функций [Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия 3-е изд. - М.:ИНФРА-М,2008, С. 450]. В связи с этим Румянцевой Е.Е., предлагается понимание термина «политика» как процесса управления объектом (государством или организацией) в условиях борьбы за власть, ее использования и удержания. Включает в себя две главные составляющие: рациональную − научное обоснование политического решения путем выбора наилучшей альтернативы и нерациональную (субъективную), связанную с личным фактором-уровнем культуры, знаний и опыта лиц, принимающих политические решения, а также расстановкой политических сил.
Если обратиться к Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «О Правительстве Российской Федерации», то в нем обозначены отличные от Конституции РФ направления государственной политики. Так, в ст. 14 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики» − Правительство РФ «вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации»; в ст. 16 «Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере» − Правительство РФ «обеспечивает проведение единой государственной социальной политики»; в ст.19 «Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью» − «участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства» и т.д. В общем, в итоге получается 14 направлений государственной политики, отличающихся по своим названиям от принятых в Конституции РФ. То есть получается, что документ, которым руководствуется Правительство РФ в своей деятельности, содержит противоречия и не может рассматриваться как системный, обеспечивающий эффективность государственного регулирования. Естественно, что такое масштабное несовершенство законодательства не могло, не отразится на осуществлении государственной политики противодействия коррупции, а также на результатах административной реформы и эффективности государственного управления…
В коррупционной экономике главная цель коммерческой деятельности − получение прибыли, в демократической − достижение максимальной ценности производства на основе согласования интересов всех участников данной экономической деятельности (собственников и руководителей предприятия, наемных работников, потребителей, поставщиков сырья и материалов, государства). Коррумпированное государство по своей сущности социально-ориентированным и социально-справедливым быть не может, оно лишь формально декларирует принципы правовой законности и высокой нравственности [Румянцева Е.Е. Нравственные основы экономики. - М.: Инфра –М., 2010., С. 53-55]…»