04 декабря 2000
3914

Гарант преемственности, или Шанс на стабильное развитие

Длительное время Прикамье оставалось относительно спокойным регионом. Кто-то называл это "стабильностью", а кто-то - "болотом". Что бы это ни было, одновременные выборы губернатора, мэра Перми и депутатов Пермской городской Думы сделали областной центр очагом острого политического противостояния.

Вспоминая закончившиеся жесткие баталии и предвкушая новые, судорожно начинаешь искать какую-то точку опоры. Областное Законодательное собрание не в счет: там люди занимаются достаточно общими вопросами. Жителям Перми, например, гораздо ближе проблема безвластия в их городе. Поэтому избрание новой городской Думы уже позволяет думать о конкретных перспективах.

В результате политических игрищ город лишился нормального мэра. По крайней мере, мы имели конструктивное сотрудничество городских администрации и Думы. Новый мэр, наверное, тоже будет достойным человеком. Однако некоторое время исполнительная власть будет все же бездействовать. В этих условиях двойная ответственность ложится на городскую Думу и ее руководство. Традиции их взаимодействия с мэрией, созданные в предыдущие годы, послужат фундаментом и опорой для выработки единой программы. Так считает вновь избранный депутатом председатель предыдущей городской Думы Валерий Сухих.

Как уже было сказано, период временного безвластия в Перми явно не закончится днем проведения второго тура выборов. Поэтому, думается, депутаты, состав которых тоже, кстати, несколько обновился, только будут рады присутствию в их рядах опытного и квалифицированного мэра.

Одними из основных направлений в работе городской Думы по-прежнему будут взаимоотношения с областной властью и новой городской администрацией. Поэтому будет, мягко говоря, некстати, если в столь ответственный момент становления в городе новой власти в Думе появятся любители политических спектаклей и интриг. Это не место для дешевых амбиций. Совершенно очевидно, что чем ниже уровень власти, тем меньше роль политики.

Когда Валерия Сухих выбирали председателем предыдущей городской Думы, определяющими были следующие факторы: наличие значительного числа среди депутатов педагогов и медиков; реальная программа; опыт управления предприятием социальной сферы. Однако сегодня оппоненты могут повернуть последний аргумент уже против Валерия Сухих. Нравы и приоритеты меняются, и некоторые уже готовы поспекулировать на тему совмещения должностей руководителя "Пермфармации" и председателя Думы. Но, во-первых, у В. Сухих - квалифицированные заместители на освобожденной основе. Во-вторых, управление предприятием социальной сферы позволяет быть непосредственным участником производственных и общественных проблем. В-третьих, если мы действительно услышим подобные упреки в адрес В. Сухих, будет ясно, что больше ему предъявить ничего не могут.

И еще о совмещении. Этим летом председатель Пермской городской Думы, директор унитарного предприятия "Пермфармация" Валерий Сухих стал кандидатом экономических наук. Тема его диссертации - "Формирование и регулирование качества жизни населения в крупнейших городах России". Тем, кто знает, что значит защитить диссертацию, не надо объяснять, какой объем работы для этого был сделан.

Таким образом, мы имеем в одном лице, возможно, наиболее оптимальный набор качеств, необходимых на посту председателя Пермской городской Думы. Политик, стремящийся к конструктивному взаимодействию всех ветвей и уровней власти, практик и ученый в области муниципального самоуправления и социальных гарантий.

Высокие профессиональные и политические качества Валерия Сухих получили признание и на федеральном уровне. В разное время он был включен и в Совет по местному самоуправлению при президенте РФ, и в Совет представителей органов местного самоуправления при председателе Государственной думы. Причем в президентском Совете большинство составляли представители исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня.

Излишне говорить, что опыт практической работы, научные знания и участие в разработке федеральных программ позволяют Валерию Сухих иметь свой концептуальный взгляд на развитие местного самоуправления. Поэтому те, кто спекулятивно называет городскую Думу послушной, просто не понимают, что значит для профессионала воплотить в жизнь свою концепцию, свою программу. Ему уж точно не до политики. А псевдообличительством занимаются как раз люди, уж точно неспособные создать и реализовать свою программу

Желанное для некоторых, как самоцель, противостояние ведет к недоверию власти. К тому же не надо забывать и о том, что общая проблема объединяет. Многолетняя хищническая политика областной власти по отношению к муниципальным бюджетам заставляла администрацию города и Думу активнее налаживать взаимодействие друг с другом.

Именно об этом был доклад

В. Сухих на пленарном заседании международной научно-практической конференции "Теория и практика развития регионов". Его название - "Особенности регулирования межбюджетных отношений субъекта Федерации и муниципальных образований".

Кстати, это было, безусловно, самое содержательное выступление на том заседании. Были, в частности, определены черты, присущие межбюджетным отношениям во всех субъектах Федерации. Это, во-первых, недостаточная определенность статуса субъекта межбюджетных отношений на местном уровне. Во-вторых, высокая степень централизации доходов бюджетной системы регионального уровня. В-третьих, нечеткое разграничение полномочий между региональными органами власти. В-четвертых, унитарный подход к формированию местных бюджетов субъектов РФ. А также - нежесткость бюджетных ограничений, субъективизм в распределении финансовой помощи, отсутствие заинтересованности в увеличении собственных бюджетных доходов и рационализации бюджетных расходов.

Однако сегодня, по словам В. Сухих, уже разрабатываются концептуальные подходы к стимулированию органов местного самоуправления по наращиванию доходной части местных бюджетов, которые в дальнейшем должны получить развитие в бюджетном законодательстве Пермской области.

Одним из главных направлений в работе городской Думы, по мнению В. Сухих, является внедрение программно-целевого метода исполнения бюджета. Это своего рода алгоритм определения финансирования и отчетности по использованию средств. По городским целевым программам отчетность является поквартальной. По остальной части бюджета эта отчетность проводится раз в полгода или в год. (В некоторых развитых странах целевые программы составляют до 80% местных бюджетов.)

Для характеристики оптимальных взаимоотношений между Думой и администрацией города В. Сухих иногда использует фразу "созидающая конфронтация". Необходимо четкое разделение компетенции и усиление контроля за деятельностью городских управлений и комитетов. Требуется создание контрольно-счетной палаты, чтобы население контролировало каждый бюджетный рубль. Крайне назрела необходимость ревизии деятельности муниципальных предприятий. Оптимизация управления городским хозяйством позволяет реализовать на практике задачи, поставленные в диссертации В. Сухих.

Одним из факторов, определяющих сегодня качество жизни пермяков, является количество защищенных статей текущих расходов бюджета города. В 2000 году их стало 11, что значительно превышает количество подобных статей в 1999 году.

Думается, депутаты новой городской Думы осознают свою решающую роль в обеспечении преемственности власти. И понимают, что после ожесточенных предвыборных баталий их уставшие избиратели мечтают только об одном - о политической стабильности, любви и дружбе.

04.12.2000
www.nk.perm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован