А вот это уже андеграунд чистой воды. Классический контркультурный альбом вечно молодого ребельщика Гарика Сукачева. И не нужно разгадывать: кто это прячется за модным дизайнерским фото с явно не рок-н-рольной (рэперской) распальцовкой и заторможенным взглядом? ЧЕЛОВЕК, создавший все то, что вы можете услышать на новом номерном альбоме "Неприкасаемых", на мой взгляд, совершил невозможное. Если воспользоваться военной терминологией, то можно сказать, что этот партизан, находясь в самой гуще наседающего со всех сторон противника, в самый последний момент ухитрился привести в действие, самодельное взрывное устройство чудовищной мощности... И, при этом, что самое главное, остаться в Живых! Поверьте, что последнее сравнение, использовано мной не для красного словца и имеет самое непосредственное отношение ко всей ситуации, связанной с жизнью Гарика, всей нашей жизнью, и последним его альбомом (в контексте всего происходящего вокруг), в частности.
Теперь по порядку. Первое, что хочется сказать непосредственно автору всего этого отчаянного мероприятия под названием "Третья чаша" - это Большое Спасибо! За ПРАВДУ! ПРАВДУ точно замеченного увиденного и моментально распознанного Явления под названием Развивающийся Российский Капитализм. ПРАВДУ, выраженную Художественно. Надо отдать также должное Гарику: никому из его соратников по цеху (из числа великих - ни Шевчуку, ни Кинчеву, ни Скляру - это из тех, кто пытался) не удалось столь точно и хлестко высказаться по поводу "всей этой Икеи". Вдвойне радостен этот факт в контексте того невероятного личностного подъема "из глубин запредельных" собственных слабостей и пороков, что вместе с предательскими приметами не самого бунтарского возраста начинают одолевать нашего "Оборотня с гитарой". И тогда, вдруг, оказывается, что несколько строчек, попавших в цель - это чрезвычайно много, это дает такую надежду и силу, каковых мне не внушал ни один рок-альбом на протяжении, как минимум, последних 10 лет!
Альбом вштыривает сразу, моментально и бесповоротно, как только ты понимаешь, что гариковское "братское сердце", так трепетно и жутко забившееся на "Ночном полете" и чуть было не остановившееся на "Поэтике", на сей раз, через невероятные перегрузки большой глубины, где залегла, казалось надолго, "Yellow Submarine" Гарыныча, взорвалось диким и яростным (наконец-то!) "Я оборотень с гитарой!".
Фирменная гариковская музыкальная харизма, положенная на острые, хлесткие и прожигающие насквозь метафоры - приговоры, родила немало "маленьких чудес" - песен этого альбома (всего 9, но этого достаточно!). И о каждом "чуде" хочется говорить отдельно. Итак, первый патрон (в адрес тех, кто уже посчитал Гарыныча своим - мягким и пушистым) - "Оборотень с гитарой" - это явный реюнион, абсолютное возвращение Игоря Иваныча к собственным wild years. Жалко, что в компании Шнура, но даже и это не портит общей картины (обратите внимание, как фальшиво и беспонтово звучат и слова и вокал Шнура по сравнению с голосом и текстами Иваныча) и первого впечатления от этого лихого и наполненного внутренней силой ритм-н-блюзового боевика, исполненного с традиционным "неприкасаемовским" оттягом (нечто, наподобие блюзов времен альбома "Реки").
Собственно, все последующие номера вполне укладываются в общую контркультурную (а точнее контр-безкультурную) концепцию альбома, наиболее ярко выраженную в песне "Третья чаша". Ведь речь, как во времена лучших альбомов Гарика, идет о свободе. И, как это ни странно прозвучит, именно этот "ветеран" отечественного рок-н-ролла одним из первых подал голос о засилье и самоутверждении в нашей стране и жизни иной несвободы - диктатуры денег! (Поразительно, но большинство бывших соратников отчего-то не замечают подобных вещей; возможно, в силу собственной причастности умению "сожительствовать с "новой властью"?!). Однако, чем хорош Игорь Иваныч - на своем новом альбоме он не прощает "современному империализму" ни одного выпада в сторону своей свободы. И в этом случае, чудо как хороши все зарисовки быта некого такого домашнего (пока) сопротивленца, в одиночку сражающегося с собственным телевизором - корнем и осью мирового зла - как, например, в песне "Watch TV". (Вообще, если обратите внимание, в этом своем достаточно коротком альбоме Гарик успевает нанести "точечные" удары практически по всем основным средствам современного оболванивания народа и превращения его в тупых обывателей - TV (читай масс-медиа), "ИКЕА", Дума (в 1-ом зонге)). Легендарная же "In the Dead Car" Бреговича и Игги Попа, как нельзя лучше вписывается в подобную концепцию. И вообще: лихой и многоударный ска, что сделал Сукачев из известного панк-балканского хита, поражает не только уместностью и мощным уэйтсовским звучанием вокальной партии, но еще и некой скрытой внутренней силой, отсутствием традиционной для ска бесполезности и изначальным не восприятием самих себя всерьез. (Если кто видел "презентацию" "In the Dead Car" в прошлую новогоднюю ночь - поймет, насколько реальна была тогда (и остается сейчас) угроза исполнения таких песен подобным образом).
За следующую песню "отдельное наше человеческое спасибо" ее автору и исполнителю; хочется говорить бесконечно - "IKEЯ"!!! До сего момента (момента появления этой песни) в мое сознание уже начинали, признаться, закрадываться сомнения - может я один такой "гипер-CRAZY-партизан", которого ломает от всей этой "муйни", что предоставлена в наше "безвозмездное пользование" на многочисленных стеллажах и полочках этого "самого актуального магазина всех времен и народов"? Слава богу, оказалось, что нет. Больше того, Гарику, как истинному художнику в лучшие его (Сукачева) времена, удалось достигнуть в этой песне удивительно точных обобщений. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать хотя бы несколько строчек этого шедевра.
"Я залезаю в NET / жму какой-то клик / за ним какой-то чат / в нем какой-то фрик. / Мне не надо от него крутого детского порно, / а просто найти эту падлу, и дать ему в морду!"
Или еще:
"Я ни черта не знаю / никому не верю / я ухожу от всех, / но прихожу в "ИКЕЮ". / Я как слепая кляча / я унижен, я обложен / я кружу по кругу - почти уничтожен. / Дайте мне стать хоббитом Фродо / дайте мне трахнуть принцессу / скакать на долбаном поле по сраному лесу / этот мир, лишь стандарт "икея", / но я хочу знать кто я / я хочу знать, где я??!!"
Следующая композиция - "Третья чаша" - подводит под указанную тему четкий базис, но уже на совершенно ином уровне (вспомните "Это был ангел" из "Песен с окраины" - только теперь в текстах появилось больше отчаяния и... ребела), - на уровне ВЕРЫ. "No comments" - тема слишком личная, интимная, как раньше говорили в отношении, вопросов частно-религиозных, так же как и следующая песня "Плач" - одна из самых ярких, страшных и печальных тем Гарика - плач по ушедшему отцу...
И снова в музыку "Неприкасаемых" возвращаются индейские флейты, народные хоры, живые контрабасы и аккордеон, а в тексты - качественная лирика, как в фолковой "О чем поет гитара" и в последующей "Белые дороги". На мой взгляд, вполне удачная получилась драматургия альбома - когда, расчистив место от всякой современной нечисти в первой половине, во второй части альбома Иваныч позволяет себе редкую роскошь исповедального рок-н-ролла, заканчивая все это шоу - неоретро-ориентированной, удивительно красивой и стильной песней "Иероглиф", рефрен которой, в общем, по всем приметам совпадает с основной линией пластинки: "...но кровью из вен, из носа на снег, брызнул иероглиф - "Я ЖИВ, Я ОСТАЛСЯ!.." ВОИСТИНУ, Гарик!
Стас Эвентов, РокмЬюзик.Ру