Московские распространители прессы бьют тревогу: их фактически лишают работы, не допуская к участию в тендерах на установку новых торговых точек периодической печати. О том, какое постановление Правительства Москвы не выполняется уже два года и что за "торговые войны" ведутся на улицах города, рассказали вчера на пресс-конференции главные московские дистрибьюторы прессы.
"В столице остановилось развитие сетей распространения газет и журналов", - заявил Александр Оськин, генеральный директор Некоммерческого партнерства "Распространение прессы". Но это, похоже, мало волнует представителей московских властей и политиков, потому что они никак не реагируют на многочисленные письма, которые по этому поводу направляют им заинтересованные участники рынка.
После 1995 года, когда в Москве начали формироваться правильные рыночные отношения, распространение прессы шло хорошими темпами. И за десять лет число специализированных торговых точек периодической печати удвоилось (с тысячи до двух). Но после 2005 года никакого прогресса в этой области уже не наблюдалось, несмотря на то что вышло постановление Правительства "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве". Сейчас в столице недостаточно стационарных точек продажи прессы - меньше 3 тысяч. В документе определили очень правильную норму - по одному киоску на тысячу жителей. Но за два года с момента вступления в силу постановления ситуация ничуть не изменилась, более того - выявились проблемы, способные вообще уничтожить розничную торговлю газетами и журналами в Москве.
В последнее время стала сокращаться сеть киосков в столице. Издатели начали напрямую заниматься распространением прессы в супермаркетах, вытесняя оттуда профессиональных дистрибьюторов. А это приводит к росту финансовых затрат со стороны редакций газет и журналов и, соответственно, к росту издержек. "Супермаркеты выдвигают такие условия, что розница может просто умереть", - сетует Александр Оськин.
Кроме того, падает рентабельность киосков прессы из-за введенных в Москве ограничений на ассортимент. В частности, запрещена продажа табачных изделий в киосках периодической печати. Это значительно сократило объемы продаж печатной продукции. Раньше, покупая сигареты, человек мог сразу приобрести и газету, а теперь он вряд ли пойдет специально еще и за прессой в другой киоск.
Основные функции, согласно постановлению, были возложены на Союз столичных издателей, и ему предоставили экспериментальные площадки для установки торговых объектов прессы. "Но несправедливо то, что распространителям вообще не дали такой возможности", - отмечает Александр Оськин. В результате экспериментальные площадки Союза столичных издателей - около 100 киосков - стали создаваться только летом этого года, но не в новых спальных районах столицы, где в этом есть потребность, а в центре, рядом с уже существующими и действующими сетями. "Около 25 новых точек расположили рядом с нашими, - возмущен Алексей Титов, генеральный директор ОАО "Краснопресненское агентство печати". - Появилась недобросовестная конкуренция. А мы хотим, чтобы были равные условия и цивилизованные правила на рынке".
По словам Александра Оськина, распространители Москвы обеспокоены ситуацией "торговой войны" и готовы участвовать в решении проблемы, но им не дают такой возможности. За два года в столице не был проведен ни один тендер на установку новых торговых точек прессы, и в рабочую группу по реализации постановления не включили ни одного ведущего дистрибьютора Москвы.
В городе около 2 000 издателей, из них в осуществлении программы участвуют только 15-16. А распространители не участвуют вовсе.
Группа издательских домов предложила решить проблему развития системы распространения прессы в столице, создав 500 лотков. Но, по мнению профессиональных дистрибьюторов, эта мера неэффективна, потому что таким способом продается ограниченное количество печатной продукции малого ассортимента; эта форма торговли является низкорентабельной и сезонной.
А в это время значительная часть уже существующих в городе киосков (летом до 25 %) простаивает из-за отсутствия рабочих рук: с апреля этого года запретили принимать на работу иностранцев из ближнего зарубежья - и это не позволяет восполнить дефицит кадров. Москвичи работать на маленькую зарплату в киоски не идут, а при их сегодняшней низкой рентабельности платить больше денег или вводить социальные программы в этих сетях невозможно.
С выходом в свет этого постановления префектуры, по сути, приостановили выдачу разрешений на установку новых торговых объектов прессы: они ждут, когда выработают условия проведения конкурсов на размещение киосков. Но никаких условий пока не создано - и в итоге развитие киосковых сетей в городе парализовано.
Где же москвичам покупать прессу? Может быть, у нас возрождается подписка? К сожалению, в России такая тенденция вряд ли будет развиваться, потому что это не выгодно для читателей: в большинстве случаев, оформляя подписку, приходится платить не только розничную цену, но и сумму доставки. Иная система существует в США, где более 80% всех тиражей распространяется по подписке, потому что издатели сознательно обеспечивают низкий уровень цен в этом сегменте и берут на себя все расходы по доставке подписных изданий через федеральную почту. Например, по словам Александра Оськина, журнал Maxim в рознице стоит 7 долларов, а по подписке - 50 центов.
Возможно, у нас произойдут какие-то изменения в сфере подписки, когда почта унифицирует свои тарифы. По словам Юлии Виноградовой, руководителя дирекции по коммерческим операциям ФГУП "Почта России", в первом полугодии 2010 года введут единый тариф для всех изданий РФ. "Для почты нет никакой разницы, районную ли газету доставлять - или "Комсомольскую правду", - отмечает Виноградова.
Основные проблемы с распространением прессы в России, по мнению Александра Оськина, связаны с тем, что в нашей стране все работают по договорам купли-продажи. А в Европе в этой сфере приняты только договоры комиссии - в результате издатель гарантирует рентабельность дистрибьютору, определяя цену, тираж и место продажи прессы. "Наша Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) тоже выступает за такие договоры, но российские издатели не хотят их принимать, так как им придется нести издержки", - говорит Оськин.
Участники конференции подчеркнули, что решать все эти проблемы нужно с участием всех заинтересованных издателей и распространителей Москвы. Нельзя создавать привилегии и эксклюзивные возможности только для одной организации - Союза столичных издателей.
Члены АРПП предлагают выделить для них экспериментальные площадки, как и для издателей, на которых они готовы организовать эффективное распространение и современный менеджмент. При этом новые торговые точки будут открываться не только в центре столицы, но и на окраинах, в спальных районах. Целесообразно также было бы выделить квоты для иностранной рабочей силы в киосках и расширить ассортимент в точках продажи прессы, чтобы повысить их рентабельность.
Ольга Адаменко , опубликовано в "Бизнес-журнале Онлайн", 12 Июля 2007 года. www.business-magazine.ru