Сентябрьский опрос фонда "Общественное мнение" стал ушатом воды на головы любителей рассуждать о стабилизации и экономическом росте: оказывается, в России 29 процентов жителей не всегда имеют деньги на хлеб, а каждый десятый часто не может наскрести 8-10 рублей на его покупку. Причем граждан, отказывающих себе в продукте первой необходимости, меньше не становится. Год назад 30 процентов опрошенных признались, что не всегда могут купить хлеб. Почему так происходит в самой богатой природными ресурсами стране? Это мы пытались выяснить с исполнительным директором Института проблем глобализации доктором экономических наук Михаилом ДЕЛЯГИНЫМ.
- Скажите, Михаил Геннадьевич, куда же текут нефтедоллары? Почему не доходят до простых граждан?
- Всякий человек делает то, что хочет, - гуляет, переходит улицу на красный свет, прыгает с моста... Или набивает собственные карманы. Наши чиновники хотят работать лично на себя, а не на простых граждан. Вот так и работают, когда управляют денежными потоками.
- А как же общественный контроль? - О чем вы говорите? Люди сейчас куда более бесправны, чем в Советском Союзе. Грабить население очень просто, потому что государство для этого создало все условия.
Конечно, даже самый прожорливый желудок все-таки не бездонная бочка. Поэтому все, что не попадает в карман чиновника, он старается сэкономить. Зачем отдавать просто так, если потом когда-нибудь можно самому попользоваться? Так возник Стабилизационный фонд.
- Это деньги на черный день. Нечто вроде фонда будущих поколений, как в Норвегии.
- Нам бы для начала это поколение от вымирания спасти! По данным официальной статистики, 15 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Это нищие люди - и, что вообще дико, многие из них работают. А бедных у нас 86 процентов - это те, кому, по опросам, зарплаты не хватает на покупку бытовой техники. Нигде в мире нет кредитов на покупку пылесоса стоимостью 30 долларов. У нас это в порядке вещей.
Деньги надо не прятать в чулок, а тратить. Как, например, это делал Советский Союз, когда за счет золотовалютных запасов строились индустриальные гиганты.
- Сейчас запасы тратят на то, чтобы расплатиться с западными кредиторами.
- Ну да. Вот в августе только из резервов ЦБ 23 миллиарда долларов отдали Парижскому клубу. Причем отдали досрочно! Напомню: наши граждане лишились сбережений в 92-м году. Люди, по самым скромным оценкам, потеряли свыше 400 миллиардов долларов, и эти потери официально признаны внутренним государственным долгом. Но правительство не отдает деньги своим гражданам, которые умирают, так и не дождавшись компенсаций, а досрочно погашает долги перед западными кредиторами.
- И как же это объяснить? - Есть такой термин - "социально близкие". Нашим министрам близок не собственный народ, а западные банкиры. Им и сделали приятное, подарив 23 миллиарда.
Причем интересно, как цифра сложилась. Миллиард из этой суммы - штраф за досрочную выплату. То есть, к примеру, я взял сто рублей на месяц, а через неделю пришел отдавать. Мне говорят: "Э, нет, дружок, давай еще червонец сверху..." Без очень хороших, теплых отношений таких комиссионных не бывает. Можно догадываться, какая часть из миллиарда вернулась в качестве поощрения за досрочное погашение.
- А сколько сегодня денег в Стабфонде? - Там вообще чудеса в решете. На 1 июля было 2 триллиона 66 миллиардов рублей, на 1 сентября - 1 триллион 730 миллиардов. Причем меньше 90 миллиардов было отдано Парижскому клубу. Спрашивается, где деньги, Зин? Все молчат как воды в рот набрали.
Но это еще не самое интересное. Стабфонд лежит мертвым грузом, его съедает инфляция - обидно же, деньги пропадают! И вот летом власти стали на них покупать ценные бумаги за рубежом. За июль - август свыше 950 миллиардов рублей на это потратили. То есть к осени уже 55,4 процента Стабфонда были вложены в иностранные активы: 16,1 миллиарда в долларах, в евро - 12,6 миллиарда и 1,9 миллиарда в фунтах стерлингов.
- Вот и хорошо, что в разных валютах - так надежнее.
- Чего же тут хорошего? Ведь эти средства можно потратить на пенсии, школы, построить дороги или заменить ржавые трубы. У нас везде нехватка денег. Помните, вся Москва была увешана щитами: "Спасибо тем, кто заплатил налоги, потому что на эти деньги построены школы, больницы..." Потом эти щиты убрали, потому что лозунги стали смешными. Львиная доля фискальных платежей замораживается в Стабилизационном фонде. Платить налоги стало бессмысленно.
А с недавних пор это делать даже вредно. Ведь кто такие США, ЕС, Великобритания, чью экономику мы финансируем за счет своих налогоплательщиков? Дружба бывает между народами, а между странами всегда стратегическая конкуренция. И вот представьте: директор завода заплатил налоги, а потом обнаружил, что они не просто заморожены - эти деньги пошли на поддержку конкурента, который его же вытесняет с рынка. Получается, что он платит налоги, чтобы его давили, чтобы его рабочие оставались без зарплаты!..
- Тут поневоле заподозришь корысть или злой умысел.
- Я все же думаю, что причина - лень и безответственность чиновников. Ну и еще догматизм. Либералы как истуканы твердят, что нам нужно бороться с инфляцией. До последнего. Кому нужна такая борьба, за которой последовал дефолт?
- Но сейчас нам обещают, что за год цены вырастут меньше чем на 10 процентов.
- Вы только вслух об этом на улице не говорите, а то побьют - как лжеца и идиота. Все же видят, что реальный рост цен вдвое выше. Тем не менее правительство замораживает деньги и гробит экономику ради того, чтобы раздуть красивые цифры и отрапортовать о победе над инфляцией.
А экономика - это живые люди. Или мертвые. Вот, по отчетам, за два года инфляцию снизили с 12 до 10,9 процента, и за это же время естественная убыль населения составила 1,3 миллиона человек. Получается, за снижение инфляции на 0,1 пункта мы платим жизнью 100 с лишним тысяч человек. У нас что, война с фашистской Германией? И кто-то еще говорит, что сталинские генералы не жалели людей, устраивали кровавые мясорубки...
- Мы теряем население потому, что молодежь не желает иметь детей.
- Неправда! По данным опросов, средняя российская семья хочет иметь 2,5 ребенка. А имеет меньше чем 1,5 ребенка. Почему? Рожать ребенка для нищеты, чтобы он страдал и мучился, - какой родитель этого желает?..
Такая политика и раньше не имела оправданий, но хотя бы имела объяснение - денег в бюджете не было. Хотя это лукавство: для воровства деньги были, а для детей не было. Но сейчас бюджет буквально захлебывается от нефтедолларов, а бездомных детей в стране как после гражданской войны.
- Так что же, получается, выхода нет? - Выход всегда есть. Наше общество, как и любое другое, имеет инстинкт самосохранения. И мы уже видим, как он срабатывает, - начиная от массовой неуплаты налогов, протестов против монетизации и заканчивая событиями в Сальске, Кондопоге... Как горько пошутил один знакомый, есть такой слой населения, для которого единственный способ спасти ему жизнь - посадить его в тюрьму. Это было сказано на похоронах одного из известных российских демократов.
Наверное, всегда лучше не доводить до края, решать проблемы цивилизованно.
Согласен. Надо объяснять власти, что государство должно изменить социально-экономическую политику. То есть служить не внешним кредиторам, не корыстолюбивым и безответственным чиновникам, а России и ее народу.
Но пока выбор делают не общество и не оппозиционные политики. Выбор делает власть. Или она возглавит процесс, или граждане изменят государство. При этом есть российская поговорка: кто не спрятался - я не виноват.
Евгений ГОНТМАХЕР, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций:
"Сегодня в России у 30 - 40 процентов населения доходы растут символически. Инфляция для бедных - это и бюджетники, и пенсионеры - выше, чем для других слоев населения".
Рабочая газета
10.10.2006 г.