01 апреля 2008
2927

Где место игрока в казино? На сцене!

ТЕЛЕВЕДУЩИЙ МИХАИЛ БОРИСОВ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОЛОГА РАМИЛЯ ГАРИФУЛЛИНА

На страницах газеты "Аргументы неделi", начиная с ее первого номера, звезды политики, культуры, шоу-бизнеса, да и просто самые обычные люди проходят сеансы психологического анализа в кабинете известного психолога Рамиля ГАРИФУЛЛИНА. Сегодня он беседует с телеведущим Михаилом Борисовым.
- Мы всегда находимся в плену прошлых событий и психических травм. Поэтому попробуем поработать в режиме свободного ассоциирования, то есть говорить первое, что приходит в голову из прошлого.

(Пауза и глубокий вздох моего пациента. Мне показалось, что его глаза увлажнились. - Прим. Рамиля Гарифуллина.)

- Моя супруга умерла во время родов. Это не просто психическая травма... разве словами это можно как-то выразить?..

(Действительно, не все можно выразить словами. Именно в этом заключается одна из причин психических расстройств - в неспособности психики переварить и выразить свалившуюся беду. А психотерапия создает условия для этого выражения.)

Сын остался у меня на руках. Я воспитываю его один. Конечно, я беспокоюсь за него в два раза больше.
- Искренне вам сочувствую... ведь она была вашей любимой женщиной. Наверное, она приходит к вам во сне, у вас с ней происходит диалог. О чем он?
- Мне очень редко снятся сны.

(Защита дезориентацией.)

- По-видимому, вы так и не объяснили для себя прошлое, отвлекаясь творчеством, воспитанием сына. А напряжение из прош-лого все равно давит.
- Это был перелом. Надо было кормить ребенка, работать, двигаться.
- Итак, мы продолжаем путешествие в прошлое. Что еще приходит в голову?
- Я - домашний ребенок и никогда никуда не выезжаю. Мне 13 лет. И я еду в Анапу, на море. Меня просто трясет из-за того, что я впервые уезжаю далеко от дома... В поезде мне снится сон, что началась война и мне из пионерского лагеря пришлось одному добираться домой пешком. Это было очень страшно.

(Такие невротичные сновидения бывают у домашних детей, избалованных родительской опекой.)

- Вы до сих пор мысленно общаетесь с родителями?
- С отцом. Иногда мне даже кажется, что мой сын - это я, а я - это мой отец.
- Вы выбрали профессию актера из-за каких-то детских комплексов?
- Нет, просто мне это легче всего давалось. Кода мне было 11 лет, ко мне подошел какой-то мужчина и спросил, не хочу ли я сняться на телевидении. Разумеется, я согласился. На центральном канале тогда выходили спектакли для детей. Вот в них я и играл. А 1968 году, когда учился в МГУ, я попал в КВН. Мы даже стали чемпионами Москвы и СССР.
- Оставим в покое ваше прош-лое. Чем вы сейчас обеспокоены?
- Состоянием театральной системы. Театр находится в кризисе, стимулы утрачены. Актеры больше не заинтересованы работой в театре, потому что он мешает съемкам в сериалах, рекламе. Сыграв в дешевом сериале, человек может прославиться в три дня, а в театре можно работать десять лет - и о тебе никто не узнает. Театральная элита устарела, а молодежь, которую надо бы выпускать на сцену, не всегда профессиональна.

(Это так называемый архетип тени. На самом деле мой пациент говорит не о других - он говорит о себе. Он и себя считает причиной такого состояния театра.)

- Выразмениваетесь на всякие коммерческие проекты, чтобы выжить, и при этом мечтаете сохранить классический театр?
- Это моя профессиональная боль. Я не могу сказать актеру: "Не снимайся в кино". Всем нужны деньги.

(Мой пациент сильно переживает.)

Театры - это единственное, что еще не приватизировано в центре Москвы. Представляете, какое могло бы быть казино в театре Вахтангова!

(Противоречивое суждение. Мой пациент сам является косвенным пропагандистом игорного бизнеса.)

- Часто люди ненавидят то, чем вынуждены заниматься. Вот я бы ни за что не пошел к психологу. А вы любите азарт?
- Я люблю играть в казино. Но это очень дорогое удовольствие.

(Трудно себе представить, чтобы мой пациент начал критиковать сферу, в которой работает.)

- Игромания - это миф или реальная проблема?
- Это огромная проблема.
- В России любят играть. Игроки залезли в кредиты, набрали долгов, с которыми каждый третий не может расплатиться. Россияне - азартный народ.
- На Западе играют деньгами, а в России играют... судьбой. У нас люди проигрывали состояния, деревни, жен.
- А вам не кажется, что вы своей телеигрой стимулируете игроманию?
- Наша передача очень спокойная, у нее вялый азарт.
- А что такое вялый азарт?
- Бывает азарт, когда человек захвачен страстью настолько, что может проиграть все. А вялый азарт - когда он на слабом огне подогревает себя: выиграл немного, проиграл немного.

(Эта рациональность, пожалуй, и стала главной формулой жизни моего пациента.)

- На вашупрограмму попадали патологические игроманы?
- Раньше их было много, а сейчас их оттянули игровые автоматы. У нас ведь надо купить билеты и неделю ждать. А там зашел, поставил - и через 30 секунд знаешь результат. Правда, он почти всегда отрицательный.
- Вы многое рассказали, но мне все равно кажется, что я воспринимаю вас неверно, через приз-му вашего телеимиджа. А ведь вы актер, профессор ГИТИСа, учитель многих выдающихся современных актеров, режиссер-постановщик множества пьес...
- В этом нет ничего страшного. Конечно, жаль, что я не востребован, я бы мог сыграть. То, что мне предлагали, не совпадало с моим мироощущением.
Мне предлагали роли бандитов. А мне интересна классика.
Зачем это мне? Я 20 лет преподаю в Щукинском училище, заведую кафедрой эстрады в Российской академии театра и искусств ГИТИСа. В театре Ермоловой уже десять лет идут мои спектакли по Островскому, поставил "Горе от ума" Грибоедова, Толстого, "На дне" Горького. Я своими спектаклями доволен.

(Чем больше мой пациент рассказывал о своих творческих успехах, тем больше ощущались его тревога, метания. Я почувствовал, что он готов к основательным переменам в своей творческой деятельности, но при этом и от телевидения избавляться не желает.)

- Эта пропасть между вашим творческим потенциалом и заказухой, которая хорошо продается, - она является для вас проб-лемой?
- Здесь проблемы нет, и то и другое - лишь один из моих образов.
(Защита маскировкой существенной истины. Отсут-ствие значительных ролей в кино и несущественные образы в рамках телепередачи несравнимы по значимости.)

Человек - многоликое сущест-во. Дома одно, на работе другое, в компании третье. Не надо к этому относиться как к беде.
- Вам так и не удалось сыграть серьезную роль в кинематографе.
- Меня туда не очень-то приглашают. Мое лицо "замазано" телевидением. Совсем недавно я снялся в небольшой роли, но режиссеру Сергею Виноградову понравилось, и он хочет дать мне роль посерьезней.
Конечно, хочется сниматься больше. Снимается же в кино Леня Якубович, а у него телевизионных проблем "в квадрате". Но пока не предлагают.
- Кино требует времени, поездок, экспедиций.
- Я 17 лет не выезжаю из Москвы больше чем на 3 дня, и у меня 13 лет не было отпуска.
- Тут возникает проблема выбора.
- Выбор за меня сделала сама жизнь, я никогда не думал, что наша передача будет идти так долго...

(Я почувствовал, что этот успех моего пациента не слишком сильно радует. Он осознает, что стал жертвой конъ-юнктуры. Но он говорит, что и это его не огорчает. Невербальный же анализ показал обратное. Вот такое противоречие. По-видимому, это защита обратным чувством.)

- Расскажите о своих фантазиях.
- Все мои мысли связаны с сыном. Ему 16 лет, скоро будет поступать в институт. Больше беспокоюсь за это.
- Он пойдет по вашим стопам?
- Мы пока решили, что на продюсерский факультет
- Скажите что-нибудь на прощание.
- Я только одно могу сказать - тот, кто возьмется меня снимать, не пожалеет. У меня богатый жизненный опыт, я буду счастлив играть!

Психоанализ показал, что истоки внутреннего конфликта моего пациента обусловлены столкновением двух чувств - игры и страха. Чувство игры сформировалось еще в глубоком детстве, в силу истероидности (демонстративности) личности моего пациента. Именно поэтому он выбрал профессию, связанную с игрой на публику. Эта демонстративность во время сеанса носила замаскированный характер. Кураж и азарт этой игры был оборван психической травмой, вызванной смертью любимой супруги. Это привело моего пациента к вялому азарту в своей актерской профессии (в т.ч. в силу ответственности за судьбу ребенка). Поэтому мой пациент склонился к более конъюнктурному и прагматичному проекту, который предложило телевидение. Неиспользованный актерский азарт проявил себя в игорной сфере. Необходимо отметить, что в настоящее время, когда ребенок вырос, мой пациент внутренне уже готов вернуться к высокому актерскому азарту. Он надеется, что еще не упустил шанс в карьере артиста.

http://www.argumenti.ru/analyst/0000/00/33953/

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован