Годы `холодной войны` прошли для нас под знаком изнуряющей советскую экономику гонки вооружений.
Но и сегодня, когда изменился характер угроз, качество вооружений во многом определяет и оборонный потенциал страны, и ее политический вес.
О том, как идет разработка государственной программы вооружений, по просьбе `Тверской, 13` рассказывает начальник Вооружения ВС РФ - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Алексей МОСКОВСКИЙ.
Государственная программа вооружения (ГПВ) -главный плановый документ, разрабатываемый Россией с целью поддержания технического оснащения Вооруженных сил на уровне, достаточном для эффективной защиты вооруженными средствами суверенитета и территориальной целостности.
Поэтому вполне понятен накал страстей, обилие различных мнений и взглядов вокруг ее целей, задач, подходов к формированию и исполнению. После распада СССР Россией были разработаны и приняты две государственные программы вооружения - первая на период 1996 - 2005 гг. и вторая на период 2001 - 2010 гг. (действующая в настоящее время). Вокруг обеих программ не утихают споры как о правильности реализуемой ими военно-технической политики, так и об эффективности управления и контроля за их реализацией.
Раньше, во времена СССР, задачи Вооруженных сил, вероятный противник и возможные сценарии ведения военных действий были достаточно однозначно и детально определены, а ресурсы не были жестко ограничены. Сейчас же мы должны обеспечить выполнение всех поставленных перед армией страны задач, минимизируя при этом расходуемые государством финансово-экономические ресурсы.
Обстоятельный учет новых факторов и условий формирования принятых российских ГПВ, их недостатков и проблем позволяет сформулировать и главные ключевые задачи, стоящие на этапе формирования и реализации третьей Российской ГПВ на 2006 - 2015 гг.
В основном разработана и принята на самом высоком государственном уровне нормативная база и основы военно-технической политики, определяющие главные цели, направления и этапы технического оснащения Вооруженных сил России и воинских формирований до 2015 года. Проведена большая подготовительная инвентаризационная, методическая, аналитическая работы как в Минобороны, так и в оборонных отраслях промышленности.
Впервые планируется одновременно разработать, согласовать и представить комплекс взаимосвязанных планов по развитию научно-технологической базы, ОПК, военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами.
В общем плане необходима такая система исходных данных, которая учла бы объективные реалии и позволила найти баланс между выделяемыми ресурсами, возможностями ОПК и задачами, возлагаемыми государством на Вооруженные силы России.
Задачи должны быть финансово реализуемыми, `подъемными`, детализированы по этапам, определены требования к уровню их решения.
Будущая ГПВ должна не только обеспечить поддержание и совершенствование технической оснащенности Вооруженных сил и других войск, но и создать необходимые условия для сохранения ядра оборонной промышленности, укрепления экспортного потенциала российского ОПК, поиска и создания нового поколения эффективных асимметричных средств противодействия основным перспективным образцам вооружения вероятных противников, в том числе на новых физических принципах и нелетального действия.
Учитывая значительные диспропорции между потребностями ВС РФ и возможным ресурсным обеспечением программы, будущая ГПВ может закрывать только часть этих потребностей. При этом возможна различная этапность наращивания боевых возможностей войск (сил), разные пропорции и соотношения между темпами развития видов и родов ВС РФ. Возможны и различные варианты реализуемости ГПВ в промышленности, например, с акцентом на собственное производство всей электронно-компонентной базы либо на использование импортных комплектующих.
По результатам инвентаризации вооружения и военной техники (ВВТ), находящихся в войсках, инфраструктуры военных объектов, предприятий оборонного комплекса должна быть отобрана и сохранена лишь минимально необходимая совокупность указанных военных объектов и техники. Возможно, следовало бы определить и сориентироваться лишь на ядро предприятий ОПК.
Нужно форсировать работы по военным GALS технологиям, созданию информационных систем поддержки и принятия решений в области развития ВВТ, системе каталогизации предметов снабжения, придав ей функции главного рычага управления номенклатурой предметов снабжения ВС РФ, непреодолимого барьера на пути разунификации ВВТ.
И еще. Необходимо построить организационный механизм совместной согласованной работы всех министерств и ведомств по отработке государственной программы вооружения. При этом единство взглядов на ГПВ и методического аппарата силовиков как государственных заказчиков в этом процессе является определяющим.
Третья программа с точки зрения широты охвата проблем, количества привлекаемых исполнителей, объема и сложности решаемых задач представляется значительно более сложной конструкцией, чем две предыдущие российские программы вооружения. Поэтому во многом успех новой ГПВ будет зависеть от процесса организации, управления и контроля за ходом ее разработки и реализации.
Одним из самых важных аспектов успешности будущей программы, несомненно, станет вопрос ее реализуемости оборонно-промышленным комплексом. Здесь целый спектр проблем, которые требуют пристального внимания.
И еще одной ключевой проблемой, на которой также следует остановиться, является нормативно-правовая база формирования и исполнения программы вооружения и государственного заказа. До сих пор в значительной степени она сохранилась от централизованной государственной системы планирования бывшего СССР и не стимулирует эффективную работу предприятий, являясь, безусловно, тормозом развития ОПК, а значит, не может эффективно организовывать выполнение ГПВ.
17 марта 2004 г.
Газета Правительства Москвы `Тверская, 13`
http://nvolgatrade.ru/