13 октября 2004
3896

генерал-полковник Юрий БАЛУЕВСКИЙ: ОПАСНОСТЬ - В ОДИНОЧНЫХ ПУСКАХ РАКЕТ

Консультации о сотрудничестве в области ПРО ведутся российскими представителями и с США, и с НАТО. Однако предмет консультаций заметно различается: с альянсом говорят о ПРО ТВД (противоракетная оборона театра военных действий), а вот с Вашингтоном - о `большой`, стратегической ПРО. Первый замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Юрий БАЛУЕВСКИЙ рассказал корреспонденту `Известий` Андрею ЛЕБЕДЕВУ о некоторых подробностях сотрудничества.
- Юрий Николаевич, если мы говорим о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны, надо понять, от чего, собственно говоря, обороняться. Сотрудничество предполагает наличие общих угроз. Но у России один подход к проблеме, у США - другой, у европейцев - третий...

- Вы точно подметили. Вот и мы предложили европейцам начать с оценки ракетных угроз. Эти угрозы однозначно не будут адекватны угрозам, которые есть в другом регионе мира, например в Соединенных Штатах.

- Вы полагаете, это зависит от региона или от страны?

- И от региона тоже. Вот откуда сегодня, к примеру, может быть угроза для Европы? Конечно, из `южного подбрюшья`, где расположены... ну, я никогда не называю конкретные страны, в США их окрестили `странами-изгоями`. Это страны, которые стремятся обладать ракетными технологиями, оружием массового поражения и где наиболее отчетливо просматривается террористическая основа. Поэтому мы европейцам говорили: давайте определимся с угрозами, характерными для Европы, и это будет первая часть нашего сотрудничества. Причем мы неоднократно подчеркивали: опасность может заключаться в одиночных ракетных пусках, в том числе и террористического характера.
Что касается Соединенных Штатов, то они однозначно во главу угла ставят угрозу со стороны так называемых стран-изгоев. Хотя, к примеру, угрозу со стороны Северной Кореи я, как военный специалист, считаю настолько далекой в части технической реализации... Но пусть даже в США ее воспринимают серьезно. Тогда зачем модернизировать радиолокационные станции системы раннего предупреждения, размещенные в Гренландии и Великобритании и направленные туда, где по определению трассы ракет т.н. стран-изгоев проходить не могут? Значит, теоретики и прагматики в Вашингтоне опасаются, что угроза может исходить и со стороны России - например, в виде несанкционированных пусков. Но об этих опасениях можно только догадываться. При переговорах нам говорят, что мы с США партнеры, даже более - союзники. Но некоторые действия в эту схему не укладываются.

- И как идет совместное исследование угроз? Есть ли хотя бы предварительные результаты?

- Идея России о создании системы европейской ПРО впервые была озвучена еще в 1994 году. В октябре 2000 года на заседании Совета Россия-НАТО российский министр обороны предложил вернуться к этому предложению. В феврале 2001 года `Замысел создания системы евроПРО` был передан генсеку НАТО Джорджу Робертсону. В документе был прописан алгоритм действий: определиться с характером угроз, создать общий механизм работы над системой европейской ПРО. Сегодня механизм создан - совместная рабочая группа в рамках Совета Россия-НАТО неплохо поработала в течение этого года. В частности, создала понятийную базу в рамках глоссария, который был сформирован ранее на двусторонней основе в рамках многолетних переговоров России с США по проблематике стратегических вооружений и ПРО. В прошлом году в Гааге на базе агентства НАТО, которое занимается исследованиями в области ПРО, мы провели хорошие совместные мероприятия, определились с алгоритмом дальнейшей работы, сегодня он успешно выполняется. Что касается угроз - определенные наработки сделаны, но говорить окончательно, что все угрозы уже исследованы, рано.

- А можно вообще такое исследование довести до конца? Вот Соединенные Штаты для себя задачу ставят таким образом - где-то в перспективе иметь возможность отразить любую угрозу от любого возможного противника.

- Да, это концепция США - концепция возможностей.

- Мы с европейцами разделяем такой подход?

- Конечно, угрозы могут изменяться, поэтому процесс их исследования неизбежно будет постоянным. Но в тех оценках, которыми мы сегодня располагаем и которые учитываем в анализе, делается акцент на возможные террористические действия - в виде одиночных пусков ракет.

- Поставлены ли сроки завершения исследований?

- Согласно плану работы совместной группы, одна из задач - до конца 2004 года определиться в оценке угроз, другая - выяснить возможности совместимости средств противоракетной обороны России и государств НАТО.

- Кстати, о совместимости, - нам есть что совмещать, Соединенным Штатам тоже, а у европейцев насколько богатые в этом смысле возможности?

- У них богатых возможностей по определению быть не может. Потому что мы знаем политику американцев - это стремление добиваться, чтобы ключевые виды вооружений и военной техники, которыми союзники оснащают свои вооруженные силы, были произведены в США. И в области ПРО это заметно - в ряде европейских государств стоят на вооружении системы ПВО-ПРО, известные как PAC (Patriot Advanced Capability) разных модификаций - PAC-1, PAC-2, PAC-3, созданные на основе американской ракеты Patriot. Теперь же Вашингтон предлагает и вовсе прикрыть Европу `зонтиком` своего производства - развернуть систему ПРО ТВД, известную как THAAD (Theater High Altitude Air Defense).

- То же предлагают и России?..

- По крайней мере пытаются... По опыту мы знаем - сотрудничество Америки с другими странами в сухом остатке сводится к следующему: технология партнерам предлагается не самая новая (а от них, напротив, требуют предоставить новейшие идеи и разработки), производство должно быть организовано на территории США, а расходы в значительной части обязаны нести партнеры.

- Возможно, это объясняет отсутствие скорого прогресса в переговорах?

- Есть иные препятствия. С Вашингтоном, например, нет соглашения о сотрудничестве, а без него США не могут быть внесены правительством РФ в список государств, с которыми возможно сотрудничество в военно-технической сфере. Это, конечно, чисто юридический вопрос, однако и он должен быть решен.

- И что мешает заключить соглашение? Например, посол США в Москве Александр Вершбоу дней 10 назад предложил это сделать.

- Хочу подчеркнуть - политическая основа для сотрудничества имеется, она присутствует и в Римской декларации о создании `двадцатки`, и в итоговых документах российско-американских встреч в верхах. Российская позиция заключается в том, что сотрудничество должно быть долгосрочным, взаимовыгодным и обеспечивающим равную безопасность - и мы будем сотрудничать и с США, и с государствами НАТО только при соблюдении трех этих принципов.



`Известия` 30.07.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован