Геннадий Хазанов приезжает в Петербург в последний раз... В качестве солиста. Прощается он программой `Анна Михайловна и другие`, которую артист называет самой интересной и глубокой из всего того, что он когда-либо играл на эстрадной сцене. И тем не менее Хазанов намерен завершить свою сольную карьеру на эстраде. Это желание даже вылилось в приказ: директор московского Театра эстрады Геннадий Хазанов подписал приказ об увольнении из театра мастера сатирического жанра Геннадия Хазанова...
Наступило время Дубовицкой
- Геннадий Викторович, ваше решение уйти с эстрады - это такой ловкий пиар-ход?
- Да какой пиар-ход, я еще в начале 90-х понял, что с эстрадой надо кончать. Мне во всяком случае. Уже тогда я предощутил дальнейшую невостребованность жанра, в котором работаю. Сатира перестала быть предметом моды или хотя бы пристального интереса, как это было в прошлые десятилетия. И те люди, которые сегодня пришли на эстраду, принесли с собой новую, чуждую мне эстетику и этику.
- Вы кого-то конкретно имеете в виду?
- Да, конкретно Регину Дубовицкую. Именно она характеризует то, что происходит сегодня на нашей эстраде.
- И что с Дубовицкой?
- А она, по-моему, совершенно неправильная ведущая, которой просто по медицинским показаниям нельзя вести юмористические передачи. Я понимаю, что сегодня наличие нормального русского безакцентного языка вовсе не обязательно. Но мне кажется, у нее есть серьезные проблемы со сценическим обаянием. Сто-процентно гарантирую - поступай она в театральное учебное заведение, ее никогда бы туда не приняли... Но при этом она занимает времени на экране во много раз больше, чем любой актер. Но вы же пришли не о Дубовицкой говорить, да? Если вернуться к моей персоне, то еще в начале 90-х мне становилось физически дурно, как только я представлял себе ту собачью жизнь, которая мне уготована...
- Почему собачью?
- А как еще назвать ту жизнь, когда я до конца своих дней должен был мотаться по всей стране только для того, чтобы заработать себе на хлеб с маслом.
- Ну уж вряд ли только на хлеб с маслом-то...
- Да какая разница. Но эти бесконечные поездки из города в город каждый год, каждый месяц - это абсолютно бессмысленная беготня вокруг собственного хвоста, и больше ничего. Да ладно бы, если бы дело было только в моей беготне. Но это еще и никому не нужно. На мои сольные концерты попросту перестали ходить.
- Эк вы про себя...
- А какой смысл это скрывать? Мне что, легче будет оттого, если я буду всем врать - мол, у меня в городе Х был тако-о-ой аншлаг... Для сравнения: когда товар лежит на прилавке и его не покупают год-два, что с этим товаром делают? Его убирают. Так вот, мне не хочется ощущать себя залежалым товаром... И это еще не все. Самое-то главное, что я надоел сам себе только в таком качестве... Ведь на концерты ходят одни и те же зрители, и они хотят в принципе одного и того же, тем самым лишая меня возможности попробовать что-то новое. А мне всю жизнь хотелось сломать сложившийся в отношении меня стереотип.
Ужасное происшествие с Моргуновым
- Но вы уже давно его ломаете - снимались же в кино. Чего стоит хотя бы `Маленький гигант большого секса`...
- По-моему, это единственное, эволюционное, изменение во мне зритель и приемлет. Но меня, например, с трудом воспринимают как директора Театра эстрады. Сколько раз меня закидывали тухлыми яйцами с криками, что я выгоняю артистов разговорного жанра со сцены, а вместо этого ставлю серьезный спектакль `Птицы`...
Но с кино, между прочим, тоже не все просто. Было время, когда режиссерам моя фамилия казалась `кассовой`. Это время тоже прошло. Да и бога ради. Мне вполне хватило тех съемок, которые у меня были в жизни. На старости лет будет что вспомнить...
- Например?..
- Ну например, как во время работы над `итальянским` сюжетом в `Ералаше` игравший директора школы Евгений Моргунов никак не мог запомнить свой текст на итальянском. Для Моргунова наняли учителя, с которым он долго репетировал, и на съемке ему подсунули бумажку с итальянскими словами, написанными русскими буквами. Моргунов должен был ударить по столу и крикнуть: `Эльпенсано лоро!` Но когда заработала камера, Евгений Александрович не рассмотрел шпаргалку и в ужасе произнес: `Пенисом Лору!` На съемочной площадке началась истерика...
`Очень хочется в детство`
- Зато в антрепризном театре им. Антона Чехова вы - прима. Руководитель театра режиссер Леонид Трушкин специально под вас ставит спектакли. А вам-то чего хочется как драматическому артисту?
- Ничего особенного не хочу. У меня нет режиссерских амбиций, и Гамлета - мечту едва ли не всякого артиста - я сыграть не хочу.
- Но чего-то ведь хочется...
- Ну хорошо, Бонапарта хочу сыграть, когда он уже был на острове Святой Елены - уставший и никому не нужный. Да только что толку попусту мечтать?
- Однажды вы сказали, что все происходящее вне сцены - мучительно, и чем длиннее эти промежутки, тем мучительнее жизнь.
- Так и есть. Для меня настоящая жизнь происходит только на сцене. Сцена для каждого артиста - свой замок, своя крепость. А может быть, это одна из разновидностей продолжения детства. Играя на сцене, обретаешь возможность продлевать детство не в пережитых ощущениях, а в чувстве безответственности, свойственном детям, когда они не обременены теми скучными проблемами, которые за них решают взрослые.
- Хочется в детство?
- Еще как...
`Старость - это пустыня`
- В последнее время вы стали весьма жестко отзываться об интеллигенции.
-Принято считать, что интеллигент - это тот, кто носит в себе некую боль за страну, человек с врожденным чувством стыда и совести. И при этом обладает высшим образованием. Получается, человеку, который родился в глухом сибирском селе, не оканчивал университетов, но при этом при всем обладает чувством стыда, тем не менее отказано быть интеллигентом. А если он родился в семье врача, получил высшее образование, он что - автоматически становится интеллигентом? По мне лучше определять человека не как интеллигента или неинтеллигента, а как человека с совестью или без нее... У Салтыкова-Щедрина есть замечательная сказка `Пропала совесть`, в которой внятно и понятно объяснено: совестливый человек не может, с точки зрения обывателей, стремящихся к каким-то карьерным вершинам, иметь счастливую жизнь.
- К вам по-разному относятся...
- Я к этому привык...
- Привыкли ли вы к слухам? Например, говорят, что у вас есть антикварный магазин...
- Чушь! Мало ли что говорят. Мне не до этого... Куда важнее процесс постижения жизни. И то реальное ощущение того, что до конца гораздо ближе, чем до начала. Я понимаю, что все это естественно, закономерно, но... как-то сдаться и сидеть, ждать этого... очень страшно. И если это придет не скоро, то как мучительно может быть ожидание неизбежного. Ведь чем старше становишься, тем явственнее ощущение пустыни вокруг тебя...
Елена НАДЕЖДИНА
Фото Славы ГУРЕЦКОГО
Гастроли Генннадия Хазанова пройдут в ДК им. Горького 26 и 27 августа.
25.08.2004
www.smena.ru
http://nvolgatrade.ru/