Заместитель губернатора Новгородской области, руководитель политологического фонда `Стратегия` Геннадий Бурбулис размышляет в интервью `Известиям` о событиях 1991 года и дне сегодняшнем
Геннадий Бурбулис был первым в новейшей истории `серым кардиналом`. Им не пугали детей, как Чубайсом, но многие - и среди них Михаил Горбачев - до сих пор считают его одним из главных виновников распада СССР. В 1991-1992 годах первый вице-премьер Бурбулис был не просто вторым человеком в государстве и идеологом новой власти - он был фактически соправителем президента Бориса Ельцина. Именно Бурбулис привел к Ельцину Гайдара и его команду, именно его считают автором Беловежских соглашений.
Весь 1992 год влияние Бурбулиса уменьшалось, и уже к концу года он потерял почти все. Сейчас руководитель политологического фонда `Стратегия` Бурбулис готовится к назначению сенатором.
Разговор Геннадия БУРБУЛИСА с корреспондентом `Известий` Петром АКОПОВЫМ - о событиях 1991 года и дне сегодняшнем. Может быть, потому, что в обоих случаях речь идет о первом годе нового президента.
Геннадий Эдуардович, в этом году 10-летние годовщины событий, в которых вы принимали самое непосредственное участие: путча, `правительства реформ`, развала СССР...
- Самое удивительное и самое обидное, что коренные причины того, что произошло в те месяцы, еще и сегодня не до конца поняты. История не закончена.
Сейчас вы - заместитель губернатора Новгородской области. Почему `ваш` губернатор столь резко высказывался в адрес полпреда президента?
- Это было в тот период, когда существовала еще настороженность губернаторов к инициативам полпредов, а у полпредов - предвзятое отношение к территориям. Сейчас все встало на свои места.
А ведь впервые полпреды президента появились еще в 1991-м. Из чего вы исходили, назначая полпредов президента?
- Много интересного было в этих поисках. Полпреды мыслились как комиссары, которые присматривали бы за лояльностью глав регионов. Назначенный глава администрации отвечает за обеспечение жизнедеятельности территории, а представители должны были разъяснять деятельность главы государства и быть чутким эхом настроения людей.
Не скажу, что эти задачи были блестяще выполнены. Кто-то не смог преодолеть революционную митинговщину, кто-то скатился на банальное доносительство, кто-то - на комфортное бытоустройство.
Сейчас звучат призывы вернуться к назначаемой вертикали. Но неверно упрекать губернаторов в сепаратизме и пренебрежении законами. Они брали ответственность на себя и были в самом буквальном смысле крайними, но, с другой стороны, эта самостоятельность кое у кого зашкаливала. Путин дает возможность эти болезни диагностировать и не спешит с хирургическими методами. Ему ближе психотерапия.
Полпреды - первый шаг к изменению всей вертикали власти?
- Полпреды - диагностический инструмент. Это позволяет понять, какие органы управления нужны, плюс это подготовка кадров новой генерации. Полпредов семь человек, а какой разный стиль, темперамент и идейная база...
А как вы подбирали кадры? В какой момент, например, возникла кандидатура Гайдара?
- Работу по экономической программе мы начали после дискуссий по `500 дням`. Мы хотели объединиться с Горбачевым и во временный пакт Горбачев-Ельцин по `500 дням` вкладывали огромные надежды. Но оказалось, что ни Михаил Сергеевич, ни союзное правительство не намерены в этом направлении двигаться. Тогда Ельцин поручил Госсовету подготовить предложения по экономическому будущему.
Кто входил в Госсовет?
- Несколько госсоветников, я и несколько министров правительства Силаева: Николай Федоров, Михаил Полторанин... Тогда у нас работало несколько групп - Евгения Сабурова, группа Явлинского. Мне предложили встретиться с Гайдаром, и после августа 91-го его команда заехала в Архангельское, и началась круглосуточная работа. В сентябре я поехал к Ельцину в Сочи, разъяснил ему варианты того, как будут развиваться события - если мы ничего не будем делать; если предпринимем полумеры; если возьмемся со всей ответственностью.
Можно ли сравнить разногласия, которые были в президентском окружении в 1992-м, с нынешним положением?
- В некотором плане работа, которую Путин должен проделать, сродни по масштабам той, которую делали мы. Поэтому он еще долго будет решать те же самые проблемы. В первую очередь это консолидация элиты в рамках базовых для общества и государства правил.
Ельцину это не удалось, должно получиться у Путина. Он человек более эластичный. Корпоративные схватки во власти продолжаются, но весь вопрос в стратегии. Путин ее нащупывает...
Его обвиняют в том, что он уже год нащупывает...
- Вполне возможно, что эти упреки справедливы с точки зрения тех, кто находится в самом пекле этого наследства, но они несправедливы по отношению к человеку, который вынужден заниматься публичной политикой в новых для себя условиях. Вопрос в том, на кого сможет опираться президент.
Когда вы в последний раз виделись с Ельциным?
- Осенью будем собираться на 10-летие нашего правительства и постараемся Бориса Николаевича позвать, пообщаться.
Почему Ельцин не смог создать нормальную систему власти, почему возникла `семья`?
- Это обиднейший зигзаг в его жизни. Никаких личностных предпосылок у Ельцина, которого я знал и с которым работал, для этого не было.
Вы знакомы с Путиным?
- Мы общались по питерским делам, в период партстроительства, в 1993-м, когда он работал у Собчака. Он всегда был блестящим партнером в тех дружеских, деловых контактах, которые связаны с короткой формой общения. Он отзывчив, дисциплинирован, внимателен - это хороший признак.
* * *
КСТАТИ
Более половины россиян (57%) считает, что 12 июня отмечается День независимости России, и только каждый десятый (9%) смог правильно назвать этот праздник - День принятия Декларации о государственном суверенитете России. По данным ВЦИОМ, еще 3% считают, что в этот день отмечается годовщина выборов первого президента России, столько же участников опроса назвали другие варианты ответа, а 8% вообще не знают, что этот день праздничный.
Анкетирование также показало: сейчас 33% респондентов считают, что суверенитет пошел во благо России и другим республикам бывшего СССР (в прошлом году так думали 28% участников аналогичного анкетирования). Считают, что суверенитет лишь нанес вред России и новым независимым государствам в настоящее время 49% опрошенных против 57% думавших так год назад.
Известия, 13.06.2001
http://nvolgatrade.ru/