Панорама на `Маяке`. У микрофона Виталий Ушканов. О том, что вас волнует, в эти полчаса мы говорим с людьми, которые принимают решение. Лидер КПРФ и руководитель фракции российских коммунистов в Госдуме Геннадий Зюганов в нашей студии. Рад приветствовать вас, Геннадий Андреевич.
ЗЮГАНОВ: Добрый день.
Вчера нижняя палата, в которой ваша фракция вторая по численности, начала работу после летних каникул. И в первый же день один из ваших, в кавычках, любимых членов Кабинета министров Михаил Зурабов выступил в рамках Правительственного часа. Скажите, после этого выступления любовь левых к Михаилу Юрьевичу стала сильнее?
ЗЮГАНОВ: Да нет. Я его накануне слушал у президента, где он, Греф и Кудрин продолжали молоть старую мякину: `Все хорошо, прекрасная маркиза!` А в стране-то как раз не очень хорошо. По его ведомству - особенно плохо. С одной стороны, закон о монетизации раскулачил 104 миллиона граждан, с другой стороны, даже в бюджете на следующий год заложено вымирание России на 600 тысяч человек. И детское пособие составляет 70 рублей - это позор нации. Зарплата врача и медсестры просто ниже всяких возможных пределов. Поэтому он отчитывался довольно, как всегда, гладко. Но положение в этой отрасли - наиболее кричащее и страшное. Я считаю, что эти три персонажа никаких особых поручений Путина выполнять всерьез не будут. И не намерены. У него у самого - крупное финансовое дело, через его структуры почти 90 процентов таблеток продают. И они только на этом наживают баснословные капиталы.
- Вы считаете, что судьба новых политических инициатив Владимира Путина, о которых он заявил в Кремле в понедельник, под угрозой? Зурабов, Кудрин, Греф - не смогут исполнить волю президента?
ЗЮГАНОВ: Считаю - да, этот состав правительства не справится с такого рода задачей. Но и с другой стороны, это не новые, а, точнее, новые старые предложения. В первом послании Путина была речь о сильном государстве, социальной политике, борьбе с бедностью, о заботе об интеллекте. Ну а дальше проводилась крайне правая политика, которая выкачивала гигантские деньги, аккумулировали их в руках частных, на этих деньгах вырастали новые упыри и олигархи, и почти ничего не вкладывалось в реальный сектор экономики. Вот смотрите, проели они подряд несколько реформ. Административную: В результате, все деньги - в Москву, а на местах - полный аут. Монетизацию: 600 миллиардов отобрали. Мы нажали с помощью выступлений, массовых протестов - 250 отдали. Остальные 5 - крутят олигархи.
Про Чубайса вы не могли не вспомнить.
ЗЮГАНОВ: Нет, конечно. Потому что то, что было в Москве 25 мая, многие не понимают до конца. Если бы это было зимой при минус 10, это было бы хуже Нового Орлеана. У нас бы замерзло тут полстолицы. Знаете, что 25-го 600 поездов остановились на подъезде к Москве. 43 больницы оказались без света. В подземке застряло не 10 тысяч (она перевозит 8 с половиной миллионов в сутки) - там было гораздо больше. И всего сработали два генератора, остальные не сработали.
Но `Единая Россия` тоже нажимала, согласитесь. Не вы одни.
ЗЮГАНОВ: Она за это голосовала. Потом, когда деваться некуда, пришлось им тоже присоединяться. Автогражданка: Отобрали почти 60 миллиардов. Часть выплатили, остальные крутят. Не дают ни населению вздохнуть, ни реальному сектору экономики развиться. Что касается конкретных предложений Путина: Я говорю, вот, давайте начнем с того, что ребенок родился и в первые 10 лет становится личностью, развивается, здоровье. Что такое 70 рублей детское пособие? Давайте введем полторы тысячи. Мы вносили в Думе - `Единая Россия` ни разу не проголосовала.
Это было подкреплено расчетами?
ЗЮГАНОВ: Расчетами, элементарными расчетами. С другой стороны, учитель получает в начальных классах 1600 рублей. Говорят, вот, за два года ему в полтора раза увеличат. Давайте увеличим, будет меньше трех, ниже прожиточного минимума. Это просто беда и катастрофа. А с нового года вы будете платить по закону, который подписан, распоряжение правительства - полностью за квартплату. Вот представьте, семья в четыре человека: жена и двое маленьких детей на руках, работать не могут. А муж получает 10-11 тысяч. Вроде, ничего. Вот они будут платить с этой зарплаты, и у них там 3-комнатная квартира, минимум 2 тысячи 700 рублей за квартиру. Плюс Чубайс собирается с нового года на 25 процентов цены на энергоносители, плюс бензин 15-17 рублей литр и солярка примерно 12-14. Вот перемножьте, и вы поймете, что у вас в кармане останется шиш в масле.
Даст Бог, больше не повторится. Ваши слова о кремлевских инициативах. Пока они, в смысле кремлевские, просто лезут на нашу площадку, на вашу площадку, на площадку социальной справедливости. В ваших словах сквозит такая неприкрытая обида, что Кремль использует ваши лозунги. Ну, так порадуйтесь за сограждан! Им-то все равно, кто эту социальную справедливость обеспечивает.
ЗЮГАНОВ: Обиды нет. Обида есть за то, что уже `люди получили свои сбережения назад`. Знаете? Ничего не получили. Уже покатались на новых `волгах`, уже пожили в сильном государстве, уже пережили десятки терактов.
Вы боитесь, что слова останутся словами?
ЗЮГАНОВ: Не просто боимся! При такой политике, какая сегодня есть - неизбежно останутся. Пока пузырь надувается за счет диких цен на нефтедоллары. И если он завтра лопнет, то вам - нечем работать. Если это не будет подкреплено промышленной и иной политикой, если гигантский стабфонд (почти 1 триллион рублей, а в следующем году будет 2 и больше), если золотовалютные резервы, если огромные запасы не будут направлены в развитие машин, механизмов, комбайнов, тракторов, станков, самолетов, вам не на чем зарабатывать. Сейчас хороший урожай в ряде регионов. Ставрополье собрало 6 с половиной миллионов тонн отборного зерна, больше двух тонн на человека. Это лучший урожай на планете. Почему Путин с Грефом и Кудриным не хочет выделить 45 миллиардов из этих огромных денег (это 0,6 процента от стабфонда) для того, чтобы у крестьянина купить по 4 с половиной тысячи за тонну? Тогда крестьянин купит технику, обновит машины, заложит хороший урожай, купит гостинцы детям, жене, тогда заживет это производство, заработает машиностроение. Они же не хотят покупать - выделили 6 и говорят: заплатим по 2-3 тысячи. Крестьянин не возвращает то, что вложил. Они опять - нищие, разутые, раздетые, а олигархи покупают, наживают баснословные деньги и отправляют это зерно за кордон, а у нас пухнут цены на хлеб, на макаронные изделия, хлебобулочные. Я, выступая, сказал, давайте, вот все здесь сидим, все первые руководители, давайте сегодня примем решение: Детское пособие - 1500, на ребенка, родился, - 30 тысяч, у крестьян покупаем хлеб по 4 с половиной тысячи за тонну. Это совершенно конкретно. Не хотят. А вот те обещания, которые дали, будут выполнять в следующем году. Открывайте бюджет. Там этих денег пока нет. Я сто раз говорил Путину. Давайте, январь закончился, 15-го подвели итоги, 20-го соберемся и обсудим, как сработали, отчитаете... Послание, правительство - о работе, наметим меры на будущее: Вы это заложите в свое Послание, правительство - в новый бюджет. Послание прозвучало, бюджет сверстан. Сейчас обещания. И, кстати, правильно вы говорите, лезут специально на площадку справедливости. Почему?
Это не я, это вы говорите, Геннадий Андреевич.
ЗЮГАНОВ: Почему? Доверие к правительству 6 %, опрос, доверие к Думе - 5 %, и у Путина почти вдвое сократилось.
Да, но 60 % - по опросам РАМИР. Мониторинг хотят, чтобы Путин был президентом на третий срок.
ЗЮГАНОВ: Опросите людей по конкретным вещам.
Но я не социолог.
ЗЮГАНОВ: Отношение к деревне. Вот, военные взять, вот - главнокомандующий. Там - не выше 25 %. Ведь сейчас - 10 миллионов бывших военных. Ни копейки не прибавили. Они обнищали, обтрепались. Мы их поддерживаем. Не хотят им хоть что-то прибавить. К пенсии не хотят ничего прибавить. 11 % инфляция, 12, да она, наверное, на самом деле в два раза больше.
Вы считаете, что сейчас военные, село, молодые матери живут хуже, чем, скажем, в 94-ом году, когда Компартия России контролировала нижнюю палату парламента?
ЗЮГАНОВ: Во-первых, Компартия никогда не контролировала. Вместе с союзниками.
Вместе с союзниками у вас было парламентское большинство.
ЗЮГАНОВ: Целый год вели импичмент Ельцину, набрали 216 голосов. Никогда не был. Если бы было большинство, мы бы, во-первых, Ельцина под суд давно отдали; импичмент состоялся, мы бы изменили экономический курс, мы бы сформировали правительство национальных интересов - не то, которое больше - американскую олигархию ....
Вы хотите сказать, что влияния вашего тогда было недостаточно.
ЗЮГАНОВ: Недостаточно было. Кстати, все исплевали, изгадили. Идею государственности - то же самое. Кстати, я сказал в выступлении сразу: если мы не услышим 4 звонка жутких и страшных, которые прозвучали за последние год: Беслан. Я только приехал, честно говоря, я много в жизни видел и горя, и бед. У меня из родной деревни почти все мужики ушли на фронт и погибли. Мы в бабьем царстве вырастали. Но в Беслане за 4 года войны погибло 357 человек, за три дня погибло 331, и в основном - дети. Если мы не услышим Чернобыль, который энергетический прозвучал в Москве, если мы не увидим, что износ машин и механизмов превысил 20 лет, вся инфраструктура сгнила и разваливается, 40 процентов граждан живет в хрущовках: Они свое дело сделали, их не надо ругать. Надо новое строить. Но многие не в состоянии это сделать. Если мы не увидим, что коррупция поразила всё - мы никакой задачи не выполним. В стране - 2 миллиона милиционеров. Участковый по-прежнему влачит жалкое существование. Посмотрите, как одеты, как это все выглядит. Поэтому надо менять курс. А сейчас что предлагают? Или давайте этот гнилой воровской либерализм бандитский, прикрытый полицейщиной, или оранжевую революцию во главе с ЦРУ. И то, и другое для России смертельно опасно. Я на встрече сказал: есть левоцентристская политика, основа которой - справедливость, реальное производство, дружба народов и элементарный контроль народа за властью. Вот давайте на этой площадке реализовывать. Они сейчас пытаются - справедливость для некоторых категорий. А остальные как? А если производство не будете работать, откуда деньги?
На то и щука в реке, чтобы карась не дремал. На то и оппозиция, чтобы говорить власти неприятные вещи.
ЗЮГАНОВ: Кстати, я высказал довольно подробно и критично. Никто из них не возражал. Никто. В том числе и президент согласился, что ряд постановок совершенно правильный.
Вот видите, значит начинают прислушиваться. А если поступит предложение кому-то из вашей команды, о которой вы не раз говорили в своих интервью, войти в Кабинет министров, чтобы воплощать вот эти идеи социальной справедливости: Ваше отношение?
ЗЮГАНОВ: Там предлагают создать совет, который наблюдать будет за выполнением национальных программ вот такого толка. Мы войдем в совет, мы готовы. Более того, я предложил изменить состав Госсовета. Тот Госсовет, который сегодня, это в основном люди, назначенные Путиным. Будут в рот смотреть и поддакивать. А в Госсовет должны войти крупнейшие ученые, крупные финансисты, эксперты, специалисты, влиятельные политики с разной точки зрения, должны быть представители федеральных округов и наиболее авторитетные губернаторы, плюс руководство Думы и Совета Федерации. Тогда он - в состоянии рассматривать эти проблемы и реализовывать их. Что касается правительства: Мы предложили программу-минимум, 17 вопросов народного референдума. Решили вынести их на голосование, пусть народ скажет. В Конституции это записано. Главный источник власти - народ, высшая форма - референдум и выборы честные. ЦИК запретил, Верховный суд засудил. Мы сейчас вынесли на народный опрос, референдум - 7 вопросов. Вот это наша программа-минимум. Под нее мы готовы сформировать хоть завтра сильное и квалифицированное правительство. Это правительство не будет выполнять поручения Думы, потому что там нет большинства, важно, чтобы большинство в Думе и большинство в правительстве проводили в согласованном...
В Думе нет большинства?
ЗЮГАНОВ: У `Единства` есть большинство.
У `Единой России`.
ЗЮГАНОВ: Но в правительстве от `Единства`, по-моему, 1 или 2 человека. И поэтому - `Единство` сидит. Что внесет правительство, то и ставит. А потом начинают срочно пересматривать.
То есть, вы так: либо Кабинет министров целиком, либо в Наблюдательном совете наблюдать и делать - это все-таки две большие разницы, как говорят в Одессе.
ЗЮГАНОВ: Самая большая беда нынешней России - отсутствует стратегия развития страны. Что будут делать китайцы в ближайшие 20 лет - я знаю. Что будет Европа делать - знаю. Что будет делать наше правительство, и какой завод построить хоть в следующем году - я не знаю. За 5 лет не построили ни одного современного крупного завода. Страна перед войной построила за 10 лет 9 тысяч заводов. Я должен под эту программу созидательную и собирать команду, способную это реализовывать, которую народ поддержит на выборах.
08.09.2005
2001-2003, радиокомпания `Маяк`.