Последнее время ознаменовалось в нашей стране волной, якобы, разоблачений подвиге 28 Панфиловцах, о личности Зои Космодемьянской. И, похоже, что все-таки в нашем обществе необходимо сформировать правильное отношение к подвигу. Подвиг и герои в жизни любого общества являются той матрицей, каркасом, на котором строится самосознание общества как живого организма. Герои и подвиги пронизывают историческую память членов этого общества, формируют представление в исторической памяти народа о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Вспомним Древнюю Грецию. Греческий пантеон населяли не только боги, но и герои. Подвиги Геракла, странствования Ясона и Одиссея являются неотъемлемой частью самосознания древнего грека. Исследуя жизнь людей той эпохи, изучая исторические или литературные памятники, Греции мы неизменно сталкиваемся с героями жителей той эпохи, и мы пониманием их мировоззрения, понимаем их идеалы: это отвага, сила, доблесть, смелость жажда путешествий. И что удивительно, память о героях сохранилась в веках и писатели древности не подвергали сомнению сами подвиги, они обсуждали, уточняли: как могли передвигаться герои, какие спутники у них были, где конкретно совершались подвиги, сколько времени в действительности потрачено на их выполнение. Но при этом произведения Гомера или Гесиода были каноническими. В религиозном мировоззрении отношение к героям и подвигам вылилось в почитании святых и их духовных подвигов. Подвиги святых часто изобилуют некоторыми несуразицами, фантазиями и небылицами. Но отношение истинно верующих людей однозначное: это было так, как предписывает Церковь, и не важно, как оно было на самом деле. Поскольку важен не сам подвиг святого, а то, символом каких качеств является его подвиг. Здесь уже на первый план выходят такие качества как вера, сила веры, преданность веры, способность умереть за веру, способность бескорыстно помогать ближнему. История Бориса и Глеба, царевича Дмитрия, основание Соловецкого монастыря, житие Петра и Февроньи муромских. За каждым этим именем скрывается история, скрывается их духовный подвиг, и произнося эти имена мы отчетливо представляем себе о каком именно подвиге идет речь
И по прошествии веков ничего не изменилось в восприятии народа. Все так же, как и тогда, историческую память народа формируют герои и совершаемые ими подвиги. Но поскольку наивысшей ценностью в мирском, гражданском понимании является в настоящее время государство, и народ, проживающий в этом государстве, то и герои и совершаемые ими подвиги обращены к государству и его гражданам. А какие подвиги важны для государства? Это способность стойкости, самоотверженность, стойкость приказу и присяге, отвага, и смелость, смекалка, честь. А раз так, так ли важно, каким образом воевали панфиловцы, и сколько их было? Ведь никто не оспаривает, что эти панфиловцы били, не оспаривают, что этих панфиловцев было множество. И сам Иван Васильевич Панфилов погиб не в тылу. Или тот же Гастелло. Ведь очевидно, что горящие самолеты направлял на вражеские колонны с техникой не один Гастелло. Но вот есть подвиг, и символ этого подвига в памяти народа является Гастелло. Равно как и Александр Матросов или Валерий Чкалов. Все они своим именем олицетворяют определенный подвиг. И даже имя Сталина в период обороны Москвы олицетворяет подвиг стойкости и жертвенности, готовности умереть вместе с защитниками Москвы в случае взятия Москвы Германией. Поэтому совершенно ведь не важно, что на Рейхстаге первыми были не Егоров и Кантария а одними из первых, и даже Егорова и Кантарию ведь фотографировал кто-то безызвестный (для простых граждан) третий. Так уже сложилось политически, по чьей-то воле, политическому моменту, что именно их считают первыми, тем не менее, их подвиг менее значительным ведь не стал. Ну а кого назначают первыми, как бы обидно кому не было, особенность политического момента. Поскольку подвиг служит примером для подрастающего поколения, для населения страны, в назидание потомкам для сохранения государства на рода, его населяющего, то нет ничего удивительного в том, что деятели государства, его правители немного ретушируют подвиги героев при формировании мифов, которые лежа в основе любого общества. Ведь даже если в действительности было не так, как описано, а немного по-другому, от этого подвиг не перестает быть подвигом а герой – героем. Конечно, в этом случае мы имеем все шансы скатиться в другую крайность, когда откровенных подлецов, предателей, изменников и трусов волею случая и политической коньюктуры делают героями, как например, сейчас происходит на Украине с именами Бандеры, Шухевича и Мазепы. В этом случае мы имеем дело с разломом, разрывом некогда единого общего исторического сукна одного народа. Когда герои одних становятся антигероями других. И разделение это происходит по линии формирования и существования разных мифологем, лежащих в основе каждого народа. Наиболее ярким примером в истории является случай дихотомии при разделении некогда единого этноса индоиранцев на индоариев с иранцев: темные боги индийцев асуры стали светлыми иранскими богами ахурами и светлые индийские боги даэвы эквивалентны темным иранским божествам дэвам. Таким образом, герои и их подвиги уже не принадлежат себе или своим потомкам. Они принадлежат уже всему народу. Поэтому ко всякому низложению, развенчиванию мифов следует относиться как к акту интеллектуальной диверсии против народа, против исторической памяти. И нет ничего удивительного, что государство стремиться сохранить свои мифы посредством всевозможных комиссий по противодействию фальсификации истории. Ведь защищая мифы прошлого, мы защищаем фундамент настоящего на котором возводим здание будущего.