Эксклюзив
Бирюков Евгений Евгеньевич
26 декабря 2016
3444

Герои и подвиги в современном мире

Main i

Последнее время ознаменовалось в нашей стране волной, якобы, разоблачений подвиге 28 Панфиловцах, о личности Зои Космодемьянской. И, похоже, что все-таки в нашем обществе необходимо сформировать правильное отношение к подвигу. Подвиг и герои в жизни любого общества являются той матрицей, каркасом, на котором строится самосознание общества как живого организма. Герои и подвиги пронизывают историческую память членов этого общества, формируют представление в исторической памяти народа о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Вспомним Древнюю Грецию. Греческий пантеон населяли не только боги, но и герои. Подвиги Геракла, странствования Ясона и Одиссея являются неотъемлемой частью самосознания древнего грека. Исследуя жизнь людей той эпохи, изучая исторические или литературные памятники, Греции мы неизменно сталкиваемся с героями жителей той эпохи, и мы пониманием их мировоззрения, понимаем их идеалы: это отвага, сила, доблесть, смелость жажда путешествий. И что удивительно, память о героях сохранилась в веках  и писатели древности не подвергали сомнению сами подвиги, они обсуждали, уточняли: как могли передвигаться герои, какие спутники у них были, где конкретно совершались подвиги, сколько времени в действительности потрачено на их выполнение. Но при этом произведения Гомера или Гесиода были каноническими. В религиозном мировоззрении отношение к героям и подвигам вылилось в почитании святых и их духовных подвигов. Подвиги святых часто изобилуют некоторыми несуразицами, фантазиями и небылицами. Но отношение истинно верующих людей однозначное: это было так, как предписывает Церковь, и не важно, как оно было на самом деле. Поскольку важен не сам подвиг святого, а то, символом каких качеств является его подвиг. Здесь уже на первый план выходят такие качества как вера, сила веры, преданность веры, способность умереть за веру, способность бескорыстно помогать ближнему.  История Бориса и Глеба, царевича Дмитрия, основание Соловецкого монастыря, житие Петра и Февроньи муромских. За каждым этим именем скрывается история, скрывается их духовный подвиг, и произнося эти имена мы отчетливо представляем себе о каком именно подвиге идет речь

И по прошествии веков ничего не изменилось в восприятии народа. Все так же, как и тогда, историческую память народа формируют герои и совершаемые ими подвиги. Но поскольку наивысшей ценностью в  мирском, гражданском понимании является в настоящее время государство, и народ, проживающий в этом государстве, то и герои и совершаемые ими подвиги обращены к государству и его гражданам. А какие подвиги важны для государства? Это способность стойкости, самоотверженность, стойкость приказу и присяге, отвага, и смелость, смекалка, честь. А раз так, так ли важно, каким образом воевали панфиловцы, и сколько их было? Ведь никто не оспаривает, что эти панфиловцы били, не оспаривают, что этих панфиловцев было множество. И сам Иван Васильевич Панфилов погиб не в тылу. Или тот же Гастелло. Ведь очевидно, что горящие самолеты направлял на вражеские колонны с техникой не один Гастелло. Но вот есть подвиг, и символ этого подвига в памяти народа является Гастелло. Равно как и Александр Матросов или Валерий Чкалов. Все они своим именем олицетворяют определенный подвиг. И даже имя Сталина в период обороны Москвы олицетворяет подвиг стойкости и жертвенности, готовности умереть вместе с защитниками Москвы в случае взятия Москвы Германией. Поэтому совершенно ведь не важно, что на Рейхстаге первыми были не Егоров и Кантария а одними из первых, и даже Егорова и Кантарию ведь фотографировал кто-то безызвестный (для простых граждан) третий. Так уже сложилось политически, по чьей-то воле, политическому моменту, что именно их считают первыми, тем не менее, их подвиг менее значительным ведь не стал. Ну а кого назначают первыми, как бы обидно кому не было, особенность политического момента. Поскольку подвиг служит примером для подрастающего поколения, для населения страны, в назидание потомкам для сохранения государства на рода, его населяющего, то нет ничего удивительного  в том, что деятели государства, его правители немного ретушируют подвиги героев при формировании мифов, которые лежа в основе любого общества. Ведь даже если в действительности было не так, как описано, а немного по-другому, от этого подвиг не перестает быть подвигом а герой – героем. Конечно, в этом случае мы имеем все шансы скатиться в другую крайность, когда откровенных подлецов, предателей, изменников и трусов волею случая и политической коньюктуры делают героями, как например, сейчас происходит на Украине с именами Бандеры, Шухевича и Мазепы. В этом случае мы имеем дело с разломом, разрывом некогда единого общего исторического сукна одного народа. Когда герои одних становятся антигероями других. И разделение это происходит по линии формирования и существования разных мифологем, лежащих в основе каждого народа. Наиболее ярким примером в истории является случай дихотомии при разделении некогда единого этноса индоиранцев на индоариев с иранцев: темные боги индийцев асуры стали светлыми иранскими богами ахурами и светлые индийские боги даэвы эквивалентны темным иранским божествам дэвам. Таким образом, герои и их подвиги уже не принадлежат себе или своим потомкам. Они принадлежат уже всему народу.  Поэтому ко всякому низложению,  развенчиванию мифов следует относиться как к акту интеллектуальной диверсии против народа, против исторической памяти.  И нет ничего удивительного, что государство стремиться сохранить свои мифы посредством всевозможных комиссий по противодействию фальсификации истории. Ведь защищая мифы прошлого, мы защищаем фундамент настоящего на котором возводим здание  будущего. 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован