Эксклюзив
Гусев Владимир Матвеевич
22 октября 2015
4176

Гипотеза Владимира Гусева: Шериф Хаджитархани – первый астраханский поэт и писатель

И прели мёртвые, густые
Озера Золотой Орды,
Где у становища Батыя
Вершились ханские суды.
И мы по телу рассосали,
Как застоявшийся нарыв
Кровь орд, что весело плясали,
По трупам доски расстелив. 
Михаил Зенкевич,
«Две крови».
 

В «Антологии астраханской поэзии» (2003) отсутствовало имя Хаджитархани, что объясняется, видимо, недостатком источников либо лакуной, которую восполнить трудно. Вопреки расхожему мнению о первом астраханском поэте Василии Тредиаковском (1703-1768), считаю своим долгом изложить историю великого поэта и писателя Астраханского ханства, существовавшего с 1459 по 1556.
Год рождения Ш. Хаджитархани неизвестен, но могу предположить, что Шериф родился в конце XV века в период правления астраханского хана Касима I. Точно установлено, что Ш. Хаджитархани родился в Астрахани. Его детство и юность прошли в период Астраханского ханства, где до 1512 – 1600 гг. господствовала династия Астраханского ханского дома. Правителями этого дома в жизни Шерифа Хаджитархани были Шейх-Аулиар (до 1516), Шах-Али (1516-1519), Джан-Али (1519-1532), Джан-Али (1519-1532), Шах-Али (вторично, 1532-1567).
Эти ханы обладали книжным собранием, чему способствовали тесные связи Большой Орды со Средней Азией, Афганистаном и Турцией. Например, астраханским ханам было хорошо известно повествование о Тимуриде султане Хусейн-мирзе, правившем в Герате с 1469 по 1506, где говорится, что «в дни казачества» он отдал свою сестру Бади ал-Джамал Бадке-биким замуж за Ахмеда «хана Хаджи-тарханского». Это повествование называется «Бабур-наме». Оно, несомненно, оказало влияние на растущее творчество Шерифа Хаджитархани.

В распоряжении внука Ахмеда, сына Сейид-Ахмеда Касима, правившего в Астрахани в период 1502-1532 годов, находилась рукопись «Шу ' аб-и панджгана». Это был единственный сохранившийся до наших дней манускрипт III тома «Собрания летописей» Рашид ад-Дина, составленного между 1306 и 1311 годами.

Видимо, с этим сочинением был знаком Шериф Хаджитархани, почерпав из него генеалогию царствующих династий «пяти народов»: тюрок и монголов, мусульман (арабов), евреев, франков и китайцев. Эта рукопись могла быть подарена Касиму его другом, ханом Мухаммедом Шайбани после того, как последний завоевал Бухару и Самарканд в самом начале XVI века. Надо заметить, что связи Мухаммеда Шейбани с Астраханью были довольно тесными и определялись событиями конца 1460 годов, когда юный Шейбани с братом прятался в Астрахани у Касима и мангыта Темира. Это расположение Шейбани к астраханской династии послужила причиной его дружественных отношений и с ханом Казани Мухаммед-Эмином, правившим с 1484 по 1485 год, вторично с 1487 по 1495 год.
Неудивительно поэтому, что непосредственно в Астрахани Шериф Хаджитархани сочинил труд «Зафер наме-йи вилайет-и Казан» («Победная книга вилайета Казань»), где рассказывал о втором безуспешном походе русских войск на Казань. В то время Иван IV принял Судебник, начал военную реформу, ввел указ об ограничении местничества при назначениях на командные должности в армии, создал стрелецкие полки. При этом творческая деятельность Шерифа Хаджитархани протекала в обстановке, когда черкесские, кабардинские и дагестанские князья обращались за помощью к России, некоторые принимали российское подданство; начиналось строительство Засечной черты – оборонительной линии против крымского хана.
Именно в 1550 году сочинение Хаджитархани «Зафер наме» было послано самим автором османскому султану Сулейману Кануни. Ныне оно хранилось в фондах библиотеки Зейтиногуллары ильчи Таушанлы в области Кютахья в Турецкой республике.
Шериф Хаджитархани скончался в 1552 году, при астраханском хане Ямгурчи ибн Бердибеке (правившем в периоды 1546-1550, 1551-1554). В том же году Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. Его тогдашними правителями были: Шах-Али (в третий раз, 1551-1552), Ядигер-Мухаммед из Астрахани ханской династии уже в 1552 году. Между тем после смерти поэта и писателя Шерифа Хаджитархани представителями астраханского ханского дома были: Шах-Али (как выше сказано, вторично, 1532-1567), Саит-Булат (Симеон) (1567-1573), Мустафа – Али (Михаил) (1573-1600).

Любопытно, что Шериф Хаджитархани и поэт, автор поэмы «Кыссаи Хубби хужа», мулла и сеид Кул-Шериф, известный политический деятель Казанского ханства, убитый при взятии города в 1552 году, - одно и то же лицо, как утверждают учёные: М. И. Ахметзянов (автор труда «Между Волгой и Яиком»; Идель, 1991, № 10-11) и Д. М. Исхаков (исследователь истории «Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах»; Казань, 1997).

 

Однако с точки зрения известного историка И. В. Зайцева, автора книги «Астраханское ханство» (2004), автор поэмы «Зафер наме-йи вилайет-и Казан», некий Шериф с нисбой Хаджитархани – это Маулана Шариф ад-Дин Хусайн Шарифи, известный как автор сочинения «Широкий тракт влюбленных» («Джаддит аль-Аишкин»). Это сочинение основано на труде Маулана Камал ад-Дин Махмуда б. Шайх Али б. Имад ад-Дин ал-Гидждувани «Ключ для ищущих истину», написанном в 1543 году. «Широкий тракт влюбленных» рассказывает о житии Шайха Кутб ад-Дина Хусайна, умершего 21 августа 1551 года. Шарифи присутствовал при кончине своего пира, Шайха Кутб ад-Дина в Алеппо и был хорошо знаком с делами своего муршида. При этом намного позже было написано сочинение ал-Гидждувани. В сочинении Шарифи излагаются обстоятельства жизни муршида, его передвижения и связанные с ними события как в Астрахани, так и в Мавераннахре, Хорезме, Иране, Малой Азии, Мекке, Медине и других местах. Рукописи этого труда сохранились в собрании восточных рукописей АН Узбекистана, а также в библиотеке индийского офиса в Великобритании.
Итак, в Астрахани существовала собственная историографическая традиция. Более того, в ханстве имелись письменные фиксации событий золотоордынской истории, отсюда протекала весьма устойчивая устная традиция, связанная с самой Астраханью. Ещё тогда бытовали классические произведения мусульманской историографии. Что касается татарских исторических сочинений, посвящённых истории Астрахани, то они до периода Ивана Грозного не сохранились. При известном писателе Шерифе Хаджитархани на высоком уровне развивались астрономия, геодезия не только в Астрахани, но и в Золотой Орде, а также знались образцы сочинений по математике и географии, имелись понятия о классических произведениях арабской и персидской словесности (например, «Шах-наме» Фирдоуси).
Невероятно, но факт, что изначальная многонациональность и разноязычность населения Астраханского ханства, своеобразное геополитическое положение, уникальный климат и ландшафт всегда играли ведущую роль в формировании великости поэта и писателя Шерифа Хаджитархани, родившегося в историческом ханстве на великой астраханской земле.
Гениальность нашего земляка должна быть общепризнанной, его работы должны входить во все большие и малые энциклопедии по истории астраханской поэзии. Век XVI должен наградить наш родной край в этом великом значении. Да, «у астраханских поэтов ещё неисчерпаемы кладовые»! Не даром воспел Михаил Зенкевич в своем стихотворении «На Волге»:

«И войлоком на соли голой
Пестрели ярко города,
Где с диким гиканьем монголы
Пасли косматые стада».

Да, культура Астраханского ханства в лице Шерифа Хаджитархани – явление самобытное и уникальное, но, как ни странно, о ней ничего неизвестно. Именно поэтому всё, что изложено выше, следует расценивать лишь как первое приближение к теме. При этом укрепляюсь надеждой, что даровитые люди дополнят и разовьют моё сочинение. Культура ханства на астраханской земле – это не только произведения Шерифа Хаджитархани, это, прежде всего, - вещи, которые его современников окружали, их привычки, тот строй жизни, который определял время различных занятий, игры, любовный ритуал и ритуал похорон и создал вокруг себя определённый культурный контекст. Эта культура едина благодаря общим обычаям и привычкам. Ей принадлежали и ныне принадлежат нормы, передающиеся через быт и тесно соприкасающиеся со сферой поэзии Шерифа Хаджитархани, вливаясь в живую национальную память народа, в воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта, а именно в душу астраханцев, наполнявшую внутренним смыслом их размеренную жизнь, которая протекала согласно тогдашним установлениям, выработанным жизнью, трудом, войной, управлением ханов, общением с природой и почитанием как астраханских царей, так и отцов и дедов. Именно в поэзии нашего великого земляка раскрываются те черты, по которым можно узнать своего и чужого, человека той или иной эпохи и национальности. Традиции Астраханского ханства связаны с указанными выше именами его деятелей, которые объединены непрерывностью культурно - исторического развития, интеллектуальной и духовной связью поколений. Если в этих традициях, в творчестве Шерифа Хаджитархани мы перестанем узнавать сегодняшнее, то перестанем узнавать и понимать самих себя. В этом состоит сложность понимания наследия великого поэта, но в этом и заключается необходимость понимания культуры Астраханского ханского дома. Эта нужда столь остра, что я счёл возможным и попытался обозначить хотя бы основные творческие вехи удивительной личности Шерифа Хаджитархани.

Использован источник:И.В.Зайцев "АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО"(2004).

Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов

 


 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован