01 мая 2004
1394

`Главное - выравнивать страну по лучшим регионам` - Леонид Григорьев о подходах к укрупнению регионов

Президент Ассоциации независимых центров экономического анализа(АНЦЭА) Леонид Григорьев по просьбе ИА REGNUM прокомментировал возобновление дискуссии вокруг идеи укрупнения регионов, спровоцированное появлением очередного варианта административно-территориального деления, предложенного накануне Советом по изучению производительных сил (СОПС).

"Процесс обсуждения возможного укрупнения регионов начался, причем хворост в костер подбрасывается каждый день и, возможно, скоро внезапно что-то произойдет", - сказал Л.Григорьев. В связи с этим отметил необходимость экпертного обсуждения целей, ограничений и принципов возможного объединения регионов.

"При взгляде сверху становятся видны издержки большого числа политических территориальных единиц, - продолжил он. - Например бесконечные конфликты мэров столичных городов с губернаторами. Часто столица - единственный крупный город области, иногда таких городов два и между ними идет борьба за контроль над ресурсами области.

Эти проблемы могли бы, наверное, решиться путем совершенствования налогового законодательства, соблюдения принципов соответствия доходов расходам и сокращения бесконечных трансфертов. Либеральный принцип минимизации роли государства, декларированный на федеральном уровне, был бы еще более уместен при снижении перераспределительных функций на низовых уровнях. В чем мы все явно заинтересованы - это в выравнивании качества экономического пространства страны по лучшим регионам с точки зрения уровня управления, степени защиты прав собственности, понижения коррупции, устранения ограничений для бизнеса, снятия рентных платежей и поощрения конкуренции с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности страны.

Представим себе, что то или иное объединение областей неизбежно; что надо сделать в этом случае? Во-первых, надо позвать географов и историков народного хозяйства и посмотреть свой - довольно успешный - опыт совнархозов конца 1950-х - 1960-х годов. Тогда была проведена, насколько я помню, концентрация принятия экономических решений и удалось, например, дать пространство для развития ленинградской промышленности и в своей области, и на Псковщине. Но традиционные границы области далеко не везде случайны - их нельзя перекраивать без учета внутренней транспортной связности регионов. Таких экономических районов окажется 15-20, поэтому пример 28 "блоков" СОПСа - пожалуй, отправная точка для споров. В любом случае прямые издержки и прибыли надо считать до принятия конкретного решения.

Во-вторых, надо посчитать и издержки отдаленные - вроде возможного стягивания ресурсов в пользу новых центров больших регионов в ущерб более гармоничному развитию. В этой связи задача стоит, по-моему, более широко - как создать налоговыми и иными мерами нормальные условия развития не только для трех очевидных регионов, в которых развитие уже происходит в рамках подъема 1999-2004 гг.: Москва и окрестности, прибрежные регионы у Балтики и у Черного и Азовского морей. Серьезная цель для страны (и экономической политики) заключается в том, чтобы создать не меньше двух десятков крупных точек роста по всему пространству, опирающих на географические и ресурсные преимущества различных территорий. Нам, наверное, хотелось бы в конечном итоге создать ситуацию, свойственную США и Западной Европе, в которых можно перемещаться из региона в регион вслед за интересной работой, не испытывая тягот "освоения целины".

В-третьих, нужно учитывать роль крупного бизнеса и отраслевой структуры, поскольку при прочих равных желательна диверсификация ресурсов. При этом важно избежать простого навязывания состоятельным регионам отстающих "на прокормление" - можем остановить первых и не вытянуть вторых. Во всяком случае, в экономическом развитии регионов надо бы следовать общему корпоративному принципу награды за успех (это осуществляется в Китае) - успех в экономическом развитии и росте, например, бюджетных доходов не должен наказываться их немедленным перераспределением "в пользу бедных". Условия нужны не для перераспределения, а для развития.

В-четвертых, с точки зрения управления страной, было бы логично сократить чрезмерную административную нагрузку на Москву путем передачи полномочий относительно ограниченному числу центров, дав им возможность реализовывать свои стратегии с помощью разумного набора инструментов: налоги, гарантии, кредиты, приоритеты.

Наконец, распространение лучших институтов, обеспечивающих экономическую активность, развитие гражданского общества должно опираться на наиболее продвинутые регионы не по какому-то отдельному ресурсу (например, экспорт чего-то), а именно по тому, насколько высоко качество институтов в регионе, вокруг которого идут объединительные процессы. Самое главное - выравнивать страну по лучшим регионам".

www.regnum.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован