13 марта 2007
3557

Главный по коррупции.

Рабочая группа будет соблюдать международные соглашения.
Российским чиновникам и членам их семей придется в скором времени начать декларировать свои расходы. Ответственность за внедрение этой нормы и ряда других в отечественное законодательство возложена на очень влиятельного и близкого к президенту Путину человека - его помощника Виктора Иванова. Указом президента вчера была образована межведомственная рабочая группа, которую возглавил Иванов. Группа займется приведением законодательства РФ в соответствие с положениями конвенций ООН и Совета Европы против коррупции.

В указе президента говорится, что к 15 февраля должен быть представлен на утверждение состав рабочей группы, а к 1 августа эта группа должна предложить необходимые изменения в законодательство РФ и создать специализированный орган, который будет координировать антикоррупционную работу. Имена членов группы пока неизвестны, но возглавит ее Виктор Иванов, один из наиболее близких к Владимиру Путину сотрудников его администрации.

Деятельность рабочей группы будет направлена на исполнение требований Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, ратифицированных Россией еще в прошлом году, а также обязательств, принятых президентом на саммите G8 в Санкт-Петербурге при подписании декларации "О борьбе с коррупцией на высоком уровне".

В межведомственную группу, очевидно, войдут представители Генпрокуратуры, Минюста, МВД, Счетной палаты и Минэкономразвития. Уровень представительства будет не ниже министров и первых замов, иначе руководство не поручили бы Иванову.


Группе предстоит решить очень широкий спектр вопросов. Они связаны с пятью основными блоками законов, которые должен будет принять парламент. Во-первых, о публичном декларировании доходов и собственности должностных лиц. Во-вторых, о четком регулировании конфликта интересов, то есть об определении, чем может заниматься и в какой сфере работать чиновник после выхода в отставку. В-третьих, о принятии этических кодексов. В-четвертых, о введении в УК такого понятия, как "злоупотребление влиянием". И, в-пятых, законы, прописывающие декларирование не только доходов, но и расходов должностных лиц и членов их семей. "Декларация расходов, по идее, - самое важное звено антикоррупционной деятельности", - заявила "Газете" директор российского офиса Transparency International Елена Панфилова.

К этому перечню члены думской комиссии по противодействию коррупции добавляют свои два проекта законов - о сокращении перечня должностных лиц, имеющих депутатскую неприкосновенность, и о создании механизма взаимодействия с иностранными государствами по возврату активов.

Если все эти законодательные акты будут приняты, значительно расширится список чиновников, которых коснутся требования публичности доходов и расходов. В Конвенции СЕ государственным должностным лицом считается не только госслужащий, но и мэр, министр и даже судья.

В обязанности группы Виктора Иванова должна входить не только разработка поправок, но и отслеживание всех случаев нарушения антикоррупционного законодательства. Но здесь объем полномочий межведомственной группы может оказаться меньше, чем хотелось бы. Причина - неуклонно приближающийся март 2008 года и выборы президента. Вряд ли в их преддверии Кремль пойдет на такие кардинальные меры. Это чревато разбалансировкой "вертикали власти". "Бюрократия никогда не сможет сама себя декларировать. А в условиях круговой поруки даже принятый законопроект будет бездействовать", - заявил "Газете" директор Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. И скорее всего, группа ограничится принятием кодексов чести госслужащих и процедурных поправок.


Контроль за расходами возвращается

Контроль за расходами граждан - не только чиновников, но и всех россиян, - действовал в стране с 2000 года и был официально отменен с 1 января 2004 года. В течение этого времени банки, риэлторы, нотариусы и розничные торговцы должны были присылать в налоговые органы данные о покупках свыше $20 тысяч. Налоговая инспекция сравнивала их с размером дохода гражданина и в случае несоответствия просила в письменной форме объяснить, откуда взялись деньги.

Метод давно зарекомендовал себя как эффективное средство борьбы с преступностью. Аль Капоне, как известно, был осужден и оказался в тюрьме именно за неуплату налогов (доказательства были сформированы на базе контроля за его приобретениями).

В России граждане нашли "противоядие": ссылались на многолетние сбережения, не оформленное официально наследство. Опровергнуть их в массовом масштабе налоговики не могли. Сейчас за банковскими операциями россиян, превышающими 600 тысяч рублей, следит комитет по финансовому мониторингу при Минфине. Но и он в борьбе с коррупцией пока безмолвствует.

Вновь правительство заговорило о контроле за расходами граждан при принятии налоговой амнистии. Закон вступает в силу с 1 марта этого года и позволяет легализовать полученные до 1 января 2005 года доходы, с которых не уплачены налоги.


Как вы относитесь к идее "легализации коррупции", то есть назначения официальных расценок на услуги госслужащих, оказываемые гражданам?


Аркадий Баскаев, член комиссии Госдумы по противодействию коррупции:

Это абсолютно наивный вопрос и ответ на него один: "Не может быть такого, потому что просто не может быть никогда". Легализовать взятки невозможно, и ни в одной приличной стране никто такого не делал и делать не будет.


Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства:

Отрицательно. Это аморальная вещь. Другое дело, что коррупция у нас уже почти легализована, если говорить по-честному.

Законы, правоприменительную практику надо совершенствовать и не принимать коррупционных законов. Закон о туризме, который приняли в Госдуме, - вот блистательный пример того, что закон не был проверен на коррупционность. А он ведь, по сути, уничтожает малый и средний бизнес, монополизирует отрасль и создает возможность для сговора.


Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности:

Коррупция не может быть узаконена, так как это преступление - не только по писаному закону, но и по нормам морали. Она похожа на предательство. Как можно узаконить коррупцию офицера-снабженца, продающего боеприпасы людям, которые их потом используют для взрывов или обстрелов? Я вообще считаю коррупцию угрозой номер один для национальной безопасности.


Владимир Южаков, руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок:

Это не новая идея, ее уже озвучивал кто-то из наших первых миллионеров. Чего мы добьемся, легализуя коррупцию?

Главный негативный эффект коррупции состоит в том, что она заменяет добросовестную конкуренцию между производителями и вообще между людьми в различных сферах (научной, педагогической и т.д). Заменяет конкуренцией за доступ к телу чиновника, распределяющего ресурсы. И люди, и хозяйствующие субъекты борются не за то, чтобы лучше работать, производить товар лучшего качества и с меньшей стоимостью, а за этот доступ к телу и ресурсам.

Если за это будут платить легально, проблема недобросовестной конкуренции и, следовательно, самой коррупции, снята не будет.

Чиновники, конечно, будут получать деньги, не мучаясь совестью (если она у кого-то болит). Но не думаю, что ради этого стоит идти по данному пути.

Источник: Газета No21 от 06.02.2007г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован