28 октября 2006
2852

Глеб Павловский: Административная система РФ не способна работать с соотечественниками и диаспорами

Из выступления Глеба Павловского, Президента Фонда эффективной политики на пресс-конференции по теме: "Всемирный конгресс соотечественников: Русский мир как новая политическая реальность", АиФ, 27 октября 2006 г.



Я не буду рассказывать про сам Конгресс соотечественников, вы все о нем знаете. Это традиционное для нас, более представительское мероприятие. В этом году конгресс важен тем, что на нем Путин изложил новый подход к формированию политики в отношении соотечественников, политики, которой до сих пор не было. У нас уже пятнадцать лет существует политическая риторика, которая очень дружественна в отношении соотечественников, но она бесполезна для них. Бесполезна потому, что не учитывает особенность русской диаспоры в современном мире и особенность взаимодействия России со своей собственной диаспорой.

Проблема состоит в том, что Россия имеет гигантскую диаспору пропорционально своей реальной численности. Например, китайцы имеют очень большую диаспору, очень заметную во всем мире. Но 50 млн. человек по отношению к населению Китая - это примерно 3%. А Россия имеет диаспору, сопоставимую с ее населением. Обычная ее численность, 30 млн. человек, - это треть населения страны. Еще одна особенность России в том, что наша диаспора сформировалась в течение очень короткого времени в результате крушения и исчезновения нескольких государств. Наша диаспора возникала как группа выживших при кораблекрушении. Иногда человек становился диаспорой в силу того, что государство оставило его за своим бортом в результате соглашения. Например, Беловежское соглашение: человек сам никуда не уезжал и не собирался уезжать, и не давал никому права переселять его в другую страну. Но, тем не менее, это происходило. В течение более десяти лет Россия представляла собой странный промежуточный транзитный коридор, в котором присутствовало несчитанное и принципиально не считаемое нашей административной системой число людей. Наша административная система не замечает человека, если ему не присвоен административный статус. И первое президентство Путина не сильно изменило ситуацию, только в последние годы начала меняться политика в отношении диаспор. Безработных у нас значительно больше, чем людей, имеющих статус безработного, беженцев в разы больше, чем людей, имеющих статус беженцев.

В России с начала 90-х годов начало формироваться государство, в котором присутствовали гигантские массивы людей, не включенных в государство ни политически, ни социально. Это люди, включенные экономически, и, как правило, теневым образом. В итоге возникла парадоксальная ситуация. Государство, вроде бы, дружественно по отношению к соотечественникам, все наши правительства без исключения посылали сигналы дружбы, любви и признательности, и приглашение соотечественникам возвращаться. А на деле вся административная система не заточена под работу ни с приезжающими соотечественниками, ни с диаспорами за рубежом. Они, приезжая, без своего желания приобретают статус нелегальных эмигрантов, просто потому, что система не может их легализовать. Возникает ситуация, когда граждане страны относятся к своим соотечественникам очень приязненно только на расстоянии. Когда они приезжают, их рассматривают как нелегальных эмигрантов, более того, как нелегальных эмигрантов рассматривают даже граждан России, приехавших из другого региона.

И эта раздвоенность, эта административно-политическая шизофрения превращает нашу политику в ситуацию коммунальной квартиры, когда члены семьи не в состоянии урегулировать свои проблемы, потому что в этой же комнате живут соседи, развешивают свои кальсоны, варят борщ, некоторые просто вытаскивают кошелек. Это делается беззлобно, просто потому, что все живут в неправовом пространстве. Новизна предложенной Путиным политики состоит в признании реальности, в которой находится Россия. В признании ситуации нескольких диаспор России, которые не очень-то дружат между собой. Есть старые диаспоры Российской империи, есть диаспоры советские, а есть диаспоры и постсоветские, возникшие в результате разного рода выдавливания, вытеснения русских или меньшинств из одних постсоветских государств в Россию. Еще один важный фактор: всем известно, какая проблема в Европе с нелегальной эмиграцией. Но на всю Европу нелегальных эмигрантов меньше, чем на Россию. Это число колеблется между 10 и 15 млн. в Евросоюзе, и в России оно такое же. Европа установила очень жесткую правовую и технологическую границу между собой, Евросоюзом, Россией и постсоветским пространством, через которую не должны просачиваться нелегальные эмигранты. Соответственно, они накапливаются в России. В частности, накапливаются уже не просто эмигранты и не просто соотечественники, а некие промежуточные транзитные пассажиры, то есть шлаки от разных каналов нелегальной эмиграции, для которых Россия - сточная труба, через которую они пробираются в другое место. Но если ставится фильтр на выходе, они остаются в России. В России находятся их промежуточные оперативные штабы.

К сожалению, очень многих каналов нелегального трафика - трафика кадров, трафика проституции, даже африканского трафика, идет через Россию просто потому, что ситуация административного непризнания нелегальных эмигрантов оказывается очень удобна для нелегальных же эмигрантов. Их не признают, и это создает возможность прятаться. Преступники вообще предпочитают прятаться в больших городах, а не в темном лесу. В городе спрятаться проще. В России, с ее жесткой административной системой, очень просто существовать между статусами этой административной системы. Я уже не говорю про ситуацию с китайскими эмигрантами, когда много людей живет по одном паспорту. Такая ситуация не только в России. Такая же ситуация и в Сан-Франциско, просто потому, что у нас не различают в лицо азиатских граждан. Это наш недостаток и удобная ситуация для нелегальной эмиграции. Теперь вводится ряд программ, которые были заявлены Путиным, по работе с соотечественниками за рубежом - это Федеральная целевая программа по русскому языку и программа содействия добровольному переселению. С моей точки зрения, центральной является та, которая звучит наиболее гуманитарно - это программа по русскому языку. Надо наконец признать, что Россия - это государство русской политической культуры, это государство русской цивилизации, Россия создана русской цивилизацией, так же, как и Советский Союз, так же, как перед этим Российская империя. И не надо бояться и стыдиться слова "русский". И нет другого способа интегрировать многочисленные народности, нации, вероисповедания в составе одного государства, если не признать, что это государство русской цивилизации. Когда Путин говорит о русском мире, этот тезис был сформулирован в его выступлении на Конгрессе соотечественников, он имеет в виду именно русскую цивилизацию как мировое явление, в широком смысле слова. И в этом смысле диаспоры за нашими пределами не являются нашей опорой для проведения теневой политики. Многие, в том числе и политически безответственные элементы, пытались превратить русские диаспоры в опору для проведения той или иной экстремальной политики за пределами Российской Федерации. Но это только портит наши отношения с соседями, и ничем не помогает диаспорам. Путин очень тщательно проговорил, что русские граждане, наши соотечественники за рубежом, не являются людьми двойной лояльности, потому что это превратит их в заложников политики местных правительств. Это лояльные граждане своих стран, но для России работа с ними не менее важна, чем интеграция разных обществ внутри страны. Это, в первую очередь, интеграция через русский язык, русскую культуру и развитие ее не только внутри страны, но и в ее местных разновидностях. Например, немецкая ветвь русского мира - это гигантская ветвь, это несколько миллионов человек. Люди, которые уезжали в Германию как немцы и как евреи, в итоге оказались в Германии русскими, и рассматриваются как русские. Но самое интересное - они себя идентифицируют как русских. Они читают русскую прессу, у них развивают русскую культуру, пока эта культура находится в первом поколении, она, как говорят в Одессе, та еще культура, но тем не менее, она должна стимулироваться и в культурном отношении.

То есть надо помогать созданию русских культурных центров, центров изучения языка, программ обучения в России. Все технические средства по абсорбции своих диаспор давно разработаны французами и англичанами, в первую очередь, в значительной степени израильтянами. Несомненно, существует проблема возвращения в плане того, кем будут становиться политически возвращающиеся в Россию соотечественники. Федеральная миграционная служба создает программу работы с ними из 11 пунктов, в которые будут включены фонды на работу, будут созданы промежуточные статусы до получения гражданства, ничего нового здесь нет, это есть и в других европейских странах. Но кем они будут становиться? Это пока открытый вопрос. Возникает вопрос, кто из политических сил скорее и лучше будет работать с соотечественниками. Потому что крайние, радикальные силы и антисистемные силы пытаются выйти на это поле. Известна ситуация с так называемым Русским маршем. Давным-давно, еще когда Владимир Вольфович Жириновский был антисистемной силой, о чем он сейчас уже просто забыл, он тоже пытался деструктивно работать с диаспорой. Конечно же, экстремисты всегда во всех странах стремятся захватить мигрантов, захватить их еще на уровне собственных диаспор и вовлечь в свою работу. Этот вопрос актуален для партий: кто из них победит в конкуренции за политический выбор, за души русских соотечественников за рубежом и приезжающих сюда и формирующих какое-то промежуточное сообщество, кстати, довольно мультикультурное. Потому что люди, приезжающие из разных стран, часто даже разговаривать друг с другом не могут, например, русские эмигранты, приезжающие из Германии и приезжающие из Казахстана, часто уже не имеют общего языка.

Партия "Единая Россия" в каком-то смысле подняла это знамя и пытается начать работу. Она пошла даже на такое, с моей точки зрения, серьезное идеологическое заявление, объявив устами господина Исаева, что "Единая Россия" - это партия русской политической культуры. Сейчас как раз в Москве проходят Дни русской политической культуры, в рамках этого мероприятия выступают артисты, писатели. Сегодня выступает известный писатель Сергей Лукьяненко, и это проходит под эгидой партии. Но должен сказать, что на улице в конкуренции пока побеждают чаще антисистемные силы. Кондопога далеко не единственный пример. Так называемое Движение против нелегальной миграции, с моей точки зрения, это в основном движение по раздуванию этнической розни в России и движение по стравливанию между собой разных народов и даже граждан Российской Федерации между собой, но оно пользуется опасной безнаказанностью, и даже пытается на местах, в обход Центра, устанавливать контакты с местными правоохранительными органами, это не секрет. И в ряде случае эти контакты удается наладить, вот что интересно. Есть случаи, где с ними устанавливают контакты не только МВД, которые, возможно, устанавливают контакты и с криминальным миром для того, чтобы с ним бороться, но в ряде случаев даже Федеральная миграционная служба контактировала с ДПНИ.

Мне кажется, очень важно изолировать те силы, задача которых не столько содействовать решению великой проблемы интеграции российской политической нации, я подчеркиваю, именно политической, не этнической нации, а российской политической нации на базе русской политической культуры, а сеять рознь и в конце концов взорвать Россию, начиная с предложения, которое уже звучало в конце 80-х - начала 90-х годов, и которое звучит сейчас из кругов ДПНИ: ну зачем нам Кавказ, это же чужие. Дальше следует Татарстан - тоже чужие. То есть ведется мелкая, провокаторская упорная работа по разжиганию внутренней вражды, и это серьезная проблема, на которую недостаточно обращают внимание политические партии, парламентские в первую очередь. Правительство, точнее, Путин и его администрация, серьезно вышли на это поле. Президент Российской Федерации и его администрация предложила свою концепцию работы с соотечественниками, которая, надеюсь, в дальнейшем не будет сводиться к созыву конгресса соотечественников раз в пять лет.


27 октября 2006
"Кремль.ORG"
www.kreml.org

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован