После Сиднея прославленного украинского шестовика в секторе для прыжков не видели. А видели в конференц-залах, начальственных кабинетах и, наконец, совсем недавно - в аудитории, где он защищал диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Новый прыжок Бубки - на сей раз в науку - стал неожиданностью даже для тех, кто давно и близко знает выдающегося атлета.
- Колитесь, Сергей Назарович: что бы это значило? Вдруг проснувшаяся тяга к науке? Дань моде? Стремление иметь запасной аэродром?
- (Лукаво улыбается.) Вообще-то я всегда предпочитаю иметь запасной аэродром, да и другим советую - мало ли как жизнь сложится...
- Ой, вам ли опасаться житейских подвохов?! Герою Украины с памятником при жизни, члену исполкома МОК, а теперь еще и члену совета ИААФ! Любопытно, как сформулирована тема вашей диссертации?
- "Формирование индивидуальных способностей студентов в процессе физического воспитания". Только не могу согласиться, что все это случилось "вдруг": работу над диссертацией начал еще в 1997 году, просто ее не афишировал. Надеюсь, она будет иметь прикладное, методическое значение, поскольку я обобщил собственный, незаемный опыт подготовки к соревнованиям, накопленный за два десятилетия в большом спорте. Думаю, он окажется небесполезным для новых поколений атлетов.
- В любом случае это уже теория. А по практике, то бишь по шесту, не тоскуете? Между прочим, в эти дни исполняется ровно год с тех пор, как вы в Сиднее окончательно и бесповоротно зачехлили шест. Для алкоголика или курильщика, решивших завязать с вредными привычками, это, говорят, еще не срок.
- (Смеется.) Да я же целых четыре года после Атланты занимался психотерапией - уговаривал себя, что, мол, пора завязывать. Как видите, уговорил.
- И после Сиднея к снаряду даже не прикасались?
- Ну почему же - несколько раз прикасался. Например, в мае в Донецке проводил что-то вроде мастер-класса для юных шестовиков нашей школы. А совсем недавно на чемпионате мира в Эдмонтоне консультировал в секторе молодого бельгийского прыгуна. Конечно, с полного разбега через планку уже не прыгал - только на прямом шесте, с пяти-шести шагов, показывал элементы техники. Просто так, "для здоровья", можно до глубокой старости поигрывать в футбол, плавать в бассейне, бегать трусцой - и не выглядеть при этом смешным. А в нашем виде это невозможно, да и небезопасно. Впрочем, даже если бы я захотел еще попрыгать "для себя", это было бы уже нереально из-за страшного цейтнота, в котором был прожит год после Сиднея.
ПЕКИН - УДАЧНЫЙ ВЫБОР
- Неужели олимпийский функционер, пусть даже высокого ранга, больше загружен, чем действующая спортивная звезда вашего уровня?
- Представьте себе - гораздо больше! Полгода провел в поездках, побывал в двух десятках стран. Недавно, например, летал в Доминиканскую республику, где выступал с докладом на генеральной ассамблее спортивных организаций панамериканских стран.
- За что агитировали панамериканцев?
- За создание комиссий атлетов при всех спортивных организациях - от региональных объединений НОКов до национальных федераций по видам спорта. В идеале должна получиться такая глобальная сеть, позволяющая спортсменам на всех континентах сообща решать свои насущные проблемы.
- Какие, например?
- Ну, допустим, проблему здоровья, связанную с постоянным ростом тренировочных нагрузок. Она по мере дальнейшей профессионализации спорта становится все более злободневной. Далеко не все, особенно молодые атлеты, умеют соизмерять собственные возможности с гонкой за большими гонорарами, что приводит к серьезным травмам и досрочному завершению карьеры.
- Можно подумать, будто в ваших силах остановить эту гонку.
- Остановить - нет. Но вести просветительскую, информационную работу, заниматься образованием атлетов мы обязаны. Вряд ли, скажем, нам удастся искоренить допинг, однако замалчивать это зло, не бороться с ним тоже нельзя.
- Как член исполкома МОК вы работали в так называемой оценочной комиссии, которая прошлой зимой колесила по миру, изучая претензии всех пяти городов - претендентов на проведение летних Игр-2008. В июле на 112-й сессии МОК в Москве был сделан окончательный выбор в пользу Пекина. Что скажете по этому поводу?
- Выбор справедливый, поскольку огромная Азия не имела Игр со времен Сеула-88, а с точки зрения пропаганды олимпийских идей - еще и очень удачный. Население современного Китая - 1 миллиард 300 миллионов человек, и, представьте, что почти все эти люди теперь чувствуют себя "олимпийцами". Несколько лет они будут жить предвкушением фантастического праздника.
У ПУТИНА ХОРОШИЙ ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС
- А как вам сама сессия МОК - кажется, первая в вашей жизни?
- С чистой совестью готов повторить слова Хуана Антонио Самаранча, заявившего, что блестящей организацией сессии Москва доказала, что имеет все основания претендовать на титул олимпийской столицы в 2012 году Действительно, все прошло здорово, на высочайшем уровне, что называется, без сучка и задоринки. Чувствовалась огромная заинтересованность в успехе этого грандиозного олимпийского собрания со стороны мэра Москвы Юрия Лужкова и президента России Владимира Путина.
- С Путиным познакомились?
- Да, после торжественной церемонии открытия сессии в Большом театре Самаранч представил нас друг другу. "Мы гордимся вами", - услышал я от Путина.
- Какое впечатление на Героя Украины Бубку произвел президент России?
- По пятиминутному общению сложно составить полное представление о человеке, однако и такого краткого знакомства вполне достаточно, чтобы убедиться, что Путин - волевая, сильная личность. Как спортсмен я оценил его атлетическое сложение, особенно - хорошо развитый плечевой пояс. Видно, что президент России не забывает дорогу в спортивный зал, держит себя в форме.
ХОККЕЙНАЯ КАНАДА ВЛЮБИЛАСЬ В "КОРОЛЕВУ"
- Недавно на вас повесили еще одну нагрузку: член совета ИААФ. Так что дать оценку августовскому чемпионату мира в Эдмонтоне, вам, что называется, сам Бог велел.
- Это был в каком-то смысле дискуссионный чемпионат: впервые он проводился в Северной Америке, да еще в хоккейной до мозга костей Канаде. Нашлись и такие, кто предсказывал в этой связи легкоатлетическому турниру в Эдмонтоне фиаско. Однако ничего подобного не произошло. Трибуны стадиона с каждым днем заполнялись по возрастающей. Одно личное наблюдение. Канадец-водитель, который обслуживал меня в Эдмонтоне, сам в прошлом, как выяснилось, мотогонщик, поначалу тоже скептически, даже с некоторым снобизмом, относился к происходящему. Но в конце концов "сломался", в последний день чемпионата повел на стадион жену и двоих детей и, как потом мне признался, пожалел, что не сделал этого раньше.
Чемпионат в Эдмонтоне во многих отношениях можно считать этапным. Первый - на североамериканском континенте. Первый - в новом веке и новом тысячелетии. Первый - под руководством нового президента ИААФ Ламина Диака. Да и сама международная легкоатлетическая федерация, сохранив привычную аббревиатуру, официально перестала быть "любительской".
- Де-факто это случилось еще в вашу бытность действующим спортсменом.
- Профессионализация - неизбежная тенденция в развитии любого вида спорта. В легкую атлетику тоже пришли большие деньги. Больше стало коммерческих стартов, возросли гонорары. На первых чемпионатах мира, помню, материально поощрялись лишь три призера, а в Эдмонтоне призовые деньги получала уже восьмерка атлетов в каждой дисциплине.
ПОСЛЕДНЯЯ ТАЙНА АТЛАНТЫ
- Естественно, что меня более всего интересует ваш взгляд на прыжки с шестом. Насколько закономерна победа в Эдмонтоне русского австралийца Дмитрия Маркова, да еще с новым рекордом чемпионатов - 6.05?
- Когда в квалификации 13 человек взяли 5.70, я понял, что в финале следует ждать очень высоких полетов. Марков по праву опередил конкурентов за счет превосходства в технике: каждую фазу прыжка Дима делал чище других.
- Плюс, согласитесь, в секторе не было всех сильнейших...
- Вы имеете в виду не прошедшего отбор на чемпионате США Хартвига, зимнего чемпиона мира американца Джонсона и россиянина Тарасова, не выступавших из-за травм? С их участием интрига, наверное, получилась бы иной. Однако сомневаюсь, что кто-то сумел бы остановить Маркова.
- Атлета, который в обозримом будущем способен посягнуть на ваши 6.14 на стадионе и 6.15 - в зале, в Эдмонтоне не заметили?
- Этот вопрос вы задаете мне почти при каждой нашей встрече, и я всякий раз оказываюсь в неловком положении, потому что вынужден отвечать: нет.
- Что же тут "неловкого"?
- Потому что всякий раз в памяти невольно всплывают разговоры, которые велись несколько лет назад: мол, Бубка своими рекордами "убил" целое поколение шестовиков.
- А по-моему, тут все ровно наоборот: неловко должно быть тем, кто позволял себя "убивать". Это, во-первых. И, во-вторых, по моему глубокому убеждению, сам Бубка тоже не достиг того потолка, на который был запрограммирован своими уникальными природными данными. Разве не так?
- После драки кулаками не машут...
- Это не ответ.
- Хорошо, из уважения к нашему многолетнему знакомству открою вам одну тайну. Пиком своей карьеры я видел Олимпиаду в Атланте и именно там собирался достичь того, что вы теперь называете "потолком". По замыслу это был бы прыжок не ниже, чем на 6.20. Но подвел ахилл, проклятый ахилл, сделавший меня в Атланте почти инвалидом!..
МОЯ СЛАБОСТЬ - ДЕВУШКИ С ШЕСТОМ
- Что за скандальное интервью вы дали перед чемпионатом мира в Эдмонтоне, якобы обидев прыгуний с шестом? Насколько я знаю, раньше вы были убежденным поборником эмансипации и даже говорили, что женские прыжки с шестом развиваются динамичнее мужских, привлекая к себе внимание болельщиков и спонсоров.
- Вот, вот, примерно то же самое я сказал и тому канадскому журналисту, который у себя в газете все переиначил. Там почему-то не оказалось ни одного моего доброго слова об очевидном прогрессе женского шеста, зато осталась вырванная из контекста фраза: дескать, настоящие прыжки у женщин начнутся после 5 метров. И читалось это так, что до 5-метровой высоты Бубка женщин с шестом не видит в упор, не замечает достижений Стейси Драгилы, других известных спортсменок... Полная ерунда! Наоборот, стремительный рост результатов у женщин в шестовом секторе я ставлю в пример мужчинам, которые в последнее время почти не прогрессируют.
Одно из доказательств моего по-прежнему искреннего расположения к девушкам с шестами буду готов предъявить 24 февраля 2002 года. Это дата проведения очередного международного турнира "Zepter-Звезды шеста" в Донецке, участвовать в котором помимо шестовиков-мужчин мы пригласили и Драгилу, и Феофанову, и Григорьеву, и других звезд женских прыжков с шестом.
- Украинская спортсменка Жанна Пинтусевич, победив в Эдмонтоне на стометровке, стала автором самой большой сенсации чемпионата. Но еще одна сенсация - только уже со знаком минус - разразилась после возвращения сборной Украины домой. Я имею в виду скандальную пресс-конференцию в Киеве, на которой атлеты и тренеры впервые открыто схлестнулись с руководством национальной федерации, в очень резкой форме высказали свои претензии, касавшиеся, в основном, материального обеспечения сборной. Что вы думаете по поводу этого конфликта?
- К сожалению, его можно было предвидеть. Это я понял по нездоровой, накаленной обстановке, царившей в нашей сборной в Эдмонтоне. Там на собрании я сказал ребятам, что не время сейчас сводить какие-то счеты с руководством, надо предельно сконцентрироваться на выступлениях. Как мог, успокаивал их и одновременно помогал президенту нашей федерации Валерию Борзову прямо на месте решать вопросы по экипировке спортсменов: организовал встречу с представителями Nike, Adidas, договорился с ними о предоставлении украинской сборной почти двух десятков пар легкоатлетической обуви. Беда в том, что у федерации не оказалось постоянных спонсоров, и в Эдмонтоне пришлось прибегнуть к пожарным мерам - кардинально что-либо изменить было уже невозможно.
Скандал, разразившийся в Киеве, оставил очень неприятный осадок. Атлеты и функционеры оказались как бы на разных берегах, они дистанцировались друг от друга. На мой взгляд, это наглядный пример того, как важно участие самих спортсменов в работе федерации на демократических началах, о чем мы с вами уже говорили. Поэтому, со своей стороны, я приложу все усилия, чтобы оздоровить ситуацию в нашей легкой атлетике.
ПРЫЖКОВАЯ МЕККА В ДОНЕЦКЕ
- Недавно видел вас на открытии реконструированного донецкого стадиона "Локомотив", у входа на который теперь стоит бронзовый Сергей Бубка. Говорят, вы тоже поучаствовали в обновлении этой арены?
- О, это не просто арена- это мой родной дом. На "Локомотиве", собственно, я и состоялся как атлет. Поэтому участвовал в обновлении стадиона, воспользовавшись "служебным положением". По моей просьбе 50 тысяч долларов на реконструкцию в июне выделил Хуан Антонио Самаранч, столько же в августе перечислил президент ИААФ Ламин Диак. Закупили на эти деньги легкоатлетическое оборудование для "Локомотива", хотим обновить еще два крытых манежа, в которых я тоже много лет тренировался. А наличие летней и зимней легкоатлетических баз позволит сделать следующий шаг: открыть в Донецке под эгидой ИААФ международный центр по прыжкам.
- Вы забыли добавить: с шестом.
- Ничего я не забыл. Это будет центр по всем прыжковым легкоатлетическим дисциплинам. Причем первый международный тренерский семинар, который и ознаменует начало работы центра, планируем провести в конце февраля 2002 году, во время турнира "Zepter-Звезды шеста".
- Доклад кандидата педагогических наук Бубки Сергея Назаровича в повестке дня семинара будет?
- (Смеется.) Вполне может быть. Надо же оправдывать новое звание.
Юрий ЮРИС
http://www.sport-express.ru/