20 марта 2007
1457

Год реализованных возможностей

Что удалось сделать Комитету Госдумы по бюджету и налогам и что впереди

Юрий Васильев , председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Этот год думский Комитет по бюджету и налогам завершает с хорошими и весомыми результатами. Прежде всего рассмотрены и приняты бюджет страны, различные законы по налоговой и финансовой политике. Можно говорить о том, что сделан еще один шаг в развитии правовой базы? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с председателем Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрием Васильевым .

- Прежде всего хочу отметить то, что комитетом было подготовлено 38 федеральных законов, которые приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом России. В настоящее время на рассмотрении у нас находится 204 законопроекта. Отклонены, отозваны, возвращены и сняты с рассмотрения субъектами права законодательной инициативы 222 законопроекта, - говорит глава комитета. - Можно смело сказать, что итоги работы довольно неплохие. Конечно, как всегда, главным было принятие проекта бюджета на будущий год. Напомню, что впервые он был сформирован в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006-2008 годы, что является первым реальным шагом к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления государственными финансами. По существу это дает возможность решить во взаимной увязке проблемы сдерживания инфляции, обеспечения экономического роста, проведения социальных реформ и повышения реального уровня жизни населения. Появляются возможности спланировать условия стабильной работы как для бизнеса, так и для органов государственного управления.

В ходе работы над законопроектом нам совместно с Правительством удалось добиться максимального приближения параметров бюджета к реальным оценкам и значительного увеличения по сравнению с нынешним годом доходной части на 598 миллиардов рублей и расходной - на 322 миллиарда рублей. Также впервые образован Инвестиционный фонд в объеме 70 миллиардов рублей, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

- Это новшество как раз и вызывает у многих немало вопросов. Прежде всего, как будут распределяться средства фонда?

- Недавно мы получили утвержденное Правительством положение об Инвестиционном фонде, вступающее в силу с 1 января 2006 года. Им определяется порядок формирования фонда, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за его счет реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Говорится об этапах и процедурах их отбора, основных требованиях к представляемой документации и проведению мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Замечу, что поддержка может осуществляться как в форме софинансирования на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, так и направления средств в уставные капиталы юридических лиц. Минимальная стоимость инвестиционного проекта, установленная для получения государственной поддержки, составляет пять миллиардов рублей.

Отбор планируется проводить в два этапа. На первом этим занимается Министерство экономического развития и торговли. На втором этапе подключается правительственная комиссия, которая формирует перечень инвестиционных проектов из числа отобранных министерством.

- Всегда самым слабым звеном в предыдущих бюджетах было положение о межбюджетных отношениях. Как ныне решаются эти проблемы?

- Совершенствованию межбюджетных отношений нашим комитетом уделяется самое пристальное внимание. Недавно принят важный Закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Им устанавливается порядок замены дотаций из фондов дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствующие местные бюджеты. Определен порядок предоставления субвенций из местных бюджетов в бюджет субъекта Федерации, которые должны применяться в переходный период с 2006-го по 2008 год.

Данные положения закона позволят органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления при формировании и утверждении собственных проектов бюджетов обеспечить более эффективное и обоснованное выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Кроме этого создаются дополнительные условия и стимулы для органов местного самоуправления по развитию налоговой базы на соответствующей территории, привлечению инвестиций и комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований.

- От масштабных проектов к житейским вопросам: будет ли повышаться зарплата у бюджетников?

- Одной из мер по реализации приоритетных национальных проектов является повышение к 2008 году заработной платы работников бюджетной сферы в 1,5 раза в реальном выражении. Если говорить о будущем годе, то с 1 мая она должна увеличиться на 15 процентов, а с 1 октября - еще на 11 процентов. Соответственно итоговое повышение должно составить не менее 27,65 процента.

-Но не только законом о бюджете был в этом году занят комитет?

- Конечно. Одновременно шла интенсивная работа и по другим направлениям. В частности, особые усилия были направлены на законодательное обеспечение проводимой в стране налоговой реформы. Помимо законотворческой деятельности в этом направлении мы провели два парламентских слушания и три заседания "круглых столов" по актуальным вопросам, связанным с совершенствованием законодательства о налогах и сборах. Среди наиболее важных федеральных законов, вносящих изменения в законодательство о налогах и сборах, которые были приняты в 2005 году и вступают в силу с 1 января 2006 года, хотелось бы отметить федеральный закон о внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ. Он направлен на стимулирование развития малого предпринимательства. Так, например, повышен предельный объем дохода как критерий возможности применения упрощенной системы с 15 до 20 миллионов рублей. Причем эта цифра ежегодно индексируется с учетом инфляции, расширен перечень расходов, которые учитываются при расчете налогооблагаемой базы; восстановлена возможность использования для индивидуальных предпринимателей специального налогового режима на основе патента.

Другой, не менее значимый закон, это - о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним вводится механизм так называемой "амортизационной премии". Налогоплательщик получает право включать в состав расходов отчетного налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. На наш взгляд, реализация данного положения послужит существенным инвестиционным стимулом для реального сектора экономики.

Заслуживает внимания и федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров. Закон был внесен Президентом страны и направлен на разгрузку и оптимизацию работы судебной системы путем частичного отказа от процедур и правил, при которых органы власти должны реализовывать многие свои властные полномочия только через суд, в то время как можно использовать административные, досудебные процедуры.

Или еще один Федеральный закон - "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Он направлен на совершенствование порядка администрирования налога на добавленную стоимость и уточнение положений, касающихся уплаты авансовых платежей организациями с длительным производственным циклом.

- А что в законодательном портфеле комитета на будущее?

- В настоящее время мы работаем над подготовкой ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Поступило более 700 поправок. В рамках данного законопроекта депутаты Государственной Думы намерены реализовать положение Послания Президента РФ Федеральному Собранию, касающегося оптимизации взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, обеспечения гарантий для долгосрочного развития бизнеса.

Также мы ожидаем в ближайшее время правительственный законопроект "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ", который потребует серьезной и напряженной работы нашего комитета в I квартале 2006 года. Можно не сомневаться, в весеннюю сессию без работы не останемся.

В ходе работы над законопроектом удалось добиться максимального приближения параметров бюджета к реальным оценкам и значительного увеличения по сравнению с нынешним годом доходной части.


Парламентская Газета. Москва.

20 Декабря 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован